Аннотация музыка 5-8

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКА» 5-8 КЛАССЫ
Музыка
–
универсальный
антропологический
феномен,
неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. использовать интонационно-выразительные средства, она способна
накапливать эстетические эмоции, различные чувства и мысли, яркие художественные
образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с
другой – глубокая степень психологической информативности личности. Это создает
уникальный потенциал для развития мира внутри человека, гармонизации его с самим
собой, другими людьми, занятиями в окружающем мире посредством музыкального
искусства.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества
и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная
рефлексия. Огромное значение имеет в качестве универсального языка, не требующего
перевода, умения его учитывать и принимать образ жизни, способ мышления и
мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь средством общения, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие людей, в том числе сохранение и передачу идей и смыслов, рожденных в
голос века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение понимание музыкального воспитания в
светских целях и задачах учитывает национальную идентичность. Родные интонации,
мелодии и ритмы являются квинтэссенцией системы культурного кода, сохраняющей в
перевернутом виде все мировоззрения предков, композиторую музыку не только через
сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне.
Музыка – временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие
сложных заболеваний, характер личности - это способность музыки развивать чувство
времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики событий
развития, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его последствия с
прошлым.
Изучение музыки способствует развитию интеллектуальных и творческих
способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки и навыки в сфере эмоционального интеллекта,
способствует самореализации и самопринятию личности. Музыкальное обучение и
воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное воспитание
обучающегося, учитывает всю систему ценностей.
Изучение музыки необходимо для полноценного образования и воспитания
обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сферы,
творческих способностей.
Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания
и осознания конкретных слоев эмоций, чувств, образов, идей, фондовых ситуаций,
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационносмысловое
обобщение,
содержательный
анализ
проявлений,
моделирование
художественно-творческого процесса, самовыражение). через творчество).
В процессе конкретизации поставленных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
становление системы воспитания детей, развитие целостности миропонимания в
единстве эмоциональной и познавательной сферы;

1

развитие в общении с художественными произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации
между людьми разных эпох и народов, эффективный путь автокоммуникаций;
творческие способности ребенка, развитие внутренней мотивации к интонационносодержательной деятельности.
Задачи обучения музыке на уровне базового общего образования:
приобщение к уходу за ценностями через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического воздействия;
осознание функций социальной музыки, стремление понять закономерности
развития музыкального искусства, условий разнообразного проявления и бытования
музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека;
соблюдение ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства,
воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей,
приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия;
создание целостного представления о комплексе выразительных средств
музыкального искусства, освоение ключевых элементов языка, характерных для
различных настроек стилей;
расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах,
достаточное для активного, осознанного восприятия образцов народного и
профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития
музыкального искусства и современной музыкальной культуры;
развитие оборудования и специальных функций, совершенствование предметных
навыков и навыков, в том числе:
слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия
музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным
музыкальным произведением);
исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных
встроенных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и
виртуальных встроенных инструментах);
сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции,
аранжирования, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование);
творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
исследовательская деятельность в области материалельного музыкального
искусства.
Программа составления структуры на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей,
принципам компоновки химической темы, форм и методов освоения содержания. При
этом 4 модуля из 9 предложенных исследований как инвариантные, остальные 5 – как
вариативные, реализация может осуществляться по выбору учителя с учетом
этнокультурных традиций региона, независимой страны, направления и возможностей
обучающихся, их творческих способностей.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Фольклор – народное творчество.
Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и
игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).
2

Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звуками фольклорных образцов в аудио- и видеозаписях;
определение на слух:
принадлежности для народной или композиторской музыки;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанр, основные настроения, характер музыки;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей,
фольклорных игр.
Календарный фольклор.
Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние,
зимние, весенние – по выбору учителя).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о
соответствующих фольклорных традициях;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
вариантно: заключение фольклорного обряда или его фрагмента; участие в
народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка.
Семейный фольклор.
Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный
обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла;
изучение особенностей их исполнения и звучания;
определение
слуха
жанровой
принадлежности,
анализ
традиционных
традиционных образов;
разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору
учителя);
вариантно:
заключение
фольклорного
обряда
или
его
фрагмента; исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора».
Наш край сегодня.
Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн республика,
город (в наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр,
филармония, консерватория.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание и исполнение гимнов республики, города, песен местных
композиторов;
знакомство с творческой биографией, охватывающей местных мастеров культуры и
искусства;
вариант: посещение местных ресторанов, музеев, концертов, написание отзыва с
анализом спектакля, концерта, экскурсий;
исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей
малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам);
творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий;
съемка,
монтаж
и
озвучивание
любительского
фильма),
направленные
на сохранение и продолжение традиций своего края.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Россия – наш общий дом.
Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей
страны. Музыка наших соседей, других регионов (при изучении музыки данного
тематического материала рекомендуется выбирать не менее трех региональных традиций.
Одна из которых – музыка, составляющая соседей (например, для обучающихся
Нижегородской области – чувашский или марийский фольклор, для обучающихся
3

Краснодарского края – музыка Адыгеи). Две культурные традиции желательно выбирать
среди более удаленных территорий, а также по принципу контраста мелодикоритмических тенденций. Для обучающихся Российской Федерации среди культурных
традиций обязательно должна быть представлена другая русская народная музыка).
Виды деятельности обучающихся:
знакомства со звуками фольклорных образцов близких и отдаленных регионов в
аудио- и видеозаписях;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей,
фольклорных игр разных народов России;
определение на слух:
принадлежности для народной или композиторской музыки;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанр, характер музыки.
Фольклорные жанры.
Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звуками фольклора разных регионов России в аудио- и
видеозаписях;
аутентичная манера исполнения;
проявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки
разных народов;
появление общего и особенного при выступлении танцевальных, лирических и
эпических песенных образцов фольклора разных народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний;
двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных
народных танцев и песен;
вариантно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных народов
России; музыкальный фестиваль «Народы России».
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов.
Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора,
цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных
исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на
интонационном уровне.
Виды деятельности обучающихся:
сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в
композиторской обработке;
разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке;
знакомство с 2–3 фрагментами основных сочинений (опера, симфония, концерт,
квартет, вариации), в которых использованы длинные народные мелодии;
наблюдение за принципами композиторской обработки, развитие фольклорного
тематического материала;
вариативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие темы
отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (по принципу
выбранной региональной традиции);
посещение концерта, спектакля (просмотра фильма, телепередачи), посвященного
данной теме;
обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам просмотра.
На рубежах культуры.
Содержание:
Взаимное
влияние
фольклорных
традиций
друг
на
друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.
Виды деятельности обучающихся:
4

знакомство с примерами смешения культурных традиций на пограничных
территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинноследственных связей такого смешения;
изучение творчества и вклад в развитие культуры современных этноисполнителей,
приверженцев традиционного фольклора;
вариантно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в
традиционной традиционной культуре.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка»
(изучение тематических блоков данного модуля руководителем соотнести изучение
с модулями «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переход
от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и
развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций).
Образы родной земли.
Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные
инструментальные произведения, посвященные произведениям русской природы,
народного быта, сказкам, легендам (на тему творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова,
В.А. Гаврилина и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
обобщение опыта прослушивания, повторение проживания, анализ музыки
композиторов русских, полученного на уровне начального общего образования ;
проявление мелодичности, широты движения, интонационной составляющей
английского фольклора;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного
русским композитором-классиком;
музыкальная викторина по знанию музыки, названные авторы изученных
произведений;
вариантно:
рисование
по
мотивам
прослушанных
реставраций
сохранились; посетите концерт классической музыки, в программе которого
присутствуют произведения русских композиторов.
Золотой век русской культуры.
Содержание: Светская российское дворянство XIX века: музыкальные салоны,
домашнее музицирование, балы, театры. Особенности отечественной музыкальной
культуры XIX в. (на основе творчества М.И. Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.РимскогоКорсакова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного
содержания, выразительных средств;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического
характера, сочиненного русским композитором-классиком;
музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных
произведений;
вариантно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных
русской культуре XIX века;
создание любительского фильма, радиопередачи, театральной музыкальнолитературной композиции на основе музыки и литературы XIX века; реконструкция
костюмированного бала, музыкального салона.
История страны и народа в музыке композиторов русских.
Содержание: Образы народных героев, тематического служения Отечества в
крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на
примере
сочинений
композиторов
– Н.А.Римского-Корсакова,
А.П.Бородина,
М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Г. .В.Свиридова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
5

знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного
содержания и способа выражения патриотических идей, графического пафоса;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения
патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком;
исполнение Гимна Российской Федерации;
музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных
произведений;
вариантно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных
творчеству композиторов – членов русского музыкального общества «Могучая
кучка»; просмотреть видеозаписи оперы одного из композиторов русских (или посещения
театра) или фильма, основанного на встроенных сочинениях русских композиторов.
Русский балет.
Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И.
Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов
балета. Дягилевские сезоны.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской балетной музыки;
поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских
балетных трупов за рубежом;
посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи);
характеристики отдельных помещений и зрелищ в целом;
вариант: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых
балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров;
съемка любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра,
мультипликации) музыка на каком-либо балете (фрагменты).
Русская исполнительская школа.
Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей ( А.Г.
Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие
исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс
имени П.И. Чайковского.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание одних и тех же звуков в исполнении разных музыкантов,
характеры одинаковы;
свободное создание фоно- и видеотеки из понравившихся увидели;
дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;
вариантно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных
отечественных исполнителей классической музыки.
Русская музыка – взгляд в будущее.
Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор
Е. Мурзина, электронная музыка (на основе творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и
других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и
технологическими идеями по расширению возможностей и музыкального искусства;
прослушивание образцов электронной музыки, обсуждение технических средств в
создании современной музыки;
вариантно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной
электроники в России;
импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных
продуктов и электронных гаджетов.
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
Камерная музыка.
6

Содержание:
Жанры
камерной
вокальной
музыки
(песня,
романс,
вокализ). Инструментальная
миниатюра
(вальс,
ноктюрн,
прелюдия,
каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная форма признания. Куплетная форма.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание
сохраняемых
изучаемых
жанров
(зарубежных
и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристики музыкального
образа;
определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной
схемы;
разучивание и исполнение проигрываемых вокальных и инструментальных
жанров;
вариативно: импровизация, сочинение коротких фрагментов с соблюдением
основных принципов жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр);
индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме;
выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный
или письменный текст, рисунок, пластический этюд.
Циклические формы и жанры.
Содержание: Сюита, миниатюрный цикл (вокальных, инструментальных). Принцип
контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных
тем, разработочный принцип развития.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с циклом миниатюры, определение принципов, основного
художественного замысла цикла;
разучивание и исполнение незначительного вокального цикла;
знакомство со строением сонатной формы;
определение на слух основных партий-тем в одном классическом сонате;
вариант: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное
изучение информации о произведениях-концертах (сколько в них частей, как они
называются, когда можно произносить плоды); последующее составление рецензий на
концерт.
Симфоническая музыка.
Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры,
классической 4-частной симфонии;
освоение основной темы (пропевание, графическая фиксация, пластическое
интонирование), наблюдение за процессом, развертывание музыкального повествования;
образно-тематический конспект;
исполнение
(вокализация,
пластическое
интонирование,
графическое
моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки;
прослушивание не менее одного симфонического произведения;
вариант: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки;
предварительное изучение информации о произведениях-концертах (сколько в них
частей, как они называются, когда можно произносить плоды);
последующее составление рецензий на концерт.
Театральные жанры.
Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра,
действие, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная
структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном
спектакле.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с признаками номеров известных опер, балетов;
7

разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы,
прослушивание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и
профессионального исполнения;
музыкальная викторина на основе изученных фрагментов крепления спектаклей;
различение, определение на слух:
тембров голоса оперных певцов;
оркестровых групп, тембровских инструментов;
типа номера (соло, дуэт, хор);
вариантно: посещение оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное
изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители,
самые яркие музыкальные номера);
последующее составление рецензий на спектакль.
Вариативные модули
Модуль № 5 «Музыка народов мира»
(изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании
является предпочтительным соотношением изучения модулей «Музыка моего края» и
«Народное материальное творчество России», устанавливая смысловые арки, сопоставляя
и сравнивая музыкальные разделы данных между собой).
Музыка – древнейший язык человечества.
Содержание: Археологические находки, легенды и заповеди о древней
музыке. Древняя Греция – колыбель культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о
гармонии).
Виды деятельности обучающихся:
экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией сохраненных
артефактов древности, с последующим пересказом полученной информации;
импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному
животному);
озвучивание, театрализация легенд (мифа) о музыке;
вариантно: к весты, викторины, интеллектуальные игры;
исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в
музыкальном искусстве XVII—XX веков».
Музыкальный фольклор народов Европы .
Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для
изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3 стран из следующей очереди:
английский, культуравстрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский,
польский, норвежский, венгерский фольклор. В этом списке, но не только, - выборки
типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных явлений (например, испанский
фольклор – кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор – мазурка, полонез;
французский фольклор – рондо, трубадуры; австрийский фольклор – альпийский рог,
тирольское пение, лендлер).
Виды деятельности обучающихся:
проявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки
народов Европы;
выявление общего и особенного при рассмотрении изучаемых образцов
европейского фольклора и фольклора народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных
традиций народов Европы (в том числе в форме рондо).
Музыкальный фольклор стран Азии и Африки.
Содержание: Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа
музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1–
2 традиции туризма из стран следующего списка: Китай, Индия, Япония, Вьетнам,
8

Индонезия,
Иран,
Турция),
уникальные
традиции,
музыкальные
инструменты. Представление о роли музыки в жизни людей.
Виды деятельности обучающихся:
проявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки
народов Африки и Азии;
выявление общего и особенного при просмотре образцов южного фольклора и
фольклора народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах;
вариант: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки».
Народная музыка Американского континента.
Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс,
самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов происходит периодически.
Виды деятельности обучающихся:
проявление характерных интонаций и ритмов в звучании принца,
латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
продолжительные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в
стиле (жанре) изучаемой традиции.
Модуль № 6 «Европейская классическая музыка»
Национальные истоки классической музыки.
Содержание: Национальный музыкальный стиль на тему творчества Ф. Шопена,
Э. Грига и другие композиторы. Значение и роль композитора классической
музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами музыки разных жанров, типичными для рассматриваемых
национальных стилей, творчеством изучаемых композиторов;
определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального
языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические формы из
чисел изучаемых классических проявлений;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного
композитором-классиком (из числа, изучаемых в данном разделе);
музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных
произведений;
вариант: исследовательские проекты о честве европейских композиторовклассиков, представителей национальных школ; просмотр художественных и
документальных фильмов о творчестве выдающихся европейских композиторов с
последующим обсуждением в классе; посетил концерт классической музыки, балетного
драматического спектакля.
Музыкант и публикатор.
Содержание: Кумиры публикации (по мотивам творчества В.А. Моцарта, Н.
Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд, миссия
композитора,
исполнителя. Знание
опубликовано. Культура
слушателя. Традиции
прослушивания музыки в прошлые века и сегодня.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами виртуозной музыки;
размышления над фактами биографий великих музыкантов – как любимцев
публики, так и непонятных современников;
определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка,
изучаемых классических образов, умение напеть наиболее яркие их ритмоинтонации;
музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных
произведений;
9

знание и соблюдение общепринятых норм прослушивания музыки, правил
поведения в концертном зале, театре оперы и балета;
вариативно: работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей),
лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения); посещение
концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе; создание
тематических приспособлений для домашнего прослушивания.
Музыка – зеркало эпохи.
Содержание: Искусство как отражение, с одной – образ жизни, с другой стороны –
основные ценности, идеалы данной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных
образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-ческий склад на
тему творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного
композитором-классиком (из числа, изучаемых в данном разделе);
исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов;
музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных
произведений;
вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизма (на
примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, либо музыки и
архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям
барокко и классицизма, творческому пути изучаемых композиторов.
Музыкальный образ.
Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального
произведения. Судьба человека – судьба человечества (по принципу творчества Л. ван
Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг
основных образов, характерных интонаций, жанров).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторовромантиков, сравнение образов их проявлений, сопереживание музыкальному образу,
идентификация с лирическими героическими произведениями;
познание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка
изучаемых классических проявлений, умение напеть наиболее яркие темы,
ритмоинтонации;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного
композитора-классика, художественная интерпретация его музыкального образа;
музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных
произведений;
вариант: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное
творчество, созвучное кругу образовируемого композитора; составление сравнительной
таблицы стилей классицизм и романтизм (только по музыке, либо в музыке, либо в
живописи, в музыке и литературе).
Музыкальная драматургия.
Содержание: Разработка исправлений образов. Музыкальная тема. Принципы
музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение
музыкального произведения.
Виды деятельности обучающихся:
наблюдение за развитием настроек тем, образов, восприятия логики музыкального
развития;
умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность
настроений, чувств, характеров музыки в развертывании драматургии;
10

узнавание на слух поддерживает тем, их варианты, видоизмененных в процессе
развития;
составление показанной (буквенной, цифровой) схемы образцов музыкального
произведения;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного
композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его
становлении;
музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных
произведений;
вариант: посещение концерта классической музыки, в программе которого
представлены крупные симфонические произведения; создание сюжета любительского
фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма), основанного на развитии
образов, музыкальной драматургии одного из снятых композиторов-классиков.
Музыкальный стиль.
Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов,
драматургических приемов, музыкального языка. (По принципу творчества В.А. Моцарта,
К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля
(стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи);
исполнение 2–3 вокальных представлений – образцы барокко, классицизма,
романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных);
музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных
произведений;
Определение слуха в звучании незнакомого произведения:
принадлежности для одного из изученных стилей;
исполнительского состава (количество и состав исполнителей, ремонт
инструментов);
жанра, круга образов;
музыкальное развитие и развитие в простых и сложных формах (гомофония,
полифония, повтор, контраст, расположение разделов и части в произведении);
вариативно: исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям
музыкального искусства различных стилей XX века.
Модуль № 7 «Духовная музыка»
Храмовый синтез искусств.
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение акапелла
или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа,
Богородицы, Рождества, Воскресения.
Виды деятельности обучающихся:
обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской
традиции русского православия, полученные на уроках музыки и основ культуры и
светской этики на уровне начального общего образования;
осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой, как
конференция в обеих странах, современное мировоззрение, основные идеи христианства;
исполнение вокальных проявлений, границ с религиозной традицией,
перекликающихся с ней по тематике;
определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки,
живописи, архитектуры), относительно связанных:
к русской православной традиции;
западноевропейской христианской традиции;
другим конфессиям (по выбору учителя);
вариант: посещение концерта духовной музыки.
11

Развитие церковной музыки
Содержание: Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал,
изобретение нотной записи Гвидод'Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка
религиозной
традиции
(знаменный
распев,
крюковая
запись,
партесное
пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный
концерт, реквием.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с возникновением нотной записи;
сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал,
знаменный распев, современные ноты);
знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов
(одноголосие);
прослушивание духовной музыки;
определение на слух: состав исполнителей; типа фактуры (хоральный склад,
полифония); принадлежности русской или западноевропейской религиозной традиции;
вариативно: работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием
географических и исторических направлений, различных направлений, стилей, жанров,
традиций с развитием религиозной музыки; исследовательские и творческие проекты,
посвященные произведениям духовной музыки.
Музыкальные жанры богослужения.
Содержание: Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной
музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса,
православная литургия, всенощное бдение.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно)
произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с
религиозными канонами;
вокализация темы изучаемых духовных эффектов;
определения слуха изученных и их авторов, дать представление об особенностях их
конструкции и образов;
Устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием
терминологии, примеров в соответствующих традициях, формулировок собственного
отношения к данной музыке, рассуждений, аргументации своей позиции.
Религиозные темы и образы в современной музыке.
Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление
религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в
двадцатом современном культуры.
Виды деятельности обучающихся:
рисование образа сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре
XX–XXI веков;
исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными
композиторами;
вариант: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в
наше время»; посетите концерт духовной музыки.
Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»
Джаз.
Содержание: Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового
языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная
мотивная структура, гармоническая сетка, импровизация).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство
с
различными
джазовыми
музыкальными
композициями
и направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз);
12

разучивание, исполнение одной из «вечнозеленых» джазовых тем, элементов
ритмической и вокальной импровизации на ее основе;
определение на слух: принадлежности ковового джаза или классической
музыки; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариант:
сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки.
Мюзикл.
Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы XX века (по мотивам
творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные творения в жанре мьюклази
на российской сцене.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и
отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными
жанрами (опера, балет, драматический спектакль);
анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах
массовой информации;
просмотр видеозаписей одного из мюзиклов, написание собственного рекламного
текста для данного заведения;
разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.
Молодежная музыкальная культура.
Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI
веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская
песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.).
Социальный и коммерческий контекст стремительной музыкальной культуры
(потребительские тенденции современной культуры).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра»
молодежной культуры (группы «Битлз», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и
другие группы и исполнители);
разучивание и исполнение песен, относящихся к одному из молодежных кухонных
приборов;
дискуссия на тему «Современная музыка»;
вариант: презентация альбома своей любимой группы.
Музыка стран мира.
Содержание: Музыка вокруг (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на
любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в
условиях цифровой среды.
Виды деятельности обучающихся:
поиск информации о способах сохранения и передачи музыки сейчас;
просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его
художественного образа, стиля, выразительных средств;
разучивание и исполнение популярных современных песен;
вариантно: проведение тематического опроса о ролях и месте музыки в жизни
современного человека; создание собственного музыкального клипа.
Модуль № 9 «Связывание музыки с другими летописями искусства»
Музыка и литература.
Единство слов и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн,
баркарола,
былина). Интонации
рассказа,
повествования
в инструментальной музыке (поэма, баллада). Программная музыка.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки;
импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих
вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»);
13

сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия
инструментального музыкального произведения;
рисование образов программной музыки;
музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных
произведений.
Музыка и живопись.
Содержание: Выразительные средствального и изобразительного музыкального
искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит –
тембр, светлость – динамика. Программная музыка. Импрессионизм (по роду творчества
французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, проявление
интонаций изобразительного характера;
музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных
произведений;
разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение ее к
ритмическому и шумовому аккомпанементу с целью усиления изобразительного эффекта;
вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программноизобразительного характера; сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин
художников.
Музыка и театр.
Содержание: Музыка к драматическому спектаклю (на тему творчества Э. Грига, Л.
ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и других композиторов). Единство
музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами музыки, созданными отечественными и зарубежными
композиторами для драматического театра;
разучивание, исполнение песен из театральной постановки, просмотр видеозаписи
спектакля, в котором звучит эффектная песня;
музыкальная викторина на основе изученных фрагментов крепления спектаклей;
вариант: постановка музыкального спектакля; посетить зал с последующим
обсуждением
(устно
или
письменно)
прокрутить
музыку
в
данном
спектакле; исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными
композиторами для театра.
Музыка кино и телевидения.
Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая
музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального
мультфильма (на возникшей сцене Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с сборниками киномузыки отечественных и зарубежных композиторов;
просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создания
музыки; разучивание, исполнение песни из фильма;
вариант: создание любительского музыкального фильма; переозвучка фрагмента
мультфильма; просмотр фильма-оперы или фильма-балета, аналитическое эссе с ответом
на вопрос «Чем отличаются видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы
(фильма-балета)?».

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».