Аннотация рабочей программы по географии 6,8,9 классов
Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся 6,8,9 классов
разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор
Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г. – Сб. 1;
рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с
Федеральным законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цели программы
дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе,
населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности
взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных
народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География
дает
благодатный
материал
для
интернационального и экологического воспитания учащихся.
патриотического,
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей
учащихся. Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
Расширение кругозор об окружающем мире.
Задачи программы
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении,
хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и
бытом разных народов.
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий,
распространенных в нашем регионе.
Корреционно - развивающие:
Учить анализировать, сравнивать
причинноследственные зависимости.
изучаемые
объекты
Содействовать развитию абстрактного мышления,
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
и
развивать
явления,
понимать
воображение.
Учебный курс «География» реализуется через обязательную часть учебного плана.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание программы 6 класс
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
1
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки,
ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры
предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для
выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний,
умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное
время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности» 1-4 классы, «Природоведение» 5 класс).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым
учебником.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным
признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и
основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика).Рисунок компаса и линия
горизонта (изобразительная деятельность).Изготовление звездочки ориентирования
(ручной труд).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в
определении сторон горизонта по солнцу и компасу
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии
или в уголке ориентирования). План и карта
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на
плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План
класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета
физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки,
каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и
деятельности людей.
Межпредметные связи
2
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, сбоку, масштаб
(трудовое обучение).Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы.
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в
умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении
расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).Изготовление в
столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и
цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного
участка, местности). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку
соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.
Формы поверхности Земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности,
его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).Поверхность нашей
местности (развитие устной речи 5 класс).Работа с глиной, пластилином, природным
материалом (ручной труд).Предметы и явления неживой природы (естествознание).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага,
вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ
на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и
т.п.)
Вода на Земле
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные
и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение
рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе (природоведение).Соленая и пресная вода в природе; использование
воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения
(естествознание).Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной
труд).Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная
деятельность).
Практические работы
3
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или
изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее
по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении
направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической
карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и
т.п.)
Земной шар
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство
шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось,
экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта
полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная
Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца
для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности
(отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи. Понятие о климате, его отличие от
погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные.
Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа
умеренных и полярных поясов. Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное,
вертикальное, наклонное (математика).Причины смены дня и ночи, времен года
(природоведение).Эпоха географических открытий (история).Рисунок земного шара и
глобуса (изобразительная деятельность).Работа с глиной и пластилином, с картонными
(линолеумными) контурами материков.
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора
и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий
океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых
кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов
освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и
белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам
освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в
различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями
об освоении космоса в периодической печати.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России
— Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы.
Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря
Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными
картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.54.
4
Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие
месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд,
природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой.
Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера
Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России.
Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность
(природоведение).Вода, полезные ископаемые (естествознание}.Различение цвета и его
оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий
изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных
знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление
планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его
название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.
8 класс
Введение
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и
карте.
Мировой океан
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Межпредметные связи: сравнение размеров океанов («Математика»). Вода. Водоросли.
Обитатели морей («Естествознание»); Правописание рудных слов («Русский язык»).
Материки и части света
Африка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные
зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир
пустынь. Население. Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая
республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР).
Австралия
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный
мир, животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Острова Новая Гвинея.
Антарктида
Географическое
положение.
Антарктида.
Открытие
Антарктиды
русскими
мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир
Антарктиды. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды. Обобщающий
урок по теме «Антарктида».
Америка. Открытие Америки.
Северная Америка
5
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и
животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада.
Мексика. Куба.
Южная Америка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный
мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн,
степей, пустынь и горных районов. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу.
Обобщающий урок на тему «Часть света - Америка»
Евразия. Общая характеристика материка
Географическое положение. Очертание берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и
Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии.
Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быть народов
Европы и Азии. Заочное путешествие по Евразии.
Обобщающий урок «Материки и части света на глобусе и карте».
Контрольная работа.
Межпредметные связи: рациональное использовании, почв, полезных ископаемых,
охрана водоемов, растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные
растения и сельскохозяйственные животные («Естествознание»); охрана природы –
всемирная проблема; международные законы об охране природы («История»);
правописание трудных слов (Русский язык»).
9 класс
На изучение стран Евразии выделено три четверти. Деидеологизирована тематика
данного раздела: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной
общественной системе, а по типу географической смежности. Бывшие союзные
республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа», «Центральная
и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о
распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать
последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление
национальных проблем. Следует отметить на экономические и культурные контакты с
этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о
природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Изучение стран Евразии строится по плану:
1.
Географическое положение.
2.
Государственный строй, символика.
3.
Климат, рельеф, флора и фауна.
4.
Хозяйство, население.
5.
Столица, крупные города.
6.
Достопримечательности.
6
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения
Челябинской области учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с
местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос
в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и
культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и
региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся
патриотических чувств.
7