РП география 6,8,9 ОВЗ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
естественно-математического
цикла МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
______________. Степанова Л.Н.

СОГЛАСОВАНО
Заседание методсовета
МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.
Зам директора по УР
_____________.Астапова И.Л.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 53
от «30» августа 2023 г.
Директор МКОУ
«Александровская СОШ»
МО «Братский район»
__________ .Астапова Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«География»
по адаптированной основной образовательной программе
для учащихся 6,8,9 классов
с легкой умственной отсталостью
срок реализации 5 лет

Предметная область: «Естествознание»

Разработала: учитель Степаненко Светлана
Георгиевна

с. Александровка, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся 6 класса
разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор
Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г. – Сб. 1;
рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с
Федеральным законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в
соответствии с ФКГОС 2004 г. и учебным планом ООП ООО МКОУ «Александровская
СОШ».
Цели программы
дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе,
населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности
взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных
народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География
дает
благодатный
материал
для
интернационального и экологического воспитания учащихся.

патриотического,

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей
учащихся. Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
Расширение кругозор об окружающем мире.
Задачи программы
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении,
хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и
бытом разных народов.
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий,
распространенных в нашем регионе.
Корреционно - развивающие:
Учить анализировать, сравнивать
причинноследственные зависимости.

изучаемые

объекты

Содействовать развитию абстрактного мышления,
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

и

развивать

явления,

понимать

воображение.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении
приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному

плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; -

логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
Личностными результатами изучения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты
окружающей среды; развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя
умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью
учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя
источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет
и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать
выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
Учебный курс «География» реализуется через обязательную часть учебного плана.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание программы 6 класс
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки,
ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры
предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для
выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний,
умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное
время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности» 1-4 классы, «Природоведение» 5 класс).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым
учебником.
Ориентирование на местности

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным
признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и
основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика).Рисунок компаса и линия
горизонта (изобразительная деятельность).Изготовление звездочки ориентирования
(ручной труд).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в
определении сторон горизонта по солнцу и компасу
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии
или в уголке ориентирования). План и карта
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на
плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План
класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета
физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки,
каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и
деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, сбоку, масштаб
(трудовое обучение).Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы.
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в
умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении
расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).Изготовление в
столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и
цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного
участка, местности). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку
соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.
Формы поверхности Земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности,
его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).Поверхность нашей
местности (развитие устной речи 5 класс).Работа с глиной, пластилином, природным
материалом (ручной труд).Предметы и явления неживой природы (естествознание).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага,
вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ
на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и
т.п.)
Вода на Земле
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные
и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение
рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе (природоведение).Соленая и пресная вода в природе; использование
воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения
(естествознание).Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной
труд).Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная
деятельность).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или
изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее
по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении
направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической
карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и
т.п.)
Земной шар
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство
шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось,
экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта
полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная
Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца
для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности
(отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи. Понятие о климате, его отличие от
погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные.
Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа
умеренных и полярных поясов. Межпредметные связи

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное,
вертикальное, наклонное (математика).Причины смены дня и ночи, времен года
(природоведение).Эпоха географических открытий (история).Рисунок земного шара и
глобуса (изобразительная деятельность).Работа с глиной и пластилином, с картонными
(линолеумными) контурами материков.
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора
и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий
океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых
кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов
освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и
белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам
освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в
различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями
об освоении космоса в периодической печати.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России
— Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы.
Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря
Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными
картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.54.
Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие
месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд,
природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой.
Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера
Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России.
Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность
(природоведение).Вода, полезные ископаемые (естествознание}.Различение цвета и его
оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий
изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных
знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление
планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его
название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.
Тематическое планирование по географии. 6 класс

№ Наименование
п/п разделов
и
программы

Количество часов
тем
Всего

1
2
3
4
5
6
7
8

9

Введение.
Ориентирование на
местности
Формы поверхности
Земли
Вода на Земле
План и карта
Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне.
Земной шар
Понятие о климате,
его отличие от
погоды.
Карта России
Обобщение
Общее количество
часов

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
Практическ ресурсы
ие работы
Библиотека ЦОК

5
5

1

5
11
10
5
5
6

15
1
68

1
1

1

1

1

1

1

4

4

Поурочное планирование по географии. 6 класс
№ Наименование
Количество часов
Электронные
п/п разделов
и
тем
(цифровые)
программы
образовательные
Всего
Контрольные Практическ ресурсы
работы
1
2

3
4

5

6
7

Введение.
Наблюдения за
изменениями высоты
Солнца и погоды.
Явления природы
Географические
сведения о нашей
местности и труде
населения
Обобщающий урок по
теме «Введение»
Ориентирование на
местности
Горизонт. Линии
горизонта.
Стороны горизонта

5
1
1
1

1
5
1
1

ие работы
Библиотека ЦОК

8
9

10

11
12
13
14
15

16
17
18
19

20
21

22
23
24
25

26

27
28
29
30
31

Компас и правила
пользования им.
Ориентирование по
местным признакам
природы
Обобщающий урок по
теме Ориентирование
на местности»
Формы поверхности
Земли
Равнины, холмы.
Овраги, их
образование.
Горы. Землетрясения.
Извержения вулканов.
Обобщающий урок по
теме «Формы
поверхности Земли»
Вода на Земле
Вода в природе.
Родник, его
образование.
Колодец, водопровод.
Части реки.
Равнинные и горные
реки.
Как люди используют
реки.
Озера.
Водохранилища.
Пруды.
Болота, их осушение.
Океаны и моря.
Острова и
полуострова.
Водоемы в нашей
местности. Охрана
вод от загрязнения
Обобщающий урок по
теме
«Вода на Земле»
План и карта
Рисунок и план
предмета
План и масштаб.
План класса.
План школьного
участка.
Условные знаки

1
1

1
5
1
1
1
1
1

11
1
1

1

1
1

1
1

1
1
1
1

1

10
1
1
1
1
1

1

1

32
33
34
35

36

37
38
39

40
41

42
43
44
45
46

47

48
49

плана местности
План и
географическая карта.
Условные цвета
физической карты.
Условные знаки
физической карты.
Физическая карта
России. Значение
физической карты и
жизни и деятельности
людей.
Обобщающий урок по
теме «План и карта»
Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне.
Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля- планета.
Доказательства
шарообразности
Земли. Освоение
космоса.
Глобус-модель
земного шара
Физическая карта
полушарий.
Земной шар
Распределение воды и
суши на Земле.
Океаны на глобусе и
карте полушарий
Материки на глобусе
и карте полушарий.
Первые кругосветные
путешествия.
Значение Солнца для
жизни на Земле.
Различие в освещении
и нагревании
Солнцем земной
поверхности.
Понятие о климате
Понятие о климате,
его отличие от
погоды.
Основные типы
климата.
Пояса освещенности:
жаркие, умеренные,

1
1
1
1

1
5
1
1
1

1
1
11
1
1
1
1
1

6
1

1
1

1

1

50
51
52

53

54

55

56

57
58

59

60

61

62
63
64
65
66
67
68

холодные
Природа
тропического пояса.
Природа умеренных и
полярных поясов
Обобщение по теме:
"Земной шар"
Карта России
Географическое
положение России
карте.
Границы России.
Сухопутные границы
России на западе и
юге.
Морские границы.
Океаны и моря,
омывающие берега
России. Моря
Северного ледовитого
океана
Моря Тихого и
Атлантического
океана.
Острова и
полуострова России
Поверхность нашей
страны. Низменности,
возвышенности,
плоскогорья.
Горы: Урал, Кавказ,
Алтай, Саяны,
Крымские горы
Крупнейшие
месторождения
полезных ископаемых
Реки: Волга с Окой и
Камой, Дон, Днепр,
Урал,
Реки: Дон, Днепр,
Урал,
Реки Сибири: Обь,
Енисей, Лена, Амур.
Реки Сибири: Лена,
Амур.
Озера России
Наш край на карте
России
Обобщение по теме
«Карта России»
Заключительный

1
1
1
15
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

урок.
Общее количество
часов

68

1

1

8 класс
Общая характеристика учебного предмета
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет большое
значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем
мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во
взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но
научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и
зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить
с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального,
эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром
профессий, распространенных в своем регионе.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением
интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает
значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности
детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать
изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с
символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит
абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей
со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной
речи.
По сравнению с массовой, в коррекционной школе ученики должны овладеть более
упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности
системой географических сведений. Учитывая, что без достаточного запаса правильных и
четких представлений невозможно осуществить адекватные мыслительные операции,
следует выделить как специальную коррекционную задачу уроков географии работу по
формированию, упорядочиванию и систематизации представлений о географических
объектах и явлениях. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных
дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много
смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой,
изобразительным искусством, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими
предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие
устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности» и «Природоведение».
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов по учебному плану – 2 часа в неделю.
Количество часов в год по программе – 68

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- овладение основами географических знаний и умений, навыками их применения в
различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины
мира;
- уважительное отношение к окружающим, любовь к Родине;
- эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности и принятие
других народов мира;
- толерантность;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей
среды;
- развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметные результаты.
регулятивные БУД:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести поиск, анализ, отбор информации, преобразовывать и сохранять её;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального
взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
познавательные БУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение
проблемы.
Обучающиеся должны уметь: выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять поиск необходимой информации;
- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов
различных жанров;
коммуникативные БУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться,
распределять роли, договариваться друг с другом;
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактам;
-выступать с сообщениями по изучаемым темам школьной программы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС
Введение
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и
карте.
Мировой океан
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Межпредметные связи: сравнение размеров океанов («Математика»). Вода. Водоросли.
Обитатели морей («Естествознание»); Правописание рудных слов («Русский язык»).
Материки и части света
Африка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные
зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир
пустынь. Население. Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая
республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР).
Австралия
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный
мир, животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Острова Новая Гвинея.
Антарктида
Географическое
положение.
Антарктида.
Открытие
Антарктиды
русскими
мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир
Антарктиды. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды. Обобщающий
урок по теме «Антарктида».
Америка. Открытие Америки.
Северная Америка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и
животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада.
Мексика. Куба.
Южная Америка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный
мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн,
степей, пустынь и горных районов. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу.
Обобщающий урок на тему «Часть света - Америка»
Евразия. Общая характеристика материка
Географическое положение. Очертание берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и
Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии.
Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быть народов
Европы и Азии. Заочное путешествие по Евразии.
Обобщающий урок «Материки и части света на глобусе и карте».
Контрольная работа.
Межпредметные связи: рациональное использовании, почв, полезных ископаемых,
охрана водоемов, растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные
растения и сельскохозяйственные животные («Естествознание»); охрана природы –
всемирная проблема; международные законы об охране природы («История»);
правописание трудных слов (Русский язык»).

№ Наименование
п/п разделов
и
программы

Тематическое планирование 8 класс
Количество часов
тем
Всего

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Введение.
Мировой океан
Африка
Австралия
Антарктида
Открытие Америки
Северная Америка
Южная Америка
Евразия
Контрольная работа
Анализ контрольных
работ
Всего

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
Практическ ресурсы
ие работы
Библиотека ЦОК

2
5
12
8
6
1
8
11
14
1
1

1
1

1
1

1
1
2
1

4

68

5

Тематическое планирование 9 класс
№ Наименование
п/п разделов
и
программы

Количество часов
тем
Всего

1

Введение.

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
Практическ ресурсы
ие работы
Библиотека ЦОК

2

Поурочное планирование 8 класс
№ Наименование разделов и Количество часов
п/п тем программы
Всего

1

Введение.

1

Контроль
ные работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК

2
3
4
5
6

7
8

Что изучает география
материков и океанов.
Материки и части света на
глобусе и карте.
Мировой океан.
Мировой океан
Атлантический океан.
Северный Ледовитый
океан.
Тихий океан
Индийский океан
Современное изучение
Мирового океана
Материки и части света.
Африка
Африка. Географическое
положение.
Разнообразие рельефа,
климат, реки и озера.

1

5
1
1
1
1
1
12
1
1

1

21

Природные зоны.
Растительность
тропических лесов.
Животный мир
тропических лесов.
Растительность саванн.
Животные саванн.
Растительность и животные
пустынь.
Население и государства
Египет. Эфиопия.
Танзания. Демократическая
республика Конго.
Нигерия. ЮжноАфриканская республика
(ЮАР)
Обобщающий урок по
теме: «Африка»
Австралия
Австралия. Географическое
положение.
Разнообразие рельефа,
климат, реки и озера.
Растительный мир.

22

Животный мир.

1

23
24

Население.
Австралийский союз

1
1

9

10
11
12
13
14
15
16
17

18

19
20

1
1
1
1
1
1
1
1

1
8
1
1
1

25
26

27

28

29
30

31
32

33
34

35
36
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46
47

Океания. Остров Новая
Гвинея
Обобщающий урок по теме
«Австралия»
Антарктида
Антарктида.
Географическое
положение.
Открытие Антарктиды
русскими
мореплавателями.
Разнообразие рельефа,
климат.
Растительный и животный
мир Антарктиды. Охрана
природы.
Современные исследования
Антарктиды.
Обобщающий урок по
теме «Антарктида»
Америка
Открытие Америки.
Северная Америка
Северная Америка.
Географическое
положение.
Разнообразие рельефа,
климат.
Реки и озера.

1
1
6
1

1

1
1

1
1
20
1
8
1

1
1

Растительный и животный
мир.
Население и государства.
Соединенные Штаты
Америки.
Канада.

1

Мексика. Куба.
Южная Америка
Южная Америка.
Географическое
положение.
Разнообразие рельефа,
климат.
Реки и озера.
Растительность
тропических лесов.
Животный мир
тропических лесов.
Растительность саванн,

1
11
1

1
1
1

1
1
1
1
1

48
49
50
51
52

53
54

55

56

степей, пустынь и горных
районов.
Животные саванн, степей,
полупустынь, гор.
Население и государства.
Бразилия .
Аргентина. Перу.
Обобщающий урок по теме
«Часть света – Америка»
Евразия
Евразия. Географическое
положение.
Очертания берегов
Евразии. Моря Северного
Ледовитого и
Атлантического океанов.
Острова и полуострова.
Очертания берегов. Моря
Тихого и Индийского
океанов. Острова и
полуострова.
Разнообразие рельефа,
Полезные ископаемые
Европы.

Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые
Азии.
58 Типы климат Евразии.
59 Реки и озера Европы.
60 Реки и озера Азии.
61 Растительный и животный
мир Европы.
62 Растительный и животный
мир Азии.
63 Население Евразии.
64 Культура и быт народов
Евразии.
65- Обобщающий урок
66 «Материки и части света на
глобусе и карте»
67 Контрольная работа
68 Анализ контрольных работ.
Общее количество часов
57

1
1
1
1
1
16
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
68

9 класс
Общая характеристика учебного предмета
На изучение стран Евразии выделено три четверти. Деидеологизирована тематика
данного раздела: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной
общественной системе, а по типу географической смежности. Бывшие союзные
республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа», «Центральная
и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о
распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать
последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление
национальных проблем. Следует отметить на экономические и культурные контакты с
этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о
природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других
школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими
преобразованиями в нашей стране и в мире.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет
большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к
познанию. Изучение географии материков расширяет кругозор детей об окружающем
мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во
взаимосвязи.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно
отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями,
какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает
воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно
употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных
тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой,
изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и
другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и
методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных
формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что
способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно
отсталыми учащимися.

Место учебного предмета в учебном плане
На изучение географии в 9 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю)

Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых
государств Евразии;
Границы, государственный строй и символику России;
Особенности географического положения своей местности, типичных
представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране
природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при
стихийных бедствиях;
Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;

Учащиеся должны уметь:
Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные
города Евразии;
Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
Находить свою местность на карте России;
Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов
своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области;
Правильно вести себя в природе.
Содержание учебного предмета география в 9 классе
На изучение стран Евразии выделено три четверти. Деидеологизирована тематика
данного раздела: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной
общественной системе, а по типу географической смежности. Бывшие союзные
республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа», «Центральная
и ЮгоЗападная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о
распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать
последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление

национальных проблем. Следует отметить на экономические и культурные контакты с
этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о
природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Изучение стран Евразии строится по плану:
1.

Географическое положение.

2.

Государственный строй, символика.

3.

Климат, рельеф, флора и фауна.

4.

Хозяйство, население.

5.

Столица, крупные города.

6.

Достопримечательности.

Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения
Челябинской области учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с
местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос
в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и
культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и
региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся
патриотических чувств.

Практические работы:
Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных
городов.
Нанесение границы Европы и Азии.
Обозначение на контурной карте России соей области.
Обозначение на карте Иркутской области условными знаками месторождений
полезных ископаемых, областного и районных центров.
Прикрепление к карте Челябинской области контуров наиболее распространенных
растений и животных, отметить заповедники и заказники.
Вычерчивание простейшей схемы структуры народного хозяйства области.
Зарисовка растений и животных, занесенных в Красную книгу области. Запись в
тетрадь названий водоемов, форм земной поверхности, фамилий известных людей края.
№ Наименование
п/п разделов
и
программы

Тематическое планирование 9 класс
Количество часов
тем

Электронные
(цифровые)
образовательные

Всего

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Политическая карта
Евразии. Государства
Евразии (обзор).
Западная Европа
Южная Европа
Северная Европа
Восточная Европа
Центральная Азия
Юго-западная Азия
Южная Азия
Восточная Азия
Юго-Восточная Азия
Россия
Свой край
Обобщение
Общее количество
часов

Контрольные
работы

Практическ ресурсы
ие работы
Библиотека ЦОК

1

6
4
3
12
6
7
2
6
2
4
13
2
68

Поурочное планирование 9 класс
№ Наименование разделов и Количество часов
п/п тем программы
Всего

1

2

3

4

Политическая карта
Евразии. Государства
Евразии (обзор).
Западная Европа
Великобритания
(Соединённое
Королевство
Великобритании и
Северной Ирландии):
географическое
положение, природа,
экономика.
Великобритания:
население, культура,
обычаи и традиции.
Франция

1

6
1

1

1

Контрольные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

(Французская
Республика):
географическое
положение, природа,
экономика.
Франция: население,
культура, обычаи и
традиции.
Германия (Федеративная
Республика
Австрия (Австрийская
Республика). Швейцария
(Швейцарская
Конфедерация).
Южная Европа
Испания (Королевство
Испания).
Португалия (Португальская
Республика
Италия (Итальянская
Республика):
географическое
положение, природа,
экономика
Италия: население,
культура, обычаи и
традиции.
Греция (Греческая
Республика).
Северная Европа
Норвегия
(Королевство
Норвегия).
Швеция
(Королевство
Швеция).
Финляндия (Финляндская
Республика).
Восточная Европа
Польша (Республика
Польша). Чехия
(Чешская Республика).
Словакия (Словацкая
Республика).
Венгрия (Венгерская
Республика).

1

1

1

4
1

1

1

1
3
1

1

1
12
1

1

17
18

19
20
21
22
23
24

25
26

27

28
29

30
31
32

33

34
35

36

Контрольная работа за
четверть
Румыния (Республика
Румыния). Болгария
(Республика Болгария).
Югославия.
Албания (Республика
Албания).
Эстония (Эстонская
Республика).
Латвия (Латвийская
Республика).
Литва (Литовская
Республика).
Белоруссия
(Республика Беларусь)

1

Украина
Молдавия
(Республика
Молдова).
Центральная Азия
Казахстан
(Республика
Казахстан).
Узбекистан (Республика
Узбекистан).
Туркмения
(Туркменистан).
с. 116-119
Киргизия (Кыргызская
Республика). с. 120-123
Контрольная работа за
четверть.
Таджикистан (Республика
Таджикистан).
Юго-Западная Азия
Грузия
(Республика
Грузия). с. 127132
Азербайджан

1
1

Армения
(Республика
Армения).
Турция

1

1

1

1
1
1
1
1
1

6
1

1
1

1
1
1
7
1

1

1

1

37

38
39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

(Республика
Турция).
Ирак
(Республика
Ирак).
Иран (Исламская
Республика Иран).
Афганистан (Исламское
Государство
Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия):
географическое
положение, природа,
экономика.
Индия: население,
культура, обычаи и
традиции.
Восточная Азия
Китай (Китайская
Народная Республика):
географическое
положение, природа,
экономика.
Китай: население,
культура, обычаи и
традиции.
Монголия (Монгольская
Народная
Республика)
Корея (Корейская НародноДемократическая
Республика и
Республик
а Корея).
Япония:
географическое
положение, природа,
экономика.
Япония: население,
культура, обычаи и
традиции.
Юго-Восточная
Азия
Вьетнам
(Социалистическая

1

1
1

2
1

1

6
1

1

1

1

1

1

2
1

49

50

51

52

53
54

55
56

57

58
59

60

61

Республика Вьетнам).
Лаос (Лаосская НародноДемократическая
Республика). Таиланд
(Королевство
Таиланд).
Контрольная работа за
четверть
Россия
Россия (Российская
Федерация) –
крупнейшее
государство Евразии.
Сухопутные и морские
границы России
(повторение).
Административное деление
России (повторение).
Столица, крупные города
России. Обобщающий
урок.
Свой край
История возникновения
нашего края.
Положение на карте
области. Границы.
Поверхность.
Климат. Предсказания
погоды по местным
признакам. Народные
приметы.
Полезные ископаемые и
почвы нашей местности.
Реки, пруды, озёра, каналы
нашей местности.
Водоснабжение нашего
края питьевой водой.
Охрана водоёмов.
Растительный мир нашего
края. Красная книга.
Охрана растительного
мира.
Животный мир нашей
местности. Вред природе,
наносимый браконьерами.
Красная книга. Помощь
зимующим птицам.

1

1
4
1

1

1

13
1
1

1

1
1

1

1

1

62

63

64
65
66

67
68

Заповедники, заказники.
Население нашей области.
Его состав. Национальные
обычаи, традиции,
костюмы, фольклорные
песни и танцы,
национальная кухня.
Промышленность нашей
местности. Ближайшее
промышленное
предприятие, где могут
работать выпускники
школы.
Специализация сельского
хозяйства.
Транспорт нашего края.
Архитектурноисторические и культурные
памятники нашего края.
Обобщающий урок «Моя
малая Родина».
Контрольная работа за год
Обобщающее повторение
Общее количество часов

1

1

1
1
1

1

1

38

Учебно – методическое обеспечение
Учебно-дидактический материал для учащихся
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии.
Учебник для 9 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2005
Атлас 9 класс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».