Раб. программа - Оказание первой помощи 23-24

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
начальных классов и филологии
МКОУ «Александровская СОШ»
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
Степанова Л.Н. ____________

СОГЛАСОВАНО
Заседание методсовета
МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «29» августа 2023г.
Зам директора по УР
Астапова И.Л._____________

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 53
от «30» августа 2023г.
Директор МКОУ
«Александровская СОШ»
МО «Братский район»
Астапова Л.Н. _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Оказание первой доврачебной помощи»
(базовый уровень)
для учащихся 11 класса
срок реализации 1 год

Предметная область: «Основы безопасности жизнедеятельности»

Разработал:
Терен Д.Ю., учитель технологии,
высшей квалификационной категории.

с. Александровка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Оказание первой доврачебной
помощи» для учащихся 11 класса разработана на основе требований к результатам
освоения ООП СОО МКОУ «Александровская СОШ» в соответствии с ФГОС СОО.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ учебного предмета: овладение навыками и приемами оказания
первой доврачебной помощи, выработать необходимые компетенции для успешной
профессиональной деятельности тракториста категории «С».

Учебный предмет «Оказание первой доврачебной помощи» входит в
предметную область «Основы безопасности жизнедеятельности» и является
обязательным компонентом базисного учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Оказание первой доврачебной помощи»
предназначена для профессиональной подготовки обучающихся 11 класса по профессии
«Тракторист категории «С» и составлена на основе программы подготовки трактористовмашинистов категории «С», разработанной в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 12.07.1999г. № 796 «об утверждении Правил допуска к управлению
самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста).
Согласно учебному плану на изучение предмета 24 часа.
Для обучения используется учебно-практическое пособие «Основы медицинских
знаний»: В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова – М.: АСТ: Астрель, 2005.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основы анатомии и физиологии человека.
Основные представления о системах организма и их функционировании: сердечнососудистая система, нервная система, опорно-двигательная система. Простейшие
признаки, позволяющие определить их состояние: частота пульса и дыхания, реакция
зрачков, степень утраты сознания, цвет слизистых и кожных покровов.
Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения
при ДТП и способы их диагностики.
Характеристика транспортных средств, приспособления, предохраняющие от травм
при ДТП. Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние
фактора времени при оказании доврачебной помощи пострадавшим. Повреждения.
характерные для лобового столкновения, удара в бок, резкого торможения, переворачивания. Повреждения при ударе о рулевое колесо. Типичные повреждения при наезде на
пешехода. Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно-мозговой травмы;
повреждения позвоночника, таза, открытого пневмоторакса.
Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях.
Определение понятий: предагональное состояние, агония, клиническая смерть,
биологическая смерть. Их признаки. Содержание реанимационных мероприятий при
оказании первой доврачебной помощи и критерии её эффективности. Шок. Виды: шока:
травматический, геморрагический, ожоговый, кардиогенный, аллергический. Клинические
проявления шока. Комплекс противошоковых мероприятий при оказании первой
доврачебной помощи. Острая дыхательная недостаточность. Причины, клинические
признаки, способы снижения степени дыхательной недостаточности при оказании первой
доврачебной помощи. Классификация повреждений грудной клетки. Асфиксия.
Синдром утраты сознания.
Кома. Причины. Способы профилактики асфиксии при утрате сознания.
Особенности угрожающих жизни состояний у детей, стариков, беременных женщин.
Психические реакции при авариях. Острые психозы. Особенности оказания помощи
пострадавшим в состоянии неадекватности.
Психотические и невротические расстройства, их характеристики и частота
возникновения.
Аффективно-шоковые
реакции,
психомоторные
возбуждения,
истерические психозы, психогенный ступор. Особенности оказания доврачебной помощи
не полностью адекватным пострадавшим, как с психогенными реакциями, так и
находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Термические поражения
Термические ожоги. Клинические признаки, определение степени тяжести
ожогового поражения, особенности наложения повязок, проведения иммобилизации при
ожогах. Особенности оказания первой доврачебной помощи пострадавшим с ожогами
глаз, верхних дыхательных путей. Тепловой удар. Принципы оказания первой
доврачебной помощи. Холодовая травма. Отморожения, переохлаждение. Способы
согревания при холодовой травме.
Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях.
Основы действующего законодательства (административное и уголовное право)
относительно оказания или неоказания помощи пострадавшим. Обязанности тракториста,
медицинского работника, административных служб при дорожно-транспортных
происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы.
Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния
Диабетическая
кома.
Острая
сердечно-сосудистая
недостаточность.
Гипертонический криз. Эпилептический припадок. Астматический статус. Отравления.
Клинические признаки, способы оказания первой доврачебной помощи.

Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксии при оказании
первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.
Оценка тяжести состояния пострадавшего и определение показаний к проведению
сердечно-легочной реанимаций. Восстановление функции внешнего дыхания. Очищение
ротовой полости тампоном, обеспечение, проходимости верхних дыхательных путей.
Проведение искусственного дыхания "изо рта в рот", "изо рта в нос". Использование
воздуховода. Техника закрытого массажа сердца. Особенности проведения сердечнолегочной реанимации одним или двумя спасателями.
Особенности проведения сердечно-легочной реанимации пострадавшим с
повреждениями лица, открытыми повреждениями грудной клетки, множественными
переломами рёбер.
Профилактика пневмоторакса. Наложение герметической повязки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ






























ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
формирование ценностных ориентиров;
уважительное отношение к своему труду и творчеству, труду и творчеству других
людей;
стремление к поиску и принятию самостоятельных решений;
навыки совместной деятельности с взрослыми и сверстниками;
стремление к овладению рабочей профессией;
стремление к обучению по профессии «Тракторист»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
формулировать цель и учебную задачу;
организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
выполнять учебные действия;
использовать речь для регуляции своего действия;
предвидеть результат своих действий;
осуществлять пошаговый контроль по результату действий;
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Познавательные
применять правила и пользования инструкциями;
с помощью педагога создавать алгоритм деятельности;
с помощью педагога уметь выбирать наиболее эффективные способы решения
проблемы;
использовать знаково-символические модели, схемы, таблицы;
осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
образовательных задач;
использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательной
деятельности;
делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
с помощью педагога разрешать конфликты нам основе учета интересов всех
участников;
работать в команде, эффективно общаться со всеми участниками образовательного
процесса.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник на базовом уровне научится:
 оказывать первую доврачебную помощь;

 оказывать помощь при кровотечениях;
 восстанавливать функции внешнего дыхания;
 делать закрытый массаж сердца, высвобождать пострадавших из транспортных
средств, транспортировать пострадавших;
 обрабатывать и дезинфицировать раны;
 накладывать асептические повязки на травмированные участки;
 оказывать первую помощь при ушибах, вывихах, переломах;
 пользоваться индивидуальной аптечкой.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 различать виды травм, виды кровотечений, перевязочные материалы;
 применять по назначению лекарственные препараты, дезинфицирующие средства;
 оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях, при различных травмах, несчастных случаях на дорогах, эвакуации
пострадавших из поврежденных транспортных средств;
 оценивать тяжесть состояния пострадавшего.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

1
2

3
4
5

6
7

8
9

10

11

Наименование разделов и тем программы

Основы анатомии и физиологии человека
Структура дорожно-транспортного
травматизма. Наиболее частые повреждения
при ДТП и способы их диагностики
Угрожающие жизни состояния при
механических и термических поражениях
Синдром утраты сознания.
Психические реакции при авариях. Острые
психозы. Особенности оказания помощи
пострадавшим в состоянии неадекватности
Термические поражения
Организационно-правовые аспекты оказания
помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях
Острые, угрожающие жизни терапевтические
состояния
Проведение сердечно-легочной реанимации,
устранение асфиксии при оказании первой
медицинской помощи пострадавшим в ДТП
Особенности проведения сердечно-легочной
реанимации пострадавшим с повреждениями
лица, открытыми повреждениями грудной
клетки, множественными переломами рёбер.
Особенности проведения сердечно-легочной
реанимации детям. Устранение механической

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
1

Библиотека ЦОК

1
1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

асфиксии у детей.
12
Остановка наружного кровотечения
13
Приемы гемостаза при кровотечении из полости
рта, из ушей, из носа.
14
Первая медицинская помощь при
кровохарканье, кровавой рвоте, подозрении на
внутрибрюшное кровотечение.
15
Транспортная иммобилизация
16
Правила наложения транспортной
иммобилизации, типичные ошибки и
осложнения.
17
Особенности иммобилизации при
повреждениях таза, позвоночника, головы,
грудной клетки.
18
Методы высвобождения пострадавших,
извлечения из машины; их транспортировка
19
Погрузка пострадавших в транспорт.
20
Обработка ран
21
Десмургия.
22
Использование подручных средств наложения
повязок.
23
Пользование индивидуальной аптечкой
24
Навыки применения содержимого
индивидуальной аптечки.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
Библиотека ЦОК
1
1
1
1
1
1
1
1
24

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

№
п/п
1
2

3
4
5

6
7

8
9

10

11

Тема урока

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Контрольные Практические
Всего
работы
работы

Основы анатомии и физиологии человека
Структура дорожно-транспортного
травматизма. Наиболее частые повреждения
при ДТП и способы их диагностики
Угрожающие жизни состояния при
механических и термических поражениях
Синдром утраты сознания.
Психические реакции при авариях. Острые
психозы. Особенности оказания помощи
пострадавшим в состоянии неадекватности
Термические поражения
Организационно-правовые аспекты оказания
помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях
Острые, угрожающие жизни терапевтические
состояния
Проведение сердечно-легочной реанимации,
устранение асфиксии при оказании первой
медицинской помощи пострадавшим в ДТП
Особенности проведения сердечно-легочной
реанимации пострадавшим с повреждениями
лица, открытыми повреждениями грудной
клетки, множественными переломами рёбер.
Особенности проведения сердечно-легочной
реанимации детям. Устранение механической
асфиксии у детей.

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1

Остановка наружного кровотечения
13
Приемы гемостаза при кровотечении из
полости рта, из ушей, из носа.
14
Первая медицинская помощь при
кровохарканье, кровавой рвоте, подозрении на
внутрибрюшное кровотечение.
15
Транспортная иммобилизация
16
Правила наложения транспортной
иммобилизации, типичные ошибки и
осложнения.
17
Особенности иммобилизации при
повреждениях таза, позвоночника, головы,
грудной клетки.
18
Методы высвобождения пострадавших,
извлечения из машины; их транспортировка
19
Погрузка пострадавших в транспорт.
20
Обработка ран
21
Десмургия.
22
Использование подручных средств наложения
повязок.
23
Пользование индивидуальной аптечкой
24
Навыки применения содержимого
индивидуальной аптечки.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
12

1
1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».