Аннотация СБО 5-9

Аннотация к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5-9 классов.
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» для
обучающихся 5-9 классов по инклюзивному обучению разработана на основе требований к
результатам освоения АООП ООО МКОУ «Александровская СОШ» в соответствии с ФГОС
ООО.
Цели программы:
подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме;
формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение
уровня общего развития учащихся.
Задачи программы:
научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;
сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых
бытовых умениях и навыках;
коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной
жизни.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку
детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Программа разработана в соответствии с авторской программой 5 - 9 классов, под
редакцией Воронковой В.В. специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.. – М.:
Гуманит. из. центр. ВЛАДОС, 2011. – 224 с.
Тематический план ориентирован на использование учебника: В.П. Субчева «Социально
– бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида»,
Г.И.Ц. «Владос», Москва, 2004.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» в 5-9 классах рассчитана на 340 часов, 2
часа в неделю в соответствии с учебным планом МКОУ «Александровская СОШ».
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета
Класс 5
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (6)
Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека.
Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота
прически.
Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой
платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного
отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.
Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма
и окружающих. Воспитание силы воли.
Практические работы
Выполнение утреннего и вечернего туалета: чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, шеи,
ног; расчесывание волос, подмывание на ночь; стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя
детский крем; стирка носового платочка, трусиков, носок; установка настольной лампы на рабочем месте.
Тест №1
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (4)
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы
исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании;
приемы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом.
Практические работы
1

Выполнение физических упражнении для укрепления правильной осанки; ролевая игра —
ситуативные диалоги — при встрече, расставании и за столом.
Проверочная работа №1
ЖИЛИЩЕ (7)
Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.
Виды жилья: собственное, государственное.
Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции — комнаты
отдельные, смежные; по назначению — спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация
рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе. Почтовый адрес дома, школы-интерната.
Практические работы
Заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конверте и переводе; на телеграмме и
телеграфном переводе; организация рабочего места школьника.
Проверочная работа№2
ПИТАНИЕ (8)
Значение питания в жизни и деятельности людей.
Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.
Место приготовления пищи и оборудование его.
Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.
Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.
Сервировка стола.
Практические работы
Чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов; нарезка хлеба, сырых и
вареных овощей; строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами;
приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире, напитка из
варенья; сервировка стола с учетом различных меню; мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения; стирка салфеток.
Проверочная работа №2
ТРАНСПОРТ (3)
Виды транспортных средств. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта).
Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Экскурсии
Коллективные поездки в транспорте.
Практические работы
Оплата проезда в транспорте. Составление маршрута от дома до школы-интерната.
Изготовление знаков дорожного движения, встречающиеся по дороге к дому, интернату.
Рассчитать стоимости проезда от дома до школы-интерната и обратно. Определить сумму
денег, необходимую им на проезд в течение недели, месяца.
Тест №3
ТОРГОВЛЯ (3)
Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей,
животных.
Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные,
колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.
Продуктовые специализированные; «Булочная», Булочная-кондитерская», «Овощи и
фрукты» и др.
Виды товаров фасованные и в развес и розлив.
Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и
самообслуживание).
Срок годности, стоимость.
Хранение товаров фасованных и в развес, разлив.
2

Практические работы
Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их
стоимости за определенное количество массы; определенные сроки годности (на примере
молочных продуктов); приобретение продукта (например, соли, булочки), проверка чека и сдачи.
Тест №4
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (2)
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и
назначения.
Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение
загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.
Практические работы
Сушка и чистка — домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви.
Контрольное тестирован
Класс 6
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы
закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор.
Правила и приемы ухода за органами зрения.
Способы сохранения зрения — контактные линзы, линзовые и коррекционные очки,
хирургическое вмешательство.
Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность,
расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.
Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей,
так и взрослых.
Практические работы
Просмотр учебных кинофильмов о вреде курения, алкоголя; обтирание тела, принятие
душа, воздушных и солнечных ванн под наблюдением взрослых; выполнение физических
упражнений — утренняя зарядка; выбор сезонной одежды, головного убора, обуви в процессе
игровой ситуации; уход за глазами: промывание и протирание их, пользование безопасными
пипетками; проверка зрения у окулиста; просмотр учебных кинофильмов о вреде наркотиков и
токсических веществ.
Тест №1
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке,
на дискотеке). Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.
Практические работы
Сюжетная игра «Посещение театра» — подготовка к игре и проведение её силами
учеников. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях; способы
ведения разговора со старшими, сверстниками.
Проверочная работа №1
ЖИЛИЩЕ
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке
электропылесоса.
Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.)
Практические работы
Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.
Проверочная работа №2
ПИТАНИЕ
Гигиена приготовления пищи.
Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.
3

Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др.
Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.
Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических
моющих средств.
Составление рецепта приготовления блюд.
Практические работы
Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдения за выбором продуктов; чтение рецептов,
подготовка продуктов; приготовление каши (молочных), вареных яиц, омлета, картошки и др.,
простейших блюд с минимумом тепловой обработки; заварка чая; строгое соблюдение правил
безопасной работы при приготовлении пищи; составление рецепта приготовления собственного
блюда; мыть посуду с применением химических моющих средств.
Тест №2
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Значение опрятного вида человека.
Поддержание одежды в порядке: - правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков,
петель, зашивание распоровшегося шва.
Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.
Практические работы
Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде;
подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва; стирка и глажение изделий из
хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и
режущими инструментами.
Тест №3
СЕМЬЯ
Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность
их.
Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы
Родственные отношения в семье; беседа с родителями, запись сведений о них и других
членах семьи.
Тест №4
ТРАНСПОРТ
Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый
проездной, проездной единый билет). Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома
до школы-интерната в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты.
Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Экскурсии
Виртуальная экскурсии на вокзал.
Практические работы
Определить пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде в прямом
и обратном направлении
ТОРГОВЛЯ
Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги,
школьно-письменных принадлежностей, хозяйственные и др.
Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. «Книги»: словари,
учебники, детская художественная литература и др.; «Обувь»: детская (по размерам), женская,
мужская и др. и т.д.
Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара,
предусмотренного правилами торговли.
Практические работы

4

Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами
товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком; приобретение
доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку и т.п.), проверка чека и сдачи.
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.
Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод,
телеграмма).
Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением).
Международные и на территории своего государства.
Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.
Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Практическая работа, экскурсии
Экскурсия на почту-телеграф: написание адреса на почтовых конвертах, на открытках
«уведомление» и телеграмме. Составление текста письма и телеграммы. Их отличие.
Определить стоимости телеграммы простой, на художественном бланке, срочной.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в
оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские
сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием,
госпитализация.
Меры предупреждения глистных заболеваний.
Практические работы
Экскурсия в ФАП для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без
рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования: термометр, пипетка, пинцет
и др.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
Дошкольные учреждения — детские сады с ясельной группой и без нее.
Класс 7
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты
и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами.
Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные.
Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.
Практические работы
Мытье тела и волос под присмотром взрослых; подбор мыла, шампуня для мытья кожи и
волос с учетом их состояния (жирные, сухие, нормальные).
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Значение продления срока служения одежды. Виды штопки, наложение заплат.
Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей, стирка
изделий из шелка в ручную.
Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды.
Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.
Практические работы
Ремонт одежды: штопка и наложение заплат; стирка мелких изделий из белой
хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины, соблюдая правила безопасности в
работе. Стирка изделий из шелка - в ручную; экскурсия в прачечную, знакомство со стоимостью
услуг; прейскурантом на определенные виды стирки.
ПИТАНИЕ
Виды питания.

5

Значение первых, вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных
продуктов.
Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени
при приготовлении пищи.
Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.
Практические работы
Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и
электробытовыми приборами; чтение рецептов и подбор продуктов; приготовление щей из
свежей капусты; приготовление киселя, компота; соблюдение правил безопасности при работе
режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами.
СЕМЬЯ
Тематика
Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми - умывание, одевание,
обувание, причесывание; - в соблюдении чистоты и порядка в школе, интернате, дома.
Практические работы
Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку; разучивание с ними тихих и
подвижных игр; проведение игр с младшими школьниками.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка
к
поездке
в
гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки.
Практические работы
Изготовление несложных сувениров; сюжетная игра «В гости к...».
ЖИЛИЩЕ
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме,
лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
Уход за полом, в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум,
ковер), средства ухода за полом.
Практические работы
Cухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним; мытье полов.
ТРАНСПОРТ
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные
службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы
приобретения железнодорожных билетов. Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и получения его.
Экскурсии
Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Практические работы
Определить пункт назначения. Выбрать вид поезда (пассажирский, скорый) и типы вагона
(общий, плацкартный, купейный, мягкий). Уточнить стоимость проезда с учетом вида поезда и
типа вагона, выяснить свои возможности.
ТОРГОВЛЯ
Универмаги и универсамы, их назначение.
Сельмаг и сельпо. Их назначение.
Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.
Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа
действия; примерка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, получение чека, сдачи.
Хранение чека или его копии.
Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения.
Практические работы
Экскурсия в универсам - самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки
указанного товара и по собственному желанию
6

СРЕДСТВА СВЯЗИ
Почта: виды бандеролей (простая, заказная ценная, с уведомлением), порядок их отправления; упаковка, стоимость пересылки; посылки, виды упаковок, правила отравления,
стоимость отправления; посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом.
Практическая работа, экскурсии
Экскурсия на почту-телеграф: заполнение бланков на отправку бандероли, посылки;
упаковка бандероли, посылки; определение стоимости отправки простых и ценных
посылок.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах
(неглубокий порез, ссадины, ушибы укусы насекомыми и др.)
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны.
Меры по предупреждению переломов.
Практические работы
Экскурсия в травмопункт, наблюдения за накладыванием гипса при переломах.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для
жителей города и села.
Практические работы
Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие для
ознакомления с их деятельностью и основными профессиями.
БЮДЖЕТ
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия.
Мелкие расходы.
Практические работы
Упражнения по определению доходов семьи.
Составление доверенности на получение зарплаты.
Класс 8
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (2)
Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики: лосьон, кремы, пудра и природные средства.
Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения
его — воспитание воли, целеустремленности, доброты, отзывчивости и других положительных
качеств личности.
Практические работы
Упражнения в протирании кожи лица; подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема,
пудры, с учетом состояния кожи; использование масок из фруктов и овощей.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (6)
Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей.
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Правила и
приемы глажения блузок, рубашек, платков.
Химчистка — знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами по
приведению одежды в надлежащий вид.
Практические работы
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в
использовании стирального порошка; экскурсия в химчистку, знакомство с правилами приема
изделий и выдача их, с прейскурантом на чистку определенного вида изделий.
ПИТАНИЕ (12)
Виды теста: дрожжевое, пресное.
Приготовление изделия из теста.

7

Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов,
овощей, зелени.
Запись рецептов.
Практические работы
Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов; приготовление пресного теста, из
него лапши и выпечка печенья; запись рецептов соления, варенья, консервирования, сушки
овощей, фруктов, ягод; приготовление овощного салата; нарезка зелени и фруктов для сушки
СЕМЬЯ (6)
Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним — кормление из соски, с ложечки;
купание, одевание, пеленание, уборка постели.
Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.
Практические работы
Упражнение в купании, одевании, пеленании куклы; мытье детской посуды, игрушек.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (4)
Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.
Практические работы
Сюжетная игра «Встреча молодых людей».
ЖИЛИЩЕ (4)
Уборка кухни, санузла, ванны.
Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла, ванны.
Практические работы
Мытье кафельных стен, чистка раковин.
ТРАНСПОРТ (4)
Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные
маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда
до пункта назначения.
Значение водного транспорта (речного, морского). Пристань. Порт. Основные службы.
Основные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до условного
пункта назначения.
Экскурсии
Экскурсия на автобусную станцию или в порт
Практические работы
Выбрать пункт назначения. Определить время и место отправления. Рассчитать стоимость
проезда на теплоходе в направлениях «туда и обратно» с учетом класса каюты.
ТОРГОВЛЯ (4)
Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно
действующие, временные, оптовые, мелкооптовые.
Различия рынка от магазина: одно из них —право покупателя предлагать продавцу снизить
цену (право торговаться); — право выбора товара.
Практические работы
Экскурсия на рынок. Выявление системы расположения продаваемой продукции;
нахождение более низких цен на одноименную продукцию; сравнение рыночных цен и
магазинных на одно и тоже название товара.
СРЕДСТВА СВЯЗИ (4)
Телефон: Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом,
таксофоном, квартирным. Правила пользования телефонным справочником.
Культура разговора по телефону. Вызов милиции — 02; пожарной команды — 01; утечка
газа — 04; скорой помощи — 03; и другие аварийные службы (поломка водопровода,
неисправности электроэнергии и др.). Получение справок по телефону — Служба точного
времени «говорящие часы».
Междугородняя телефонная связь Порядок пользования автоматической связью. Виды
заказ междугороднего телефонного разговора. Тариф на междугородние телефонные разговоры.
8

Практическая работа, экскурсии
Экскурсия на почту-телеграф: Сюжетно-ролевая игра «телефонная справочная служба».
Экскурсия на переговорный пункт. Выбор названия города, знакомство с кодом и тарифом.
Расчет стоимости разговора за 1 минуту, 3.5,10.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (8)
Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление,
солнечный удар).
Первая помощь утопающему.
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Практические работы
Сюжетная игра - оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой
раны, наложение повязки на руку, ногу, голову; оказание помощи спасенного из водоема.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ (4)
Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение.
Практические работы
Экскурсия в префектуру для знакомства с отделами и их возможностями оказания
помощи.
ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА (10)
Бюджет семьи:
виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные
дотации (пособия, субсидия и др.);
условия и порядок их получения; основные статьи расходов:
а)
оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и
другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения;
б)
виды государственных страхований;
в)
питание;
г)
оплата проезда;
д)
виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость;
оздоровление организма членов семьи; содержание домашней аптечки; предметы личной
гигиены; покупка одежды, обуви, головного убора с учетом времени года;
создание уюта и сбережение сил, времени, денег:
это мебель, посуда, бытовые электроприборы, постельное белье и т.п. Ремонт обуви,
одежды.
— повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра,
музея, вставки, дискотеки: приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон,
мотки шерсти, ткань и т.д.
е)
помощь родственникам.
Практическая работа
Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Составление
доверенности на получение зарплаты, стипендии, пенсии за членов семьи.
Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее
необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью. Упражнения в снятии
показателей электросчетчика (газового счетчика, счетчика воды, телефонных разговоров). Расчет
стоимости израсходованной электроэнергии (газ, воды, телефонных разговоров); заполнение
квитанция (на конкретных примерах); упражнение в планировании крупных, дорогостоящих
покупок (на конкретных примерах);
Экскурсия в ЖЭК (ДЭЗ) и т.п.
Класс 9
Содержание учебного предмета
ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА (10)
Бюджет семьи:

9

- виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные
дотации (пособия, субсидия и др.);
условия и порядок их получения;
- основные статьи расходов:
а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и
другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения;
б) виды государственных страхований;
в) питание;
г) оплата проезда;
д) виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость;
оздоровление организма членов семьи; содержание домашней аптечки; предметы личной
гигиены; покупка одежды, обуви, головного убора с учетом времени года;
создание уюта и сбережение сил, времени, денег:
повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра, музея,
вставки, дискотеки: приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки
шерсти, ткань и т.д.
е) помощь родственникам.
- Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды
хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк.
Практические работы
Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей,
упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства.
Проверочная работа №1
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (6)
Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).
Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами
для выведения пятен.
Практические работы
Определение собственных размеров одежды и обуви; экскурсия в специализированные
магазины: нахождение нужно го отдела с размерами, соответствующими ученику; выведение
пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.
Проверочная работа №2
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (2)
Адекватность поведения в обществе.
Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
Тест №1
ПИТАНИЕ (12)
Диетическое питание.
Питание детей ясельного возраста.
Приготовление национальных блюд.
Составление меню и сервировка праздничного стола.
Практические работы
Работа с литературой; подбор рецептов диетического питания; составление меню
диетического питания на день, неделю; составление меню на день, неделю для ребенка ясельного
возраста; запись рецепта наиболее характерного национального блюда и приготовление его;
составление меню праздничного стола и сервировка его (по поводу окончания школы).
Проверочная работа №2
ТОРГОВЛЯ (2)
Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские.
10

Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.
Время и место проведения ярмарок.
Практические работы
Участие в школьной ярмарке; посещение отделов магазина – распродажи товаров по
сниженным ценам.
Тест №2
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (4)
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
Уход за больным.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Практические работы
Сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение
инструкции "показаний и применения лекарства, составление графика приема; поправка постели,
организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле.
Тест №3
СЕМЬЯ (4)
Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.
Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга,
отдыха в семье.
Семейные традиции.
Практические работы
Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.
Тест №4
ТРУДОУСТРОЙСТВО (12`)
Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству
молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).
Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для
поступления на работу. Их оформление.
Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их
составления.
Практическая работа
Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Знакомство с профилем
учреждений, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: заявление,
автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной
записки.
Тест № 5
ЖИЛИЩЕ (4)
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
Сохранение жилищного фонда.
Практические работы
Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
Проверочная работа №3
СРЕДСТВА СВЯЗИ (4)
Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных
переводов.
Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с
определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.
Практическая работа, экскурсии
Экскурсия на почту: заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового
и телеграфного.
Тест №6
11

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ (4)
Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др.,
их назначение.
Практические работы
Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для
ознакомления с их деятельностью.
Тест №7
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (2)
Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения,
алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле – здоровый дух.)
ТРАНСПОРТ (2)
Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов.
Стоимость проезда.
Практические работы
Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса самолета, стоимость билета.
Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рассчитать средства с
учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.
Система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальной недостаточностью) планируемых результатов освоения АООП
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности обучающихся положены
объективность и единый подход.
При 5-балльной системе для всех установлены следующие обще дидактические критерии.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающихся, необходимо
учитывать:
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий,
правильность выполнения практических работ;
самостоятельность ответа;
умение переносить полученные знания на практику;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5»при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий
основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с
опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка «4»при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, правильный, но
нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам
последовательность восстанавливается.
Отметка «3»если верно выполнено от 40 до 60% заданий – ответ не полный, но
правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам
затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Отметка «2»– ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы
на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.
Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на
основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего
поурочного балла.
Годовая отметка выставляется, как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом
динамики индивидуальных учебных достижений обучающихся на конец года.

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».