программа наставничества

ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
с. Александровка Братского района Иркутской области

с. Александровка 2021

Содержание
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Основные разделы
Пояснительная записка.
Нормативное обеспечение программы.
Цели и задачи программы наставничества МКОУ «Александровская
СОШ»
Ожидаемые результаты внедрения программы наставничества.
Структура управления реализацией программы наставничества
МКОУ «Александровская СОШ»
Кадровая система реализации программы наставничества
МКОУ «Александровская СОШ»
Этапы реализации программы наставничества МКОУ «Александровская
СОШ»
Формы наставничества МКОУ «Александровская СОШ»
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
Критерии эффективности работы наставника
Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Дорожная карта по реализации программы наставничества
МКОУ «Александровская СОШ»

стр
3
4
5
5
5
6
7
8
15
17
17
18

Настоящая Программа наставничества разработана в соответствии с приказом
управления образования АМО «Братский район» от 01.10.2021 г. № 167 "Об утверждении
муниципальной программы наставничества на 2021-2024 годы". На основании
распоряжения Министерства образования Иркутской области
«Об утверждении
региональной целевой модели наставничества» от 24.12.2020г. № 982-мр, в целях
исполнения мероприятий Национального проекта «образование», региональных проектов
«Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Молодые профессионалы».
Программа наставничества – это комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает
новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен
термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный для того, чтобы поделиться опытом и навыками, необходимыми для
стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.
Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее
социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения
его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться. Это метод консалтинга и
тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся
достичь некой жизненной или профессиональной цели.
Коуч – это специалист, владеющий системными знаниями для того, чтобы помогать
наставляемому в достижении любой реальной цели
Тьюторство – это педагогическая область в сфере образования, специализирующаяся
на реализации принципа индивидуализации, развитии аутентичности и субъектности
развивающегося человека. Это способ организации процесса обучения, проявляющийся в
особым образом организованном проведении учебных занятий, ориентированных на
личностное развитие учащихся, и выступлении педагога в роли сопровождающего
учебного процесса, а учащегося – в роли его подопечного.
Тьютор – это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития
ребёнка, ориентируется на потребности учащегося. Выполняет роль сопровождающего в
учебном процессе, направляющего учащихся в выборе программ обучения, целей и задач
своего образования исходя из специфики личностного развития, способностей,
потребностей и интересов.
3

Менторство – передача старшим по возрасту и более опытным человеком своих
знаний о том, как выполнить то или иное задание, «модель передачи опыта, в которой
ментор служит наставником, советником, обеспечивающим возможности для развития,
роста и поддержки менее опытных коллег».
Ментор – специалист, состоявшийся в своей профессиональной области, готовый
осуществлять наставничество своему подопечному. Ментор сочетает в своей работе
процессный фокус (коуч) и содержательный фокус (тренер) по необходимости.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и
методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая
понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические
состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе,
таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения,
паузы и т. д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить
доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг – проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение,
издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны
других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга –
кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор – специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся
определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который
ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает
личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует
и развивает эндаумент, организует стажировки и т. д).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) – сотрудники
данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые
другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие
организации и совместно действуют ради этой цели.
Эндаумент – фонд целевого капитала в некоммерческих организациях, обычно в
сфере образования или культуры, который формируется за счет добровольных
пожертвований. В частности, в школьный фонд целевого капитала пожертвования могут
приходить от благодарных выпускников школы, желающих поддержать ее развитие.
Средства фонда передаются в доверительное управление управляющей компании для
получения дохода, который можно использовать на финансирование уставной
деятельности, например, на инновационные образовательные программы, научные
исследования, стимулирование учителей и обучающихся.
Нормативное обеспечение программы.
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)
Распоряжение министерства образования Иркутской области от 24 декабря 2020 г. №
982-мр «Об утверждении региональной целевой модели наставничества»
Муниципальная программа наставничества на 2021 – 2024 годы.
Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней
школы «Александровская СОШ»
4

Цели и задачи программы наставничества МКОУ «Александровская СОШ».
Целью внедрения данной программы является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности , а также
создание
условий
для
формирования
эффективной
системы
поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10
лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Задачи программы. Улучшение показателей организаций, осуществляющих
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
программа и образовательным программам среднего профессионального образования.
Подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально –
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями
которого является нестабильность, неопределенность, изменчивость.
Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной
таектории.
Создание психологической, комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров.
Создание
канала
эффективного
обмена
личностными,
жизненным
и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной
деятельности.
Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной
организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения.
Ожидаемые результаты внедрения программы наставничества.
1. Измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной,
спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди
обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием
долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
3. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию,
построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
4. Измеримое улучшение личных
показателей эффективности педагогов и
сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
5. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
6. Включение в
систему
наставнических
отношений детей
с
ограниченными возможностями здоровья.
Структура управления реализацией программы наставничества в МКОУ
«Александровская СОШ».
Ответственный Направление деятельности
Контрольные
исполнитель
сроки
исполнения
Директор
1. Разработка и утверждение комплекта нормативных Октябрь 2021
документов, необходимых для внедрения программы
наставничества.
2. Разработка программы наставничества
3. Назначение куратора внедрения программы
5

Куратор
программы
наставничества

Наставники

Педагогпсихолог

Наставляемые

наставничества.
4. Разработка и реализация мероприятий дорожной
карты внедрения программы.
5. Реализация
кадровой политики в программе
наставничества.
1.
Формирование
базы
наставников
и
наставляемых.
2.
Организация обучения наставников (в том
числе привлечение экспертов для проведения
обучения).
3.
Контроль процедуры внедрения программы
наставничества.
4.
Контроль проведения программ наставничества.
5.
Участие в оценке вовлеченности обучающихся
вразличные формы наставничества.
6.
Решение
организационных
вопросов,
возникающих впроцессе реализации программы.
7.
Мониторинг эффективности
программы
наставничества.
1. Разработка и реализация планов индивидуального
развития наставляемых.
2.
Реализация Формы наставничества «Ученикученик».
3. Реализация Формы наставничества «Учительучитель».
4. Реализация Формы наставничества «Учительученик».
Проведение тестов на выявление психологической
совместимости, мониторингов удовлетворенности
работой
наставнических
пар,
оказание
консультативной
помощи.
Решение поставленных задач через взаимодействие с
наставником.

Ноябрь,
декабрь 2021, в
течение всего
периода

В течение
всего периода

В течение всего
периода

В течение
всего
периода

Кадровая система реализации программы наставничества в МКОУ
«Александровская СОШ»
В программе наставничества выделяется три главные роли:
Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию
всего цикла программы наставничества.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый
поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и
при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется
6











директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами
школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
участников программы.
● Формирование базы наставляемых:
из числа обучающихся:
проявивших выдающиеся способности;
демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавших в трудную жизненную ситуацию;
имеющих проблемы с поведением;
не принимающих участие
в
жизни школы,
отстраненных от коллектива
из числа педагогов:
молодых специалистов;
находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хроническойусталости;
находящихся в процессе адаптации на новом месте работы.
Формирование базы наставников из числа:
●
обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
●
педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
●
родителей обучающихся – активных участников родительских комитетов;
●
ветеранов педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
школы и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и
их родителей (законных представителей).
Этапы реализации программы наставничества МКОУ «Александровская
СОШ»
Этапы
Мероприятия
Результат
Подготовка
1. Создание благоприятных условий для Дорожная
карта
условий
для запускапрограммы.
реализации
запуска
2. Сбор
предварительных
запросов
от наставничества. Пакет
программы
потенциальных наставляемых.
документов.
наставничества
3. Выбор аудитории для поиска наставников.
4. Информирование
и выбор форм наставничества.
Формирование
1. Выявление конкретных проблем обучающихся Сформированная база
базы
школы, которые можно решить с помощью
наставляемых.
наставляемых
наставничества.
2. Сбор и систематизация запросов от
потенциальных наставляемых.

7

Формирование
Работа с внутренним контуром включает Формирование базы
базы наставников действияпо формированию базы из числа:
наставников, которые
● обучающихся,
мотивированных
помочь потенциально
сверстникам в образовательных, спортивных, могут участвовать как
творческих и адаптационных вопросах
в текущей программе
● педагогов,
заинтересованных
внаставничества, так и в
тиражировании личного педагогического опыта и будущем.
создании
продуктивной
педагогической
атмосферы;
● родителей
обучающихся
–
активных
участников родительских комитетов.
Отбор
и 1. Выявление наставников, входящих в базу 1. Заполненные
обучение
потенциальных наставников, подходящих для анкеты в письменной
наставников
конкретной программы.
свободной
2. Обучение наставников для работы с форме
всеми
наставляемыми.
потенциальными
наставниками.
2. Собеседование
с
наставниками.
Формирование
наставнических
пар/групп

1. Встреча с участием всех отобранных Сформированные
наставников и всех
наставнические пары
наставляемых в любом формате.
/ группы, готовые
2. Фиксация сложившихся пар в специальной продолжить работу в
базе куратора.
рамках программы
Организация хода Закрепление гармоничных и продуктивных Мониторинг:
наставнической
отношений в наставнической паре/группе так, ● сбор
обратной
программы
чтобы они были максимально комфортными, связи от наставляемых
стабильными и результативными для обеих – для мониторинга
сторон.
динамики
влияния
Работа в каждой паре/группе включает:
программы
на
наставляемых;
 встречу-знакомство,
● сбор
обратной
 пробную рабочую встречу,
связи от наставников,
 встречу-планирование,
наставляемых
и
 комплекс последовательных встреч,
кураторов
–
для
 итоговую встречу.
мониторинга
эффективности
реализации
программы.
Завершение
1.Подведение итогов работы каждой
Собрание лучших
программы
пары/группы.
наставнических
наставничества
2. Подведение итогов программы школы.
практик. Поощрение
3. Публичное подведение итогов и
наставников.
популяризация практик.
Формы наставничества МКОУ «Александровская СОШ».
Исходя из образовательных потребностей МКОУ «Александровская СОШ» в данной
программе наставничества рассматриваются три формы:
«Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик».
Форма наставничества «Ученик – ученик».
Цель - разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или
8

социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям
обучения.
Задачи:
1.
Помощь в реализации лидерского потенциала.
2.
Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
3.
Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
4.
Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
5.
Создание комфортных условий и коммуникаций внутри
образовательнойорганизации.
6.
Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества
благодарныхвыпускников.
Результат:
1.
Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные
иобразовательные процессы.
2.
Повышение успеваемости в школе.
3.
Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в
целом.
4.
Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных
с социальнойнезащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».
Наставник
Наставляемый
Кто может быть.
Пассивный
Активный
Социально или ценностно Обучающийся с особыми

Активный ученик,
-дезориентированный
образовательными
обладающий лидерским
обучающийся более низкой потребностями,
и организаторскими
по отношению к наставникунуждающийся в
качествами,
ступени,
нетривиальностью
профессиональной
демонстрирующий
мышления.
поддержке или ресурсах
неудовлетворительные

Ученик,
для обмена мнениями и
образовательные
демонстрирующий высокие
реализации
собственных
результаты или проблемы с проектов.
образовательные
поведением,
не
результаты.

Победитель школьных и принимающим участие в
жизни
школы,
региональных олимпиад
отстраненный
от
и соревнований.
коллектива.

Лидер
класса
или
параллели,
принимающий
активное участие в жизни
школы.
Возможные варианты программы наставничества «Ученик – ученик».
Формы взаимодействия
Цель
«Успевающий –
Достижение лучших образовательных результатов.
неуспевающий»
«Лидер – пассивный»
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
коллективе или с развитием коммуникационных,
творческих, лидерских навыков.
«Равный – равному»
Обмен навыками для достижения целей.
«Адаптированный –
Адаптация к новым условиям обучения.
неадаптированный»
9

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».
Этапы реализации.
Мероприятия
Представление программ наставничества в
Ученическая конференция.
форме «Ученик – ученик».
Проводится отбор наставников из числа
Анкетирование.
Собеседование.
активных учащихся школьногосообщества. Использование базы наставников.
Обучение наставников.
Обучение проводится куратором.
Отбор
учащихся,
имеющих
особые Анкетирование.
Листы
опроса.
образовательные
потребности,
низкую Использование базы наставляемых.
учебную мотивацию, проблемы с адаптацией
в коллективе, не включенные в школьное
сообщество и желающих
добровольно принять участие в программе
наставничества.
Формирование пар, групп.
После личных встреч, обсуждения
вопросов. Назначается куратором.
Наставляемый
улучшает
свои Предоставление конкретных результатов
образовательные результаты, он
взаимодействия (проект, улучшение
интегрирован в школьное сообщество, показателей). Улучшение образовательных
повышена мотивация и осознанность.
результатов, посещаемости.
Рефлексия реализации формы
Анализ эффективности реализации
наставничества.
программы. Поощрение на ученической
конференции.
Форма наставничества «Учитель – учитель».
Цель - разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы
молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и
поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной
профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей
реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1.
Способствовать формированию потребности заниматься анализом
результатовсвоей профессиональной деятельности.
2.
Развивать интерес к методике построения и организации результативного
учебногопроцесса.
3.
Ориентировать начинающего педагога на творческое использование
передовогопедагогического опыта в своей деятельности.
4.
Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в
целяхего закрепления в образовательной организации.
5.
Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
1.
Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в
педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
2.
Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого
ипедагогического потенциала.
3.
Улучшение психологического климата в образовательной организации.
4.
Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния специалистов.
5.
Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном
коллективеобразовательного учреждения.
6.
Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским
10

сообществами.
7.
Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований,
методических практик молодого специалиста и т. д.)
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель».
Наставник
Наставляемый
Кто может быть.
Молодой
Педагог
специалист

Опытный
педагог,
имеющий Имеет малый опыт Специалист,
в
профессиональные
успехи
(победитель работы (от 0 до 3 находящийся
процессе адаптации
различных профессиональных конкурсов, лет),
на
новом
месте
автор учебных пособий и материалов, испытывающий
трудности
с работы,
которому
ведущий вебинаров исеминаров).
необходимо получать

Педагог, склонный к активной организацией
о
общественной работе, лояльный участник учебного процесса, представление
с взаимодействием традициях,
педагогического и школьного сообществ.

Педагог, обладающий лидерскими, с обучающимися, особенностях,
другими
регламенте
и
организационными и
принципах
коммуникативными
навыками,
хорошо педагогами,
родителями.
образовательной
развитой эмпатией.
организации.
Педагог, находящийся в
Типы наставников
состоянии
Наставник
- Наставник
эмоционального
консультант
предметник
выгорания,
Создает комфортные Опытный
педагог
хронической усталости.
условия
для одного и того же
реализации
предметного
профессиональных
направления, что и
качеств, помогает с молодой
учитель,
организацией
способный
образовательного
осуществлять
процесса и с решение всестороннюю
конкретных психолого методическую
–
поддержку
педагогичексих
и преподавания
коммуникативных
отдельных
проблем, контролирует дисциплин.
самостоятельную
работу
молодого
специалиста или
педагога.
Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель».
Формы взаимодействия
Цель
«Опытный педагог – молодой Поддержка
для
приобретения
необходимых
специалист»
профессиональных навыков и закрепления на месте
работы.
«Опытный классный руководитель Поддержка
для
приобретения
необходимых
– молодой
профессиональных навыков в работе с классным
специалист»
коллективом и закрепления на месте работы.

11

«Лидер педагогического сообщества Реализация
психоэмоциональной
поддержки
–
педагог,
испытывающий сочетаемый с профессиональной помощью по
проблемы»
приобретению и развитию педагогических талантов и
инициатив.
«Педагог новатор –
Помощь в овладении современными программами,
консервативный педагог»
цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.
«Опытный предметник –
Методическая поддержка по конкретному предмету.
неопытный предметник»
Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель».
Этапы реализации.
Мероприятия
Представление программ наставничества в
Педагогический совет. Методический совет.
форме «Учитель – учитель».
Отбор наставников из числа
Анкетирование.
Использование
базы
активных и опытных педагогов и
наставников.
педагогов, самостоятельно выражающих
желание помочь педагогу.
Обучение наставников.
Проводится при необходимости.
Проводится отбор педагогов,
Анкетирование.
Листы
опроса.
испытывающий профессиональные проблемы, Использование базы наставляемых.
проблемы адаптации и
желающих добровольно принять участие в
программе наставничества.
Формирование пар, групп.
После
встреч,
обсуждения
вопросов.
Повышение квалификации наставляемого, Тестирование. Проведение мастер – классов,
закрепление в профессии. Творческая
открытых уроков.
деятельность. Успешная адаптация.
Рефлексия реализации формы
Анализ эффективности реализации
наставничества.
программы. Поощрение на педагогическом
совете или методическом совете школы.
Форма наставничества «Учитель – ученик»
Цель такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого
наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в
новом учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение
образовательных результатов.
Задачи:
-помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или
спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание
помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и
коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
Результат:
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень
включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы
МКОУ «Александровская СОШ», что окажет несомненное положительное влияние на
эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих
выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат
необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому
совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

12

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик».
Наставник
Наставляемый
Кто может быть.
Активный
Пассивный
Опытный педагог, мастер своего Обучающийся,
Демонстрирует
низкую
дела, имеющий успешный опыт в демонстрирующий высокие мотивацию к учебе и
достижении
жизненного, образовательные результаты, саморазвитию,
личностного и профессионального победитель
школьных
и неудовлетворительную
результата,
готовый
и региональных олимпиад и успеваемость,
имеет
компетентный поделиться опытом соревнований, обладающий проблемы с поведением,
и навыками, необходимыми для лидерскими и
испытывает трудности с
стимуляции
и
поддержки организаторскими
адаптацией в школьном
процессов самосовершенствования качествами,
коллективе.
Социально
и самореализации наставляемого. нетривиальностью
или ценностно
В качестве наставника могут мышления, лидер класса, дезориентированный
выступать педагоги:
классный принимающий
активное обучающийся,
руководитель,
учитель- участие в жизни школы демонстрирующий
предметник, методист, социальный (конкурсы, общественная
отсутствие
осознанной
педагог, психолог.
деятельность,внеурочная
позиции, необходимой для
Наставник
может
привлекать деятельность),
которому выбора образовательной
консультантов из числа педагогов сложно
раскрыть
свой траектории и будущей
для успешного выполнения своей потенциал
в
рамках профессиональной
программы наставничества.
стандартной образовательной реализации,
не
программы
либо принимающий участия в
испытывающему трудности жизни
школы,
коммуникации.
отстраненный
от
Обучающийся с особыми коллектива, не имеющий
образовательными
активной
гражданской
потребностями
позиции, испытывающий
,имеющий
низкую кризис
информированность
о самоидентификации,
перспективах
разрушение или низкий
самостоятельного
выбора уровень
векторов
творческого сформированности
развития,
ценностных и
карьерных
и
иных жизненных позиций и
возможностей.
ориентиров.
Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик».
Формы
Цель
взаимодействия
«Учитель–
Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для
неуспевающий
достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его
ученик»
потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной
образовательной
траектории,
преодоление
дезориентации
обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном
коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель,
который
работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом,
социальным педагогом.

13

«Учитель–
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или
пассивныйученик» развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование
жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и
активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает
классный руководитель.
«Учитель–
Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого
одаренный
потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В
ученик»
качестве наставника может выступать классный руководитель или
учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы
повысить свой творческий потенциал.
«Учитель–
Создание
условий
для
осознанного
выбора
оптимальной
ребенок
с образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и
ОВЗ/ребенокулучшение
инвалид»
образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих
и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В
качестве наставника выступает классный руководитель, который
работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом,
социальным педагогом, методистом.
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик».
Этапы реализации.
Мероприятия
Представление программ наставничества в
Ученическая конференция.
форме «Учитель – ученик».
Отбор наставников из числа
Анкетирование. Использование базы
активных и опытных педагогов.
наставников.
Обучение наставников.
Обучение
проводится
куратором
программы наставничества при
необходимости.
Отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, Анкетирование.
Листы
опроса.
не мотивированных, не умеющих строить свою Использование базы наставляемых.
образовательную траекторию. Либо – учащиеся,
с особыми образовательными потребности, не
имеющими возможности реализовать себя в
рамках школьной программы.
Формирование пар, групп.
Повышение образовательных результатов у
наставляемых.
Рефлексия реализации формы наставничества.

Личные встречи или групповая работа в
формате «быстрых встреч».
Определение
образовательной
траектории.
Анализ эффективности реализации
программы. Поощрение наставляемого
на ученической конференции.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества
и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает
возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие
происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой
наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности
наставника своей деятельностью.
14

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2)
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества.
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества
реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества
совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы
наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели
качественного изменения образовательной организации, реализующей программу
наставничества,
динамику
показателей
социального
благополучия
внутри
образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива
в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2)
оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения
социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и
сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:

сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

обоснование
требований
к
процессу
реализации
программы
наставничества, кличности наставника;

контроль хода программы наставничества;

описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого
(группынаставляемых);

определение условий эффективной программы наставничества;

контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен
анализ реализуемой программы наставничества.
Сбор данных для построения анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета
содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром.
Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.
Анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества
требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам,
заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям,
используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика
реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и
слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и
профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными
результатами участников программы наставничества.
Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.
Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и
профессиональный
рост
участников
программы
наставничества;
развитие
метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную
деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных
программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных,
интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
15

Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о
наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение
активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной
деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее
рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставникнаставляемый»
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа,
первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по
итогам прохождения программы.
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества
параметры фиксируются дважды.
Критерии эффективности работы наставника.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень
включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы
организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в
коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к
школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый
стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию,
самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Также к результатам правильной организации работы наставников относятся:
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса
(группы) и образовательной организации; численный рост посещаемости творческих
кружков, объединений, спортивных секций; количественный и качественный рост
успешно реализованных образовательных и творческих проектов; снижение числа жалоб
от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами
внутри коллектива обучающихся.
В качестве критериев оценки наставнических программ выделяются:
- единая стандартная процедура оценки;
- разработанность форм контроля за деятельностью наставников;
представление доступа к необходимым ресурсам (организационным,
методическим,информационным и др.);
- обоснованность программы и плана мероприятий.








Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку
системы наставничества на школьном, общественном,
муниципальном
и
государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается
как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному
делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном
уровне.
Выдвижение лучших
наставников на
конкурсы
и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
Создание
на
школьном
сайте методической
копилки с программами
наставничества.
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.

16

Дорожная карта реализации программы наставничества
в муниципальном казённом образовательном учреждении
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
в 2021-2022 учебном году.
№ Наименование
этапа
Подготовка
условий для
запуска
программы
наставничества

2

Формирование
базы
наставляемых

Мероприятия

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Выбор форм и программ 1. Проведение мониторинга по выявлению
Ежегодно
наставничества исходя из предварительных запросов о потенциальных
Сентябрь
потребностей школы.
наставляемых и о заинтересованных в наставничестве
внутри школы.
2. Формирование программы по трем формам
наставничества «Учитель – учитель», «Учитель –
ученик», «Ученик-ученик».

Директор школы
Астапова Л.Н.
заместители
директора по УВР

Информирование
1.Проведение педагогического совета.
педагогов,обучающихся 2..Проведение классных часов.
и родителей о целях
программы
наставничества.

Директор школы
Астапова Л.Н.
заместители
директора по УВР,
классные
руководители
Заместитель
директора по УР
Астапова И.Л.

Сбор данных о
наставляемых,
формирование базы
данныхнаставляемых.

1. Проведение анкетирования среди обучающихся и

Ежегодно.
Сентябрь

Ежегодно
педагогов, желающих принять участие в программе
Октябрь
наставничества.
2. Формирование баз данных наставляемыхиз числа
педагогов и обучающихся.

17

3

Формирование
базы
наставников

Сбор данных о
наставниках,
формирование базы
данныхнаставников.

1. Проведение анкетирования среди потенциальных

Ежегодно
наставников, желающих принять участие в программе Октябрь
наставничества.
2. Проведение мероприятия (круглый стол)для
информирования и вовлечения потенциальных
наставников.
3. Формирование баз данных наставников из числа
педагогов и обучающихся

Заместитель
директора по УР
Астапова И.Л.

4

Отбор
наставников

Выявление наставников,
входящих в базу
потенциальных
наставников.

1.Проведение анализа базы наставников и
выбор подходящих для конкретнойпрограммы.
Подготовка методических материалов для
сопровождения наставнической
деятельности.

Ежегодно
октябрь

Заместитель
директора по УР
Астапова И.Л.

5

Формирование Отбор наставников и
наставнических наставляемых.
пар / групп
Закрепление
наставнических
пар/групп.

анкет потенциальных
Ежегодно
наставников и сопоставлениеданных с анкетами
октябрь
наставляемых.
2. Организация групповой встречинаставников и
наставляемых.
3. Составление планов индивидуальногоразвития
наставляемых.
Организация и Организация комплекса 1. Проведение первой, организационной,встречи
Ежегодно
осуществление последовательных встреч наставника и наставляемого.
Октябрь работы
и текущего контроля
2. Проведение встречи-планирования
апрель
наставнических наставников и
рабочего процесса в рамках программынаставничества
пар /
наставляемых
с наставником и наставляемым.
групп
Организация текущего 3. Регулярные встречи наставника инаставляемого.
контроля достижения
4. Проведение заключительной встречинаставника и
планируемых
наставляемого. Анкетирование. Форматы анкет
результатов
обратнойвязи для промежуточной оценки.
наставниками.

Заместитель
директора по УР
Астапова И.Л.

6

1. Анализ заполненных

18

Заместитель
директора по УР
Астапова
И.Л.,наставники.

7

Завершение
Отчеты по итогам
наставничества наставнической
программы.

1. Проведение мониторинга личной

Ежегодно
удовлетворенности участием в программе
Апрель
наставничества.
2. Проведение мониторинга качества реализации
программы наставничества.
3. Мониторинг и оценка влияния программ на всех
участников.
Мотивация и поощрение 1. Приказ о поощрении участников наставнической Ежегодно
наставников
деятельности.
Май
2. Публикация результатов программы
наставничества, лучших наставников,информации на
сайте школы.

19

Заместитель
директора по УР
Астапова И.Л.

Директор школы
Астапова И.Л.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».