Аннотация РП по природоведению 5,6 овз

Аннотация рабочей программы по природоведению 5,6 классов








Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» предназначена для
учащихся 5,6 классов.
Является
адаптированной
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям
реализации и планируемым результатам освоения АООП.
1.Природоведение. /авторы Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина/ Москва «Просвещение» 2018
При планировании использован материал учебника 5 класса для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Рекомендовано министерством просвещения Российской Федерации, 3-е издание, Москва
«Просвещение»
2019. Авторы – составители: Т.М. Лифанова, Е.М.Соломина.
Срок реализации – 2 года (5 -6 классы).
Природоведение – интегрированный естественнонаучный курс, который сочетает в себе
элементы биологии, географии и других естественных наук .
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
Обобщение элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование
предметных и общеучебных умений и навыков;
воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к
природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной
работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
Формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни( уход за
домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений)
Формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарногигиенические требования и правила здорового образа жизни.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и
корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление
(умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи и зависимости).
Первые природоведческие знания умственно отсталые школьники получают в
дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у
учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о
природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их
признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни
растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность
на разных ступенях обучения школьников. В рамках природоведения расширяются знания
учащихся о многообразии природных объектов, полученные на уроках «Мир природы и
человека» в 1-4 классах. Новая ступень изучения окружающей природной среды
обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании
1

•
•
•
•
•
•
•

первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между
миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью
человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору
содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных
операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям
современной жизни. Таким образом, предлагаемый в программе минимум
природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения
образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и
биологии.
Кроме вертикальной преемственности, программа обеспечивает и горизонтальные
межпредметные связи. Содержание программы по природоведению взаимосвязано с
математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой,
изобразительным искусством, трудовой подготовкой.
Примерная АООП по курсу «Природоведение» для 5-6 классов состоит из разделов:
«Вселенная», «Наш дом», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир Земли»,
«Животный мир Земли», «Человек».
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и
реализуется в урочной деятельности. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет
«Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и является
обязательной частью учебного плана.
В 5- 6 классе рассчитан на 68 ч (2 часа в неделю) с учетом праздничных дней ))учебных
часов в год согласно учебного графика школы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Адаптированная программа по курсу «Природоведение» для 5-6 классов состоит из
следующих разделов: 5 класс
Введение
«Вселенная»
«Наш дом — Земля»
«Есть на Земле страна Россия»
6 класс
«Растительный мир»
«Животный мир»
«Человек».
Раздел «Введение» в 5 классе направлен на повторение материала по формированию
знаний о живой и неживой природе.
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в
этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные
изменения в природе. В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных
ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел
2

программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами
водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе
и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее
значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны
(например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей,
и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от
учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на
географической карте.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику
курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в
связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые,
почва), гидросфера (вода, водоемы).
От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека.
Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира,
показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению
предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии
и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и
позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями
учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях
способствует более прочному формированию природоведческих представлений и
понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и
явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению
учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа
предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически
несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее
трудные работы, выполняются совместно с учителем.
Требования к уровню базовых учебно-познавательных действий, уровню подготовки
обучающихся с интеллектуальными нарушениями по природоведению ориентированы на
овладение наиболее значимыми географическими и биологическими знаниями, приемами
практической и интеллектуальной деятельности. Рубрика «Знать, понимать, уметь»
включает в основном требования репродуктивного уровня, нацеленные на
воспроизведение основного содержания предмета. Однако в программу включены и
отдельные требования продуктивного характера, к которым относятся формирование
предметной деятельности, коммуникативных умений и способов деятельности, связанных
с соблюдением норм экологического поведения в природной среде, сохранением
собственного здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» в 5 классе
3

Раздел 1.«Введение» (2 ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Зачем
необходимо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения,
животные, человек.
Раздел 2.«Вселенная» (6ч)
Небесные тела: планеты, звезды, созвездия. Солнечная система. Солнце .Исследование
космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.
Смена дня и ночи.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Практические работы.
Зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.
Экскурсия.
Планетарий, музей космонавтики, обсерватория или наблюдения за звездным небом.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Раздел 3. Наш дом – Земля (48 ч.)
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера (1 ч).
Воздух (8 ч.). Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства
воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование свойств воздуха в
быту. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.
Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движения
воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный
опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направления ветра.
Ураганы, способы защиты. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение
температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Свойство
кислорода поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и
человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не
поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара..Чистый и
загрязненный воздух. Примеси в воздухе.(водяной пар, дым, пыль) Поддержание чистоты
воздуха. Значение воздуха в природе. Полезные ископаемые (15 ч.)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные).
Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве
строительных материалов.
Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид, свойства, места добычи, использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид, места добычи свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость,
горючесть. Образование торфа и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть,
твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет, и запах, текучесть, горючесть. Добыча
нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила
обращения с газом в быту.
4

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов Черные металлы
(различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость,
упругость, теплопроводность, ржавление, пластичность. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие цветных металлов от черных. Применение цветных металлов.
Алюминий, внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к
ржавлению, теплопроводность). Распознавание алюминия.
Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность,
Распознавание меди. Её применение. Благородные (драгоценные) металлы. Золото,
серебро, платина. Внешний вид, использование.
Охрана недр.
Вода (15 ч.) Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов Свойства воды. Как
жидкости: непостоянство формы. Способность воды растворять некоторые твердые
вещества (соль, сахар и др.) Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в
природе: минеральная и морская вода.
Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды.
Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры воды – градус.
Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер, ущелий. Наводнение (способы
защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском
хозяйстве. Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки (дождь, снег, град), воды суши.
Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды.
Значение морей и океанов в жизни человека.
Охрана воды
Поверхность суши. Почва (8 час.)
Равнины. Холмы. Овраги. Горы.
Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные
соли, воздух. Минеральная и органическая часть почвы.
Перегной - органическая часть почвы.
Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее
и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины
и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие.
Обработка почвы.
Значение почвы в народном хозяйств.
Эрозия почв. Охрана почв.
Экскурсии (1 ч) Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения,
формы поверхности Земли, водоемы) Лабораторная работа. Давление и движение
воздуха.
Практические работы.
Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы
Зарисовка
форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
5

Заполнение схемы «Воды суши».
Изготовление макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Межпредметные связи:
Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность .
Есть на Земле страна Россия. (9 часов)
Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны:
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга,
Енисей и другие (в зависимости от региона) Москва – столица России.
Санкт- Петербург. Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород,
Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города европейской и
азиатской частей России (по усмотрению учителя).
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль,
Владимир. Города Золотого кольца.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Наш город (поселок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона.
Поверхность, водоемы. Занятия населения.
Достопримечательности.
Практические работы.
Зарисовка государственного флага России.
Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей
страны, изделия народных промыслов и т.д.).
Изготовление альбома «Россия – наша Родина».
Нахождение России на политической карте.
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе, деревне Изготовление альбома «Наш
город (поселок, село, деревня)».
Экскурсии.
Экскурсия по поселку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные
предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности)
Межпредметные связи.
Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Промежуточная аттестация (1 ч.)

•
•

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» В 6 КЛАССЕ
Живая природа (68 ч)
«Введение» (1ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Живая природа:
растения, животные, человек.
Раздел 1. Растительный мир Земли (17ч)
Разнообразие растительного мира Земли.. Среда обитания растений ( растения сада,
огорода, водоемов). Строение растений.
Деревья кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные
растения..
6

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Деревья.Лиственные деревья: дикорастущие, культурные. Береза, клен, тополь. Дуб, липа.
Яблоня, груша, вишня.
Хвойные деревья. Ель, сосна, лиственница.
Дикорастущие кустарники.
Культурные кустарники.
Травы: дикорастущие и культурные. Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка
Декоративные растения: розы, пионы, астры, флоксы, гвоздики, сирень, жасмин.
Лекарственные растения: ромашка, шиповник, малина, календула. Правила сбора.
Использование.
Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция. Уход за комнатными
растениями: поливать, рыхлить почву в горшке, мыть и протирать листья растений.
Растительный мир разных районов Земли: климат холодный, умеренный, жаркий.
Растения нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края): охрана растений, заповедники.
Практические работы
- Зарисовка деревьев, кустарников, трав.
- Выделение составных частей растений.
- Изготовление гербариев.
-Сезонные наблюдения за растениями.
-Зарисовка растений в разные времена года.
- Заполнение таблиц, игры на классификацию растений по месту произрастания.
- Уход за комнатными растениями.
- Составление букетов из сухоцветов.
- Сбор лекарственных растений, запись в тетрадь правил их использования.
Экскурсии.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, основы социальной жизни, ручной
труд, изобразительная деятельность.
Раздел 2. Животный мир Земли (34ч)
Разнообразие животного мира.
Различие животных по внешнему виду, месту обитания, способом передвижения, питания.
Среда обитания животных. Суша , воздух,водоемы.
Понятие
животные.
Основные
группы:
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие)
Насекомые: Жуки, бабочки,
стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы. Внешний вид. Место и значение в природе.
Рыбы: внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные
рыбы
Земноводные: лягушки, жабы
Пресмыкающиеся змеи, ящерицы, крокодилы.
Птицы: внешний вид.Среда обитания . Образ жизни. Место и значение в природе.
Ласточки, скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки.
Охрана птицы. Птицы своего края
Звери (млекопитающие) среда обитания, внешний вид, образ жизни.
Млекопитающие суши.. Млекопитающие морей и океанов.
Животные рядом с человеком.. Домашние животные в городе и в деревне.
Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, овцы, свиньи.
Домашние птицы: куры, утки, индюки
7

•

Уход за животными в живом уголке или дома.. Аквариумные рыбки. Птицы. Морские
свинки, хомяки, черепахи. Кошки. Собаки. Правила ухода и содержание.
• Животные холодных районов Земли.
• Животные умеренного пояса.
• Животные жарких районов Земли.
• Животный мир нашей страны.
• Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.
• Животные своей местности. Красная книга области (края).
Практические работы.
-Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
- Упражнения в классификации животных (таблицы, игры).
- Изготовление кормушек, скворечников.
- Сезонные наблюдения за животными.
- Наблюдение за животными живого уголка.
- Составление правил ухода за домашними животными.
- Составление рассказов о домашних животных. Экскурсии.
Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок, на животноводческую, птицеводческую ферму
или звероферму.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, ручной труд, изобразительная
деятельность, географии.

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Раздел 3. Человек (13ч)
Как устроен наш организм Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровый образ жизни человека (гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм
алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены.
Осанка . правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника.
Гигиена .
Органы чувств. Значение органов чувств.
Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения.
Здоровое (региональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и
гигиена.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при царапинах, ушибах, порезах.
Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка..
Специализация врачей. Медицинские учреждения вашего города.
Обобщающий урок.
живая природа.
.
Обобщающий урок. Живая природа(1 ч).
Что относится к живой природе? Где в природе встречаются растения? Растения,
которые помогают бороться с болезнями. В какие группы можно объединить деревья?
Растения сада и огорода. Какие растения занесены в Красную книгу? Где обитают
животные? На какие группы делятся все животные? Какую роль играют насекомые в
природе? Каких рыб называют морскими, а каких – пресноводными? Чем рыбы
отличаются от других животных? Чем отличаются птицы от других животных? Почему
животных называют млекопитающими? Каких животных называют дикими, а каких –
домашними? Почему некоторых животных занесли в Красную книгу? Как устроен
8

организм человека? Из каких частей состоит наше тело? Главные правила здорового
образа жизни. Что нужно делать если человек заболел? Экскурсия в медицинский кабинет
школы.
Практические работы.
- Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.
- Составление схем, зарисовка по контору частей тела и важнейших органов, работа на
магнитной доске.
- С помощью различных органов чувств определение качеств и свойств различных
предметов.
- Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки.
- Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены.
- Составление распорядка дня.
- Упражнение в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран –
порезов, наложение пластыря). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.
- Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Экскурсии.
Экскурсия в медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи.
Физическая культура, основы социальной жизни, изобразительная деятельность.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».