АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» 5-8 КЛАССЫ Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. использовать интонационно-выразительные средства, она способна накапливать эстетические эмоции, различные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой – глубокая степень психологической информативности личности. Это создает уникальный потенциал для развития мира внутри человека, гармонизации его с самим собой, другими людьми, занятиями в окружающем мире посредством музыкального искусства. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет в качестве универсального языка, не требующего перевода, умения его учитывать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь средством общения, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе сохранение и передачу идей и смыслов, рожденных в голос века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение понимание музыкального воспитания в светских целях и задачах учитывает национальную идентичность. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией системы культурного кода, сохраняющей в перевернутом виде все мировоззрения предков, композиторую музыку не только через сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне. Музыка – временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие сложных заболеваний, характер личности - это способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики событий развития, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его последствия с прошлым. Изучение музыки способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное воспитание обучающегося, учитывает всю систему ценностей. Изучение музыки необходимо для полноценного образования и воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческих способностей. Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания конкретных слоев эмоций, чувств, образов, идей, фондовых ситуаций, эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационносмысловое обобщение, содержательный анализ проявлений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение). через творчество). В процессе конкретизации поставленных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: становление системы воспитания детей, развитие целостности миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 1 развитие в общении с художественными произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективный путь автокоммуникаций; творческие способности ребенка, развитие внутренней мотивации к интонационносодержательной деятельности. Задачи обучения музыке на уровне базового общего образования: приобщение к уходу за ценностями через личный психологический опыт эмоционально-эстетического воздействия; осознание функций социальной музыки, стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условий разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека; соблюдение ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства, воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия; создание целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства, освоение ключевых элементов языка, характерных для различных настроек стилей; расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуры; развитие оборудования и специальных функций, совершенствование предметных навыков и навыков, в том числе: слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных встроенных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных встроенных инструментах); сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжирования, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование); творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); исследовательская деятельность в области материалельного музыкального искусства. Программа составления структуры на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки химической темы, форм и методов освоения содержания. При этом 4 модуля из 9 предложенных исследований как инвариантные, остальные 5 – как вариативные, реализация может осуществляться по выбору учителя с учетом этнокультурных традиций региона, независимой страны, направления и возможностей обучающихся, их творческих способностей. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Инвариантные модули Модуль № 1 «Музыка моего края» Фольклор – народное творчество. Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы). 2 Виды деятельности обучающихся: знакомство со звуками фольклорных образцов в аудио- и видеозаписях; определение на слух: принадлежности для народной или композиторской музыки; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанр, основные настроения, характер музыки; разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр. Календарный фольклор. Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – по выбору учителя). Виды деятельности обучающихся: знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях; разучивание и исполнение народных песен, танцев; вариантно: заключение фольклорного обряда или его фрагмента; участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка. Семейный фольклор. Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания. Виды деятельности обучающихся: знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла; изучение особенностей их исполнения и звучания; определение слуха жанровой принадлежности, анализ традиционных традиционных образов; разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя); вариантно: заключение фольклорного обряда или его фрагмента; исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора». Наш край сегодня. Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн республика, город (в наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория. Виды деятельности обучающихся: разучивание и исполнение гимнов республики, города, песен местных композиторов; знакомство с творческой биографией, охватывающей местных мастеров культуры и искусства; вариант: посещение местных ресторанов, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсий; исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам); творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленные на сохранение и продолжение традиций своего края. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» Россия – наш общий дом. Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, других регионов (при изучении музыки данного тематического материала рекомендуется выбирать не менее трех региональных традиций. Одна из которых – музыка, составляющая соседей (например, для обучающихся Нижегородской области – чувашский или марийский фольклор, для обучающихся 3 Краснодарского края – музыка Адыгеи). Две культурные традиции желательно выбирать среди более удаленных территорий, а также по принципу контраста мелодикоритмических тенденций. Для обучающихся Российской Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть представлена другая русская народная музыка). Виды деятельности обучающихся: знакомства со звуками фольклорных образцов близких и отдаленных регионов в аудио- и видеозаписях; разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России; определение на слух: принадлежности для народной или композиторской музыки; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанр, характер музыки. Фольклорные жанры. Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Виды деятельности обучающихся: знакомство со звуками фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписях; аутентичная манера исполнения; проявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов; появление общего и особенного при выступлении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен; вариантно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных народов России; музыкальный фестиваль «Народы России». Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне. Виды деятельности обучающихся: сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке; разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке; знакомство с 2–3 фрагментами основных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации), в которых использованы длинные народные мелодии; наблюдение за принципами композиторской обработки, развитие фольклорного тематического материала; вариативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие темы отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (по принципу выбранной региональной традиции); посещение концерта, спектакля (просмотра фильма, телепередачи), посвященного данной теме; обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам просмотра. На рубежах культуры. Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора. Виды деятельности обучающихся: 4 знакомство с примерами смешения культурных традиций на пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинноследственных связей такого смешения; изучение творчества и вклад в развитие культуры современных этноисполнителей, приверженцев традиционного фольклора; вариантно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в традиционной традиционной культуре. Модуль № 3 «Русская классическая музыка» (изучение тематических блоков данного модуля руководителем соотнести изучение с модулями «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переход от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций). Образы родной земли. Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные произведениям русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на тему творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: обобщение опыта прослушивания, повторение проживания, анализ музыки композиторов русских, полученного на уровне начального общего образования ; проявление мелодичности, широты движения, интонационной составляющей английского фольклора; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина по знанию музыки, названные авторы изученных произведений; вариантно: рисование по мотивам прослушанных реставраций сохранились; посетите концерт классической музыки, в программе которого присутствуют произведения русских композиторов. Золотой век русской культуры. Содержание: Светская российское дворянство XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Особенности отечественной музыкальной культуры XIX в. (на основе творчества М.И. Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.РимскогоКорсакова и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных произведений; вариантно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века; создание любительского фильма, радиопередачи, театральной музыкальнолитературной композиции на основе музыки и литературы XIX века; реконструкция костюмированного бала, музыкального салона. История страны и народа в музыке композиторов русских. Содержание: Образы народных героев, тематического служения Отечества в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Г. .В.Свиридова и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: 5 знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способа выражения патриотических идей, графического пафоса; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком; исполнение Гимна Российской Федерации; музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных произведений; вариантно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композиторов – членов русского музыкального общества «Могучая кучка»; просмотреть видеозаписи оперы одного из композиторов русских (или посещения театра) или фильма, основанного на встроенных сочинениях русских композиторов. Русский балет. Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Виды деятельности обучающихся: знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупов за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристики отдельных помещений и зрелищ в целом; вариант: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров; съемка любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) музыка на каком-либо балете (фрагменты). Русская исполнительская школа. Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей ( А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского. Виды деятельности обучающихся: прослушивание одних и тех же звуков в исполнении разных музыкантов, характеры одинаковы; свободное создание фоно- и видеотеки из понравившихся увидели; дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»; вариантно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки. Русская музыка – взгляд в будущее. Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на основе творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и музыкального искусства; прослушивание образцов электронной музыки, обсуждение технических средств в создании современной музыки; вариантно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России; импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов. Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства» Камерная музыка. 6 Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная форма признания. Куплетная форма. Виды деятельности обучающихся: прослушивание сохраняемых изучаемых жанров (зарубежных и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристики музыкального образа; определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы; разучивание и исполнение проигрываемых вокальных и инструментальных жанров; вариативно: импровизация, сочинение коротких фрагментов с соблюдением основных принципов жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр); индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме; выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд. Циклические формы и жанры. Содержание: Сюита, миниатюрный цикл (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. Виды деятельности обучающихся: знакомство с циклом миниатюры, определение принципов, основного художественного замысла цикла; разучивание и исполнение незначительного вокального цикла; знакомство со строением сонатной формы; определение на слух основных партий-тем в одном классическом сонате; вариант: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о произведениях-концертах (сколько в них частей, как они называются, когда можно произносить плоды); последующее составление рецензий на концерт. Симфоническая музыка. Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основной темы (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом, развертывание музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки; прослушивание не менее одного симфонического произведения; вариант: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; предварительное изучение информации о произведениях-концертах (сколько в них частей, как они называются, когда можно произносить плоды); последующее составление рецензий на концерт. Театральные жанры. Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действие, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле. Виды деятельности обучающихся: знакомство с признаками номеров известных опер, балетов; 7 разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, прослушивание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнения; музыкальная викторина на основе изученных фрагментов крепления спектаклей; различение, определение на слух: тембров голоса оперных певцов; оркестровых групп, тембровских инструментов; типа номера (соло, дуэт, хор); вариантно: посещение оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, самые яркие музыкальные номера); последующее составление рецензий на спектакль. Вариативные модули Модуль № 5 «Музыка народов мира» (изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании является предпочтительным соотношением изучения модулей «Музыка моего края» и «Народное материальное творчество России», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальные разделы данных между собой). Музыка – древнейший язык человечества. Содержание: Археологические находки, легенды и заповеди о древней музыке. Древняя Греция – колыбель культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии). Виды деятельности обучающихся: экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией сохраненных артефактов древности, с последующим пересказом полученной информации; импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному); озвучивание, театрализация легенд (мифа) о музыке; вариантно: к весты, викторины, интеллектуальные игры; исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков». Музыкальный фольклор народов Европы . Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3 стран из следующей очереди: английский, культуравстрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. В этом списке, но не только, - выборки типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных явлений (например, испанский фольклор – кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор – мазурка, полонез; французский фольклор – рондо, трубадуры; австрийский фольклор – альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Виды деятельности обучающихся: проявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы; выявление общего и особенного при рассмотрении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо). Музыкальный фольклор стран Азии и Африки. Содержание: Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1– 2 традиции туризма из стран следующего списка: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, 8 Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представление о роли музыки в жизни людей. Виды деятельности обучающихся: проявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии; выявление общего и особенного при просмотре образцов южного фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах; вариант: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки». Народная музыка Американского континента. Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов происходит периодически. Виды деятельности обучающихся: проявление характерных интонаций и ритмов в звучании принца, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков; разучивание и исполнение народных песен, танцев; продолжительные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки. Содержание: Национальный музыкальный стиль на тему творчества Ф. Шопена, Э. Грига и другие композиторы. Значение и роль композитора классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами музыки разных жанров, типичными для рассматриваемых национальных стилей, творчеством изучаемых композиторов; определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические формы из чисел изучаемых классических проявлений; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа, изучаемых в данном разделе); музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных произведений; вариант: исследовательские проекты о честве европейских композиторовклассиков, представителей национальных школ; просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающихся европейских композиторов с последующим обсуждением в классе; посетил концерт классической музыки, балетного драматического спектакля. Музыкант и публикатор. Содержание: Кумиры публикации (по мотивам творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Знание опубликовано. Культура слушателя. Традиции прослушивания музыки в прошлые века и сегодня. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами виртуозной музыки; размышления над фактами биографий великих музыкантов – как любимцев публики, так и непонятных современников; определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, изучаемых классических образов, умение напеть наиболее яркие их ритмоинтонации; музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных произведений; 9 знание и соблюдение общепринятых норм прослушивания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета; вариативно: работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения); посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе; создание тематических приспособлений для домашнего прослушивания. Музыка – зеркало эпохи. Содержание: Искусство как отражение, с одной – образ жизни, с другой стороны – основные ценности, идеалы данной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-ческий склад на тему творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа, изучаемых в данном разделе); исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов; музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных произведений; вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизма (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, либо музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизма, творческому пути изучаемых композиторов. Музыкальный образ. Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (по принципу творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Виды деятельности обучающихся: знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторовромантиков, сравнение образов их проявлений, сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическими героическими произведениями; познание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических проявлений, умение напеть наиболее яркие темы, ритмоинтонации; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитора-классика, художественная интерпретация его музыкального образа; музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных произведений; вариант: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образовируемого композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только по музыке, либо в музыке, либо в живописи, в музыке и литературе). Музыкальная драматургия. Содержание: Разработка исправлений образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения. Виды деятельности обучающихся: наблюдение за развитием настроек тем, образов, восприятия логики музыкального развития; умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров музыки в развертывании драматургии; 10 узнавание на слух поддерживает тем, их варианты, видоизмененных в процессе развития; составление показанной (буквенной, цифровой) схемы образцов музыкального произведения; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его становлении; музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных произведений; вариант: посещение концерта классической музыки, в программе которого представлены крупные симфонические произведения; создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из снятых композиторов-классиков. Музыкальный стиль. Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка. (По принципу творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи); исполнение 2–3 вокальных представлений – образцы барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных); музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных произведений; Определение слуха в звучании незнакомого произведения: принадлежности для одного из изученных стилей; исполнительского состава (количество и состав исполнителей, ремонт инструментов); жанра, круга образов; музыкальное развитие и развитие в простых и сложных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, расположение разделов и части в произведении); вариативно: исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века. Модуль № 7 «Духовная музыка» Храмовый синтез искусств. Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение акапелла или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Виды деятельности обучающихся: обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия, полученные на уроках музыки и основ культуры и светской этики на уровне начального общего образования; осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой, как конференция в обеих странах, современное мировоззрение, основные идеи христианства; исполнение вокальных проявлений, границ с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике; определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относительно связанных: к русской православной традиции; западноевропейской христианской традиции; другим конфессиям (по выбору учителя); вариант: посещение концерта духовной музыки. 11 Развитие церковной музыки Содержание: Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидод'Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. Виды деятельности обучающихся: знакомство с возникновением нотной записи; сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты); знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие); прослушивание духовной музыки; определение на слух: состав исполнителей; типа фактуры (хоральный склад, полифония); принадлежности русской или западноевропейской религиозной традиции; вариативно: работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических направлений, различных направлений, стилей, жанров, традиций с развитием религиозной музыки; исследовательские и творческие проекты, посвященные произведениям духовной музыки. Музыкальные жанры богослужения. Содержание: Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение. Виды деятельности обучающихся: знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозными канонами; вокализация темы изучаемых духовных эффектов; определения слуха изученных и их авторов, дать представление об особенностях их конструкции и образов; Устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примеров в соответствующих традициях, формулировок собственного отношения к данной музыке, рассуждений, аргументации своей позиции. Религиозные темы и образы в современной музыке. Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в двадцатом современном культуры. Виды деятельности обучающихся: рисование образа сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX–XXI веков; исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами; вариант: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посетите концерт духовной музыки. Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» Джаз. Содержание: Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная мотивная структура, гармоническая сетка, импровизация). Виды деятельности обучающихся: знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз); 12 разучивание, исполнение одной из «вечнозеленых» джазовых тем, элементов ритмической и вокальной импровизации на ее основе; определение на слух: принадлежности ковового джаза или классической музыки; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариант: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки. Мюзикл. Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы XX века (по мотивам творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные творения в жанре мьюклази на российской сцене. Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписей одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данного заведения; разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов. Молодежная музыкальная культура. Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.). Социальный и коммерческий контекст стремительной музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры). Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодежной культуры (группы «Битлз», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и другие группы и исполнители); разучивание и исполнение песен, относящихся к одному из молодежных кухонных приборов; дискуссия на тему «Современная музыка»; вариант: презентация альбома своей любимой группы. Музыка стран мира. Содержание: Музыка вокруг (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. Виды деятельности обучающихся: поиск информации о способах сохранения и передачи музыки сейчас; просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств; разучивание и исполнение популярных современных песен; вариантно: проведение тематического опроса о ролях и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа. Модуль № 9 «Связывание музыки с другими летописями искусства» Музыка и литература. Единство слов и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада). Программная музыка. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки; импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»); 13 сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения; рисование образов программной музыки; музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных произведений. Музыка и живопись. Содержание: Выразительные средствального и изобразительного музыкального искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлость – динамика. Программная музыка. Импрессионизм (по роду творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, проявление интонаций изобразительного характера; музыкальная викторина, владеющая музыкой, именами и авторами изученных произведений; разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение ее к ритмическому и шумовому аккомпанементу с целью усиления изобразительного эффекта; вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программноизобразительного характера; сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников. Музыка и театр. Содержание: Музыка к драматическому спектаклю (на тему творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и других композиторов). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами музыки, созданными отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра; разучивание, исполнение песен из театральной постановки, просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит эффектная песня; музыкальная викторина на основе изученных фрагментов крепления спектаклей; вариант: постановка музыкального спектакля; посетить зал с последующим обсуждением (устно или письменно) прокрутить музыку в данном спектакле; исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра. Музыка кино и телевидения. Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на возникшей сцене Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.). Виды деятельности обучающихся: знакомство с сборниками киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создания музыки; разучивание, исполнение песни из фильма; вариант: создание любительского музыкального фильма; переозвучка фрагмента мультфильма; просмотр фильма-оперы или фильма-балета, аналитическое эссе с ответом на вопрос «Чем отличаются видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?». 14