РП биология 8,9 ОВЗ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
естественно-математического
цикла МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
______________. Степанова Л.Н.

СОГЛАСОВАНО
Заседание методсовета
МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.
Зам директора по УР
_____________.Астапова И.Л.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 53
от «30» августа 2023 г.
Директор МКОУ
«Александровская СОШ»
МО «Братский район»
__________ .Астапова Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология»
по адаптированной основной образовательной программе
для учащихся 8,9 классов
с легкой умственной отсталостью
срок реализации 5 лет
Предметная область: «Естествознание»

Разработала: учитель Степаненко Светлана
Георгиевна

с. Александровка, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии VIII вида 8 класс 2022-2023
А.И. Никишов, А.В. Теремов. «Биология Животные». 8 класс. Учебник для специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида . Москва «Просвещение»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между
изученными группами животных; общие признаки, характерные для каждой из этих групп
животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных,
особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых
животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; основные
требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными
(известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых
объектах); кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных
животных; устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания:
приспособления к
ней, особенности строения организма и поведения животных; проводить несложный уход
за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ)
или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Содержание предмета
8 класс (2 часа в неделю)
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к
условиям
жизни.
Позвоночные
и
беспозвоночные
животные.
Дикие,
сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве.
Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего
скелета).
Черви
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты (глисты). Вред
глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха.
Внешнее строение; образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение.
Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных
бактерий).
Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека
насекомые.
Внешнее
строение,
образ
жизни,
питание.
Способ
передвижения/Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового
шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение
меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих
сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми. Позвоночные животные Общие
признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука,
карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство,
рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания,
образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение
лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по
суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы
чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по
строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и
внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят.
Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца,
фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к
условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых
детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения,
дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные
особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение
грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки
зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни,
питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей.
Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и

различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение.
Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние
хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и
значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки
ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение.
Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и
дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих
животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных
животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая
свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их.
Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные
сельскохозяйственные животные — свинья*
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их
оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее
— на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и
пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям
жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным
условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного
покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.
Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм
свиней.
Лошадь.
Внешнее
строение
лошади:
особенности туловища,
го ловы,
ног, кожного покрова. Питание лошадей. ,
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных
групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и
исчезающие виды. Различение диких и домашних животных.
Охрана диких и уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах. Экскурсии
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской
аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи
школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Образовательная рабочая программа по предмету «Биология» 9 класс разработана на
основе
нормативно-правовых документов;

•
•
•
•
•

1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «»Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Программа адресована обучающимся 9 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Составлена на основе программы по биологии В.В, Воронковой, для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и ориентирована на учебник «Биология» 9 класс, для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы-составители: Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. -3-е издание, - М.:
Просвещение, 2013.
Цели программы:
получение обучающимися знаний об организме человека и его здоровье;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью;
рассмотрение окружающей среды как комплекса условий, необходимых для жизни людей.
Задачи программы:
освоить знания об анатомии и физиологии человека;
овладеть умениями применять полученные на уроке биологии знания в жизни;
работать с биологическими приборами и инструментами;
проводить наблюдения за биологическими объектами.
Место курса в основной образовательной программе
Срок освоения программы один год (по 2 часа в неделю).
Содержание программы
Введение.
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
Общий обзор организма человека.
Общее знакомство с организмом человека. Клетка. Краткие сведения о строении клеток.
Химический состав клетки. Ткани человека, краткие сведения о строении тканей человека.
Органы и системы органов.
Опора тела и движение.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении
связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Кровь и кровообращение.
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения.
Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему – на весь организм). Лабораторные работы: «Микроскопическое строение крови»; «Подсчет частоты
пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений».
Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания.
Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для
дыхания. Пищеварение.

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы
пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, глистных заболеваний.
Почки.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний. Кожа.
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система.
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и
его значение. Органы чувств.
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Cтроение органа
слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в
нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное
обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека
о влиянии физической нагрузки на организм
нормы правильного питания
о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека
меры предупреждения сколиоза
состояние своего зрения и слуха
санитарно-гигиенические правила
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в
повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья
соблюдать санитарно-гигиенические требования
оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ Наименование
п/п разделов
и
программы

Количество часов
тем
Всего

1

Введение.

2

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
Практическ ресурсы
ие работы
Библиотека ЦОК

2

3

4

Раздел 1.
Беспозвоночные
животные
Тема 1. Черви
Тема 2. Насекомые
Раздел 2.
Позвоночные
животные
Тема 1. Рыбы
Тема 2. Земноводные
Тема 3.
Пресмыкающиеся
Тема 4. Птицы
Тема 5.
Млекопитающие
Раздел 3.
Сельскохозяйственны
е млекопитающие
Общее количество
часов по предмету

9

1

3
6
41

2

6
3
3
12
17

1

17

1

68

4

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№ Наименование
п/п разделов
и
программы

Количество часов
тем
Всего

1
2
3

4

5
6
7
8

9
10

Введение.
Общее знакомство с
организмом человека.
Значение опорнодвигательной
системы.
Основные группы
мышц человеческого
тела. Работа мышц
Значение крови и
кровообращения
Значение дыхания
Значение
пищеварения.
Органы
мочевыделительной
системы
Кожа человека
Строение и значение

Контрольные
работы

Библиотека ЦОК

2
4
8

1

3

14

1

6
10

1
1

3

4
4

Электронные
(цифровые)
образовательные
Практическ ресурсы
ие работы

1

11
12

нервной системы
Значение органов
чувств.
Система
здравоохранения в
РФ.
Обобщение
Обшее количество
часов

4
4

1

2
68

6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ Наименование
п/п разделов
и
программы

Количество часов
тем
Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение.
Беспозвоночные
животные
Черви
Общие признаки
беспозвоночных
животных
Экскурсия «
Наблюдения за
насекомыми и
дождевыми червями».
Дождевой червь. Роль
дождевых червей в
почвообразовании.
Насекомые
Черви – паразиты.
Профилактика и борьба
с глистными
заболеваниями
Образ жизни и внешнее
строение насекомых.
Майский жук.
Бабочки.

1
9

Образ жизни и внешнее
строение насекомых.
Майский жук.
Комнатная муха. Меры
борьбы с ними.

1

2
1

1

7
1

1

1

1

Контроль
ные работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
Практичес ресурсы
кие
работы
Библиотека ЦОК

1

9

10

11
12
13
14
15
16

17

18
19

20

21
22

23

24
25

Пчела и тутовый
шелкопряд. Значение и
уход за ними
Обобщение по теме
«Беспозвоночные
животные».
Позвоночные
животные
Рыбы
Общие признаки
позвоночных животных
Внешнее строение рыбы.
Внутреннее строение
рыбы.
Размножение и развитие
рыбы.
Речные и морские рыбы.
Рыболовство и
рыбоводство. Охрана
рыб.
Земноводные
Среда обитания и
внешнее строение
лягушки.
Внутреннее строение
лягушки.
Размножение и развитие
лягушки. Значение и
охрана земноводных
Пресмыкающиеся
Среда обитания и
внешнее строение
пресмыкающихся.
Внутреннее строение и
размножение ящерицы.
Представители класса
пресмыкающиеся.
Охрана
пресмыкающихся.
Птицы
Особенности внешнего
строения и сред
обитания птиц.
Внутреннее строение
птиц.
Размножение и развитие
птиц.

1

1

41
6
1
1
1
1
1
1

3
1

1
1

3
1

1
1

12
1

1
1

26
27
28
29
30
31

32
33
34

35
36
37
38
39

40
41
42
43
44
45

46
47
48
49
50

Птицы, кормящиеся в
воздухе.
Птицы леса.
Хищные птицы.
Водоплавающие птицы.
Птицы, обитающие
вблизи жилья человека.
Особенности образа
жизни каждой
экологической группы
птиц. Значение и охрана
птиц.
Птицеводство.
Домашние куры.
Домашние гуси и утки.
Обобщение по теме:
Птицы.
Млекопитающие
Внешнее строение
млекопитающих
Особенности строения
скелета млекопитающих
Внутренние органы
млекопитающих
Отряд Грызуны
Значение грызунов в
природе и жизни
человека.
Зайцеобразные.
Разведение домашних
кроликов.
Хищные звери.
Пушные хищные звери.
Разведение норки на
зверофермах.
Домашние хищники:
собака, кошка. Уход за
ними.
Ластоногие морские
животные.
Китообразные
животные.
Парнокопытные
животные.
Непарнокопытные
животные.
Приматы.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
17
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

51

52
53

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

67
68

Обобщение по теме:
«Млекопитающие»
Сельскохозяйственны
е млекопитающие
Корова.
Породы коров.
Содержание их на
фермах.
Выращивание телят.
Овцы.
Содержание овец и
выращивание ягнят.
Верблюды
Северный олень
Домашние свиньи.
Содержание свиней на
свиноводческой ферме
Выращивание поросят.
Домашние лошади.
Содержание лошадей и
выращивание жеребят.
Экскурсия в Хинганский
заповедник.
Экскурсия в зоопарк
Обобщение по теме:
«Сельскохозяйственные
млекопитающие»
Повторение по теме:
Млекопитающие.
Повторение по теме:
Беспозвоночные
животные.

1
17
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов
и
программы

Количество часов
тем
Всего

1.
2.

Введение.
Роль и место человека в
природе. Значение
знаний о своем
организме и укреплении

1
1

Контроль
ные работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
Практичес ресурсы
кие
работы
Библиотека ЦОК

3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.

15.

16.

17.

18.
19.

здоровья
Общее знакомство с
организмом человека.
Клетка
Краткие сведения о
строении клеток
человека. Химиче- ский
состав клетки
Ткани человека. Краткие
сведения о строении
тканей человека
Органы. Системы
органов
Значение опорнодвигательной системы.
Состав и строение
костей
Скелет человека (скелет
головы)
Скелет человека (скелет
туловища)
Скелет человека (скелет
верхних конечностей)
Скелет человека (скелет
нижних конечностей)
Соединения костей
(подвижное и
неподвижное)
Первая помощь при
ушибах, растяжении
связок, выви- хах
суставов и переломах
костей
Основные группы мышц
человеческого тела.
Работа мышц
Значение физических
упражнений для
правильного
формирования скелета и
мышц
Предупреждение
искривления
позвоночника и развития
плоскостопия
Значение крови и
кровообращения
Состав крови (клетки

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1

красные, белые), плазма
крови
20.
Лабораторная работа
«Микроскопическое
строение кро- ви»
21.
Органы
кровообращения: сердце
и сосуды
22.
Большой круг
кровообращения
23.
Малый круг
кровообращения
24.
Сердце, его строение и
работа
25.
Движение крови по
сосудам
26.
Пульс
27.
Лабораторная работа
«Подсчет частоты
пульса в спокойном
состоянии и после ряда
физических упражнений»
28.
Предупреждение
сердечнососудистых
заболеваний
29- 30. Первая помощь при
кровотечениях
31.
Отрицательное
влияние никотина и
алкоголя на сердце и
сосуды (а через
кровеносную систему
– на весь орга- низм)
32.
Значение дыхания
33.
Органы дыхания, их
строение и функции
34.
Голосовой аппарат
35.
Газообмен в лёгких и
тканях
36.
Болезни, передающиеся
через воздух. Гигиена
органов дыхания
37.
Отрицательное влияние
никотина на органы
дыхания.
Необходимость чистого
воздуха для дыхания

1

1

1
1
1
1
1
1

1

2
1

1
1
1
1
1

1

38.

39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.
46.

47.
48.

49.
50.

51.
52.

53.

54.

55.

Значение пищеварения.
Питательные вещества
и вита- мины
Пищевые продукты
Органы пищеварения
Пищеварение в ротовой
полости
Пищеварение в желудке
Пищеварение в
кишечнике
Всасывание
питательных веществ в
кровь
Гигиена питания
Предупреждение
желудочно-кишечных
заболеваний и пищевых
отравлений
Предупреждение
глистных заболеваний
Органы
мочевыделительной
системы, их значение.
Внешнее строение
почек и их
расположение в
организме
Предупреждение
почечных заболеваний
Кожа человека и её
значение как органа
защиты организма,
осязания, выделения и
терморегуляции
Закаливание организма
Гигиена кожи и
гигиенические
требования к одежде
Профилактика и первая
помощь при тепловом и
солнеч- ном ударе,
ожогах и обморожении
Строение и значение
нервной системы
(головной мозг).
Строение и значение
нервной системы

1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

56.

57.

58.

59.

60.
61.
62.
63.

64.
65.

66 - 68

(спинной мозг, нервы).
Гигиена умственного
труда. Сон и его
значение
Отрицательное влияние
на нервную систему
алкоголя и никотина
Значение органов
чувств. Строение,
функции, гигиена
органа зрения
Строение органа слуха.
Предупреждение
нарушений слуха
Органы обоняния
Органы вкуса
Система
здравоохранения в РФ.
Мероприятия,
осуществляемые в
нашей стране по охране
труда. Организация
отдыха
Промежуточная
аттестация
Медицинская
помощь.
Социальное
обеспечение по
старости, болезни
и потере
трудоспособности
Обобщение

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».