Аннотация РП по географии овз

Аннотация рабочей программы по географии 6,8,9 классов
Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся 6,8,9 классов
разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор
Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г. – Сб. 1;
рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с
Федеральным законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цели программы
дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе,
населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности
взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных
народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География
дает
благодатный
материал
для
интернационального и экологического воспитания учащихся.

патриотического,

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей
учащихся. Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
Расширение кругозор об окружающем мире.
Задачи программы
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении,
хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и
бытом разных народов.
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий,
распространенных в нашем регионе.
Корреционно - развивающие:
Учить анализировать, сравнивать
причинноследственные зависимости.

изучаемые

объекты

Содействовать развитию абстрактного мышления,
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

и

развивать

явления,

понимать

воображение.

Учебный курс «География» реализуется через обязательную часть учебного плана.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание программы 6 класс
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

1

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки,
ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры
предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для
выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний,
умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное
время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности» 1-4 классы, «Природоведение» 5 класс).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым
учебником.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным
признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и
основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика).Рисунок компаса и линия
горизонта (изобразительная деятельность).Изготовление звездочки ориентирования
(ручной труд).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в
определении сторон горизонта по солнцу и компасу
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии
или в уголке ориентирования). План и карта
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на
плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План
класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета
физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки,
каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и
деятельности людей.
Межпредметные связи

2

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, сбоку, масштаб
(трудовое обучение).Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы.
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в
умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении
расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).Изготовление в
столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и
цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного
участка, местности). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку
соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.
Формы поверхности Земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности,
его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).Поверхность нашей
местности (развитие устной речи 5 класс).Работа с глиной, пластилином, природным
материалом (ручной труд).Предметы и явления неживой природы (естествознание).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага,
вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ
на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и
т.п.)
Вода на Земле
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные
и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение
рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе (природоведение).Соленая и пресная вода в природе; использование
воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения
(естествознание).Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной
труд).Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная
деятельность).
Практические работы
3

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или
изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее
по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении
направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической
карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и
т.п.)
Земной шар
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство
шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось,
экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта
полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная
Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца
для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности
(отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи. Понятие о климате, его отличие от
погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные.
Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа
умеренных и полярных поясов. Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное,
вертикальное, наклонное (математика).Причины смены дня и ночи, времен года
(природоведение).Эпоха географических открытий (история).Рисунок земного шара и
глобуса (изобразительная деятельность).Работа с глиной и пластилином, с картонными
(линолеумными) контурами материков.
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора
и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий
океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых
кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов
освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и
белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам
освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в
различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями
об освоении космоса в периодической печати.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России
— Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы.
Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря
Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными
картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.54.
4

Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие
месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд,
природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой.
Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера
Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России.
Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность
(природоведение).Вода, полезные ископаемые (естествознание}.Различение цвета и его
оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий
изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных
знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление
планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его
название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.
8 класс
Введение
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и
карте.
Мировой океан
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Межпредметные связи: сравнение размеров океанов («Математика»). Вода. Водоросли.
Обитатели морей («Естествознание»); Правописание рудных слов («Русский язык»).
Материки и части света
Африка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные
зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир
пустынь. Население. Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая
республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР).
Австралия
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный
мир, животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Острова Новая Гвинея.
Антарктида
Географическое
положение.
Антарктида.
Открытие
Антарктиды
русскими
мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир
Антарктиды. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды. Обобщающий
урок по теме «Антарктида».
Америка. Открытие Америки.
Северная Америка

5

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и
животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада.
Мексика. Куба.
Южная Америка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный
мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн,
степей, пустынь и горных районов. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу.
Обобщающий урок на тему «Часть света - Америка»
Евразия. Общая характеристика материка
Географическое положение. Очертание берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и
Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии.
Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быть народов
Европы и Азии. Заочное путешествие по Евразии.
Обобщающий урок «Материки и части света на глобусе и карте».
Контрольная работа.
Межпредметные связи: рациональное использовании, почв, полезных ископаемых,
охрана водоемов, растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные
растения и сельскохозяйственные животные («Естествознание»); охрана природы –
всемирная проблема; международные законы об охране природы («История»);
правописание трудных слов (Русский язык»).
9 класс
На изучение стран Евразии выделено три четверти. Деидеологизирована тематика
данного раздела: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной
общественной системе, а по типу географической смежности. Бывшие союзные
республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа», «Центральная
и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о
распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать
последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление
национальных проблем. Следует отметить на экономические и культурные контакты с
этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о
природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Изучение стран Евразии строится по плану:
1.

Географическое положение.

2.

Государственный строй, символика.

3.

Климат, рельеф, флора и фауна.

4.

Хозяйство, население.

5.

Столица, крупные города.

6.

Достопримечательности.
6

Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения
Челябинской области учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с
местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос
в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и
культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и
региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся
патриотических чувств.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».