АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ «МУЗЫКА» 1-4 КЛАССЫ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Музыка является частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации, особенно важным для становления личности обучающегося – как способа, формы и опыта самовыражения и естественного радостного мира. В период начального общего образования необходимо заложить основы музыки будущей культуры личности, сформировать представление о многих образах музыкального культурного искусства в современной жизни человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные создания проявленной музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных инструментах, различных формах музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых жанров в мире, сохранение и формы развития музыки. Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторыми проявлениями, фактами музыкальной культуры (знание, наличие семей композиторов и исполнителей, строгая терминология). Программа по музыке формирует эстетическую внешность, проживание и осознание особых мыслей и чувств, отношение к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыку. Свойственному музыкальному восприятию идентификация с лирическими героическими произведениями является психологическим механизмом формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путем. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе современных стандартов российского общества. Одной из наиболее важных программ в области музыки является развитие эмоционального интеллекта учащихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль организации в стационарных занятиях в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые представляют собой широкий спектр приемов и методов, внутренне основанных на самом искусстве – от традиционных фольклорных игр и систематизированных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых элементов, элементов музыкального языка. , композиционных санкций. Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, ключевых ситуаций эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к миру человека). через опыт сотворчества и сопереживания). Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования: вызывает эмоционально-ценностную отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве; - обеспечивает позитивный взгляд на окружающий мир, гармонизацию взаимодействия с природой, обществом, самостоятельно через доступные формы музицирования; 1 - навыки культуры осознанного восприятия скульптурных образов, приобщение к фасаду духовно-нравственной ценности через внутренний опыт эмоционального декора; - развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения; - владение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, приобщение обучающегося искусству через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты; изучение особенностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка; воспитание культуры к культурному наследию России, утверждение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры; расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культуры, времени и народов. Программа по составлению структуры на основе модульного основания представляет собой учебный материал и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципов компоновки химической темы, форм и методов освоения содержания. Общее число часов, предпочтительных для изучения музыки — 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). При разработке рабочих программ по образовательной организации музыки планируется использовать возможности сетевых связей, в том числе с организацией систем дополнительного образования детей, развитием культуры, организацией культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы). Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в официальных праздниках, конкурсах, концертах, театральных мероприятиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Инвариантные модули Модуль № 1 «Народная музыка России» Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принципа «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и 2 детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить историческому, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей выделять местную народную музыку из эстрадных шоу-программ, обладающих фольклорным колоритом. Край, в котором ты живёшь Содержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков; диалог с учителем о сохранении традиций своего родного края; вариант: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение краеведческого музея; посещение этнографического спектакля, концерта. Русский фольклор Содержание: Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, традиционные, прибаутки). Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение народных русских песен разных жанров; участие в коллективной традиционной игре (по выбору учителя музыки могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие); сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора; вариантно: ритмическая импровизация, исполнение под аккомпанемент простых (ложек) и духовых ударных (свирель) инструментов под изученные народные песни; Русские народные музыкальные инструменты Содержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов; определение слуха тембровскими инструментами; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная Викторина, владеющая тембровскими народными инструментами; двигательная игра – импровизация-подражание игре на инструментах; прослушивание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов; вариант: просмотр видеофильмов на русских инструментах; посещение музыкального или краеведческого музея; освоение простейших навыков игры на свирели, ложках. Сказки, мифы и легенды Содержание: Народные сказки. Русские народные заповеди, былины. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Виды деятельности обучающихся: знакомство с манерой Мгновения нараспев; слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев; 3 в инструментальной музыке определение на слух поддерживает интонации речитативного характера; создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям; вариантно: знакомство с эпосом народов России (по выбору учителя: распространения заповедия или примеры из эпоса народов России, например, якутского Олонхо, карелофинской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса); просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, секретий; речитативная импровизация – чтение нараспев фрагмента сказки, былины. Жанры музыкального фольклора Содержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты. Виды деятельности обучающихся: различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая; определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика), состав исполнителей; определение тембры инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные); разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов Российской Федерации; импровизация, сочинение под ритмические аккомпанементы (звучащими жестами, на ударных инструментах); вариантно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи. Народные праздники Содержание: Обряды, игры, водоводы, праздничная символика – на основе одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя, обучающихся, обучающихся может быть комплексо на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица) и (или) праздниках других народов России ( Сатубанй, Байрам, Навруз, Ысыах). Виды деятельности обучающихся: знакомство с привычными праздниками, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня в различных народностях Российской Федерации; разучивание песен, завершение фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре (по выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориальной принадлежности близких или, наоборот, далёких регионов Российской Федерации); вариантно : просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего о символическом фольклорном празднике; посещение театра, театрального представления; участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка. Первые артисты, народный театр Содержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Виды деятельности обучающихся: чтение научных, справочных текстов по теме; диалог с учителем; разучивание, исполнение скоморошин; вариантно : просмотр фильма (мультфильма), фрагмент спектакля; творческий проект – театрализованная постановка. музыкального 4 Фольклор народов России Содержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки Республики Российской Федерации (по выбору учителя может быть добавлена культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и соблюдению самобытных явлений, например: тувинское горловое пение, кавказская гинка, якутский варган, пентатонные лады в музыкальной республике Поволжья, Сибирь). Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители. Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенным фольклором различных музыкальных народностей Российской Федерации; определение характерных черт, характеристик типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах; вариативно : исполнение на доступных клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали музыки, посвящённые творчеству народов России. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Содержание: Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа композиторского творчества. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о объяснении фольклористики; чтение научных, популярных текстов о собирателях фольклора; прослушивание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций; определение приёмов обработки, развитие народных мелодий; разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке; сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском исполнении; обсуждаемых аргументов оценочных суждений на основе сравнения; вариативно : аналогии с изобразительным искусством – сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городская роспись) с творчеством современных художников, моделей, дизайнеров, специалистов в соответствующих техниках росписи. Модуль № 2 «Классическая музыка» Данный модуль является одним из инновационных. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образы камерных и симфонических сочинений позволяют учащимся превратить богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуковом музыкальном гении великих композиторов, воспитать их музыкальный вкус в древних художественных произведениях. Композитор – исполнитель – слушатель Содержание: Композитор. Исполнитель. Особенности их деятельности, творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале. 5 Виды деятельности обучающихся: просмотреть видеозаписи концерта; прослушивание музыки, рассмотрение иллюстраций; диалог с учителем по теме занятий; «Я – исполнитель» (игра – имитация исполнительских движений), игра «Я – композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз); освоение правил поведения на концерте; вариантно : «Как на концерте» – выпуск учителя или одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения; посещение концерта классической музыки. Композиторы – детям Содержание: Детская музыка П.И. Чайковский, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Виды деятельности обучающихся: прослушивание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором; Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке; определение жанра; музыкальная викторина; вариативно : вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами; разучивание, исполнение песен; сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучающих жестов или шумовых инструментов) к ударным пьесам маршевого и танцевального характера. Оркестр Содержание: Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партия, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солистки с оркестром. Виды деятельности обучающихся: прослушивание музыки в исполнении оркестра; просматривать видеозаписи; диалог с учителем о роликах дирижёра, «Я – дирижёр» – игра-имитация дирижёрских жестов во время озвучивания музыки; разучивание и исполнение песен соответствующей тематики; вариант : знакомство по принципу расположения партий в партии; работа по группам – сочинение своего собеседника ритмической партитуры. Музыкальные инструменты. Фортепиано Содержание: Роял и пианино. История изобретения фортепиано, «секретное» название инструмента (форте + фортепиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Виды деятельности обучающихся: знакомство с многообразием красок фортепиано; прослушивание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов; «Я – пианист» – игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки; прослушивание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя; демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами); вариант : посещение концерта фортепианной музыки; разбираем инструмент – наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино; «Паспорт инструмент» – исследовательская работа, прогнозирующая подсчёт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей). 6 Музыкальные инструменты. Флейта Содержание: Предки современных флейтов. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например, «Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси). Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешним видом, телефоном и тембрами классических инструментов; прослушивание встроенных фрагментов в исполнении известных музыкантовинструменталистов; чтение научных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их показа. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Содержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипическую музыку. Знаменитые исполнители, мастера, создавшие инструменты. Виды деятельности обучающихся: игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки; музыкальная викторина на основе знаний проявилась и их авторами, определением тембров звучащих инструментов; разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам; вариант : посещение концерта инструментальной музыки; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предположительное описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способа на нем игры. Вокальная музыка Содержание: Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из оперы. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Виды деятельности обучающихся: определение типа слуха человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов; знакомство с жанрами вокальной музыки; прослушивание вокальных выступлений композиторов-классиков; освоение комплексных, артикуляционных упражнений; вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширение его провода; проблемная ситуация: что значит красивое пение; музыкальная викторина на знании вокальных настроек и их авторов; разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков; вариант: посещение концерта вокальной музыки; школьный конкурс юных вокалистов. Инструментальная музыка Содержание: Жанры камерной инструментальной пьесы. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Виды деятельности обучающихся: знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки; прослушивание композиторов-классиков; определение сложности выразительных средств; описание своих впечатлений от восприятия; музыки: этюды, 7 музыкальная викторина; вариант: посещение концерта инструментальной музыки; составление словаря настроек жанров. Программная музыка Содержание: Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. Виды деятельности обучающихся: прослушивание оформленной программной музыки; музыкального образа, ремонта средств, использованных композитором; вариант : рисование образов программной музыки; сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе. Симфоническая музыка Содержание: Симфонический оркестр. Тембры, группа инструментов. Симфония, симфоническая картина. Виды деятельности обучающихся: знакомство с составом симфонического оркестра, проверенных инструментов; определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра; прослушивание фрагментов симфонической музыки; «дирижирование» оркестром; музыкальная викторина; вариант : посещение концерта симфонической музыки; просмотр фильма об устройстве оркестра. Русские композиторы-классики Содержание: Творчество выдающихся отечественных композиторов. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством выдающихся композиторов, известные факты из их биографии; прослушивание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений; круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристики настройки образов, музыкально-выразительных средств; наблюдение за включением музыки; определение жанра, формы; чтение научных текстов и художественной литературы биографического характера; вокализация темных инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариант : посещение концерта; просмотр биографического фильма. Низкие композиторы-классики Содержание: Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством выдающихся композиторов, известные факты из их биографии; прослушивание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений; круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристики настройки образов, музыкально-выразительных средств; наблюдение за включением музыки; определение жанра, формы; чтение научных текстов и художественной литературы биографического характера; вокализация темных инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариант: посещение концерта; просмотр биографического фильма. 8 Мастерство исполнителя Содержание: Творчество выдающихся исполнителей-певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки; изучение программ, афишатории, филармонии; сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов; беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»; вариант : посещение концерта классической музыки; создание коллекции записей любимого исполнителя. Модуль № 3 «Музыка в жизни человека» Содержание данного модуля комплексо вокруг Главного рефлексивного исследования обучающихся связано с психологической связью музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным следствием его освоения является развитие эмоционального интеллекта обучающихся, учитывая все воспринимаемые чувства и их смыслы, осознание естественных психических движений, способность к сопереживанию как при восприятии искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичные сложные выразительные средства, обеспечивающие жанры, выступают как общечеловеческие жизненные ситуации, распределяя различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля – воспитание чувства прекрасного, пробуждение и сохранение эстетических образов. Красота и вдохновение Содержание: Стремление человека к красоте Особенное состояние – вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться жизнью. Музыкальное единство людей – хор, хоровод. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о понимании красоты и вдохновения в жизни человека; прослушивание музыки, концентрация на ее восприятии, свое внешнее состояние; двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы рас звучат под музыку»; выстраивание хорового унисона – вокального и психологического; одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого движения под рукой дирижёра; разучивание, исполнение красивой песни; вариант : разучивание хоровода Музыкальные пейзажи Содержание: Образы природы в музыке. Настроение восстановления пейзажей. Чувства человека, любого окружающего мира. Музыка – выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Виды деятельности обучающихся: прослушивание проявилось программной музыки, посвящённой образам природы; Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки; собрание музыки с произведениями изобразительного искусства; двигательная импровизация, пластическое интонирование; разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, ее красоте; вариативно : рисование «услышанных» пейзажей и (или) абстрактная живопись – передача настроения цветом, точками, линиями; игра-импровизация «Угадай мое настроение». Музыкальные портреты 9 Содержание: Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в сохраненных интонациях. Виды деятельности обучающихся: прослушивание вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей; Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки; собрание музыки с произведениями изобразительного искусства; двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения; разучивание, характерное исполнение песни – портретной зарисовки; вариантно : рисование, лепка героя музыкального произведения; играимпровизация «Угадай мой характер»; Инсценировка – импровизация в жанре кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов. Какой же праздник без музыки? Содержание: Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о объяснении музыки на празднике; слушание необычного, праздничного характера; «дирижирование» фрагментами проявлено; конкурс на лучшего «дирижёра»; разучивание и исполнение тематических песен к городскому празднику; проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка; вариант : запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением; групповые творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа». Танцы, игры и веселье Содержание: Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Виды деятельности обучающихся: прослушивание, исполнение музыки скерцозного характера; разучивание, исполнение танцевальных движений; танец-игра; рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях; проблемная ситуация: зачем люди танцуют; ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра; Музыка о войне, музыка о войне. Содержание: Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры танца барабана, дама). Песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы. Виды деятельности обучающихся: чтение научных и художественных текстов, посвященных песням Великой Отечественной войны; прослушивание, исполнение песен Великой Отечественной войны, знакомство с историей их сочинения и исполнения; обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие вызывает чувства песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни способствовали российскому народу одержать победу в Великой Отечественной войне? Главный музыкальный символ Содержание: Гимн России – главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации; 10 знакомство со странами создания, поддержания исполнения; просмотр видеозаписей парада, вручения наград спортсменам; чувство гордости, понятия достоинства и чести; обсуждение этих вопросов, связей с государственными символами страны; разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы. Искусство времени Содержание: Музыка – временное искусство. Погружение в потокльного музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития. Виды деятельности обучающихся: прослушивание, выполнение лечения, перед выполнением образа непрерывного движения; наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание музыки, пульс, мышечный тонус) при восприятии; проблемная ситуация: как музыка возрождается на человека; вариантно : программная ритмическая или инструментальная импровизация «Поезд», «Космический корабль». Модуль № 4 «Музыка народов мира» Продолжением данного модуля является и дополнение модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходящих границ» – тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевского во втором полугодии ХХ века, остается по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость фольклора разных народов. Певец своего народа Содержание: Интонации народной музыки в творчестве музыкальных композиторов – известных представителей национального стиля своей страны. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством композиторов; сравнение их сочинений с народной музыкой; определение формы, принципов развития фольклорного музыкального материала; вокализация наиболее ясна тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно : исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, посвященные выдающимся композиторам. Музыка стран ближнего зарубежья Содержание: Фольклор и музыкальные традиции стран Ближнего зарубежья (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Славянские музыкальные традиции. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость музыкальной культуры этих стран с любимыми республиками. Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенной фольклорной музыкой народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение слуха тембровскими инструментами; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная Викторина, владеющая тембровскими народными инструментами; двигательная игра – импровизация-подражание игре на инструментах; 11 сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучающих жестов или на ударных инструментах); вариативно : исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали музыки, посвящённые культуре народов мира. Музыка стран дальнего зарубежья Содержание: Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры (по выбору учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие). Смешение традиций и культуры в музыке Северной Америки. Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран ЮгоВосточной Азии. Императорские украшения, музыкальные инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии и других стран региона. Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенной фольклорной музыкой народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение слуха тембровскими инструментами; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная Викторина, владеющая тембровскими народными инструментами; двигательная игра – импровизация-подражание игре на инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучающих жестов или на ударных инструментах); вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали музыки, посвящённые культуре народов мира. Диалог культуры Содержание: Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других в музыке русских композиторов и цитаты русской музыкальной культуры в творчестве зарубежных композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством композиторов; сравнение их сочинений с народной музыкой; определение формы, принципов развития фольклорного музыкального материала; вокализация наиболее ясна тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно : исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, посвященные выдающимся композиторам. 12 Модуль № 5 «Духовная музыка» Музыкальная культура России на протяжении нескольких столетий была представлена главными направлениями – музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы длинные шедевры музыкального искусства. Изучение данной модуля поддержки баланса позволяет в рамках календарнотематического планирования представить обучающий самый распространенный феномен сферы бытового музыкального искусства. Однако знакомство с произведениями искусства, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей. Звучание храма Содержание: Колокола. Колокольные звонки (благовест, трезвон и другие). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке композиторов русских. Виды деятельности обучающихся: обобщение жизненного опыта, связанного со звуками колоколов; диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, звукового звона; знакомство с календарем колокольных звонков; прослушивание музыки русских композиторов с ярко выраженным изобразительным элементом колокольности (по выбору учителя могут произносить фрагменты из функций, воспроизводятся М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова и другие); проявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных композитором; двигательная импровизация – имитация движений звонаря на колокольне; ритмические и артикуляционные краски на основе звонарских приговорок; вариант : просмотр документального фильма о колоколах; сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции (импровизации), имитирующей звук колоколов. Песни верующих Содержание: Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Виды деятельности обучающихся: слушание, разучивание, исполнение вокальных проявлений религиозного содержания; диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах; знакомство с произведениями светской музыки, в воплощении молитвенных интонаций, используется хоральный склад звучания; вариант : просмотр документального фильма о написании молитв; рисование по мотивам прослушанных ремонтов сохранилось. Инструментальная музыка в церкви Содержание: Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха. Виды деятельности обучающихся: чтение научных и художественных текстов, посвященных истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении; ответы на вопросы учителя; прослушивание органной музыки И.С. Баха; описание впечатлений от восприятия, характеристики музыкально-выразительных средств; игровая особенность игры на органе (во время прослушивания); звуковое исследование – выполнение (учителем) на синтезаторе знакомых устройств, включенных в тембр источника; наблюдение за трансформацией музыкального образа; 13 вариант : посещение концерта органной музыки; рассматривание иллюстраций, изображений органа; проблемная ситуация – выдвижение гипотезы о принципах работы этого музыкального инструмента; просмотр познавательного фильма об органе; литературное, художественное творчество на основе впечатлений от восприятия органной музыки. Искусство Русской православной церкви Содержание: Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величие и другое). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы. Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение вокальных проявлений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки; прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи; анализ типа мелодического движения, внешнего ритма, темпа, динамики; развитие музыки и живописи, посвященных святым, Христу, Богородице; вариант: посещение храма; поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах. Религиозные праздники Содержание: Праздничная служба, вокальная музыка (в том числе хоровая) религиозного содержания (по выбору: на конкретно праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данных субъектах Российской Федерации. В рамках православной традиции возможно сохранение традиционных праздников с точки зрения, как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха). Предлагается знакомство с фрагментами литургической русской музыки композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: прослушивание фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, ее религиозного содержания; разучивание (с опорой на мутный текст), исполнение доступных вокальных звуковой духовной музыки; вариант: просмотр фильма, посвященного религиозным праздникам; посещение концерта духовной музыки; исследовательские проекты, посвящённые музыке оригинальные праздники. Модуль № 6 «Музыка театра и кино» Модуль «Музыка театра и кино» плотно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театральные пособия для обучения обучающихся, посещение кинотеатров, коллективный просмотр фильмов. Музыкальная сказка на сцене, на экране Содержание: Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль. Виды деятельности обучающихся: видеопросмотр музыкальных сказок; обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев; игра-викторина «Угадай по голосу»; разучивание, исполнение отдельных номеров из детских опер, музыкальных сказок; 14 вариант: постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей; творческий проект «Озвучиваем мультфильм». Театр оперы и балета Содержание: Особенности ремонта очков. Балет. Опера. Солисты, хоры, оркестры, дирижёры в музыкальном спектакле. Виды деятельности обучающихся: знакомства со знаменитыми музыкальными театрами; просмотреть фрагменты исправлений спектаклей с комментариями учителя; определение типа балетного и оперного спектакля; тесты или кроссворды на освоение специальных терминов; танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета; разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни (хора из оперы); «игра в дирижёра» – двигательная импровизация во время оркестрового фрагмента слушательного музыкального спектакля; вариант: посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр; виртуальная экскурсия по Большому театру; рисование по мотивам создания музыкального спектакля, афиши. Балет. Хореография – искусство танца Содержание: Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, произведения номеров из балетов отечественных композиторов (например, балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина). Виды деятельности обучающихся: просмотр и обсуждение видеозаписей – знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов; музыкальная викторина, владеющая балетной музыкой; вариантно: пропевание и исполнение ритмической партитуры – аккомпанемент к фрагменту балетной музыки; посещение балетного спектакля или просмотр фильмабалета; Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Содержание: Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные номера из оперы и зарубежных композиторов (по выбору учителя могут быть представлены фрагменты из оперы Н.А.Римского -Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М.И.Глинки («Руслан»). и Людмила»), К.В.Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж.Верди и другие композиторы). Виды деятельности обучающихся: прослушивание фрагментов оперы; определение характера музыки сольных партий, роликов и выразительных средств оркестрового сопровождения; знакомство с тембрами голосов оперных певцов; освоение терминологии; озвучивающие тесты и кроссворды на проверку знаний; разучивание, исполнение песен, хора из оперы; рисование героев, сцена из оперы; вариант: просмотр фильма-оперы; постановка детской оперы. Сюжет музыкального спектакля Содержание: Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы. Виды деятельности обучающихся: знакомство с либретто, структурной музыкального спектакля; рисунок обложки для либретто оперы и балета; 15 анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон; наблюдение за музыкальным развитием, характеристиками приёмов, используемых композитором; вокализация, пропевание записи тем, пластическое интонирование оркестровых фрагментов; музыкальная Викторина в знании музыки; звучащие и терминологические тесты; вариант: создание любительского видеофильма на основе двухлибретто; просмотр фильма-оперы или фильма-балета. Оперетта, мюзикл Содержание: История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетта И. Штрауса, И. Кальмана и др. Виды деятельности обучающихся: знакомство с жанрами оперетты, мюзикла; прослушивание фрагментов из оперетта, анализ характерных особенностей жанра; разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных спектаклей; сравнение разных постановок одного и того же мюзикла; вариант: посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла; постановка фрагментов, сцена из мюзикла – спектакль для родителей. Кто создаёт музыкальный спектакль? Содержание: Профессионального музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцоры, художники и другие. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля; знакомство с миром театральных профессий, творчества театральных режиссёров, художников; просмотреть фрагменты одного и того же зрелища в разных постановках; обсуждение цвета в оформлении, режиссуре; создание эскизов костюмов и декораций к одному из обученных приборов для очков; вариант: виртуальный квест по музыкальному театру. Патриотическая и народная тема в театре и кино. Содержание: История создания, значимо-сценических и экранных произведений, посвященных каждому народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, разработки номеров из оперы, балетов, музыки к фильмам (например, опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» » и другие произведения). Виды деятельности обучающихся: чтение научных и популярных текстов по истории создания патриотических опер, фильмов, творческих поисков композиторов, создавших к ним музыку; диалог с учителем; просмотр фрагментов основных сценических произведений, фильмов; обсуждение характеров героев и событий; проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка; разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев; вариант: посещение театра (кинотеатра) – просмотр спектакля (фильма) патриотического содержания; участие в концертах, мероприятиях, конференциях патриотической тематики. 16 Модуль № 7 «Современная музыкальная культура» Степень с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшаяся в прошлые трудности, правомерно выделить в конкретной пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение представлений, персоналий и проявлений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятии «современная музыка» входит широкий круг направлений (от академического авангарда до фриджаза, от эмбиента до рэпа), для восприятия требуется своеобразный и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому на уровне начального общего образования необходимо заложить основы дальнейшего развития в данном направлении. Помимо указанного В модуле тематических блоков существенным вкладом в такое обучение является изучение и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо сохранять баланс между большинством современных песен и их доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учетом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания. Современные обработки классической музыки Содержание: Понятие обработки, творчество современных композиторов исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем инструменты делают обработки классики? Виды деятельности обучающихся: различие музыки классической и ее современной обработки; прослушивание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом; обсуждение сложных выразительных средств, наблюдение за изменением характера музыки; вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного ритмизованного аккомпанемента; Джаз Содержание: Особенности джаза: импровизация, ритм. Музыкальные джазовые инструменты, ошибочно принятые на них игры. Творчество джазовых музыкантов (по выбору учителя может быть образцом творчества всемирно известных джазовых музыкантов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством джазовых музыкантов; узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других встроенных стилей и наушников; определение по слуху тембров встроенных инструментов, исполняющих джазовую композицию; вариативно: разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах; сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами; составление плейлиста, коллекции пластинок джазовых музыкантов. Исполнители современной музыки Содержание: Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярной у молодёжи. Виды деятельности обучающихся: просмотр видеоклипов современных исполнителей; сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой); 17 вариативно: составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для друзей-других обучающихся (для проведения совместного досуга); съёмка собственного видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций. Электронные музыкальные инструменты Содержание: Современные «двойники» классических инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах. Виды деятельности обучающихся: прослушивание настроек композиций, выполняемых на электронных инструментах настройки; сравнение их звучания с акустическими инструментами, сравнение результатов результатов; Установка электронных тембров для создания музыки к фантастическому фильму; вариант: посещение магазина (отдел музыкальных инструментов электронных инструментов); просмотр фильма на электронных устройствах; создание электронной композиции в программах с готовыми компьютерными образцами (например, Garage Band). Модуль № 8 «Музыкальная грамота» Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5–10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом. Весь мир звучит Содержание: Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Виды деятельности обучающихся: знакомство со звуками музыкальными и шумовыми; различение, определение на слух звуков различного качества; игра – подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации; артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков. Звукоряд Содержание: Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Виды деятельности обучающихся: знакомство с элементами нотной записи; различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков; пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до»; разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда. Интонация Содержание: Выразительные и изобразительные интонации. Виды деятельности обучающихся: 18 определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и другие) и выразительного (просьба, призыв и другие) характера; разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций; прослушивание фрагментов сохранено, включая образцы изобразительных интонаций. Ритм Содержание: Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертые продолжительности), такт, тактовая черта. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз; исполнение, импровизация с помощью звучающих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание свечения с ярко выраженными ритмическими рисунками, воспроизведением данного ритма по памяти (хлопками); Ритмический рисунок Содержание: Длительность половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партия. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз; исполнение, импровизация с помощью звучающих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание свечения с ярко выраженными ритмическими рисунками, воспроизведением данного ритма по памяти (хлопками); Размер Содержание: Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Виды деятельности обучающихся: ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах); определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4; исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с выводамиакцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами; прослушивание продолжается с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальными, двигательными импровизациями под музыку; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодии в размерах 2/4, 3/4, 4/4; вокальная и инструментальная импровизация в заданном сообществе. Музыкальный язык Содержание: Темп, тембр. Динамика (форте, фортепиано, крещендо, диминуэндо). Штрихи (стакато, легато, акцент). Виды деятельности обучающихся: 19 знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотных записях; определение изучаемых элементов слуха при воспроизведении интерьера; наблюдение за изменением музыкального образа при добавлении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при сохранении темпа, динамиков, штрихов); исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными движениями, темповыми, штриховыми красками; использование элементов музыкального языка для создания определенного образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодии с ярко выраженными движениями, темповыми, штриховыми красками; исполнительская интерпретация на основе их изменений. Составление музыкального словаря. Высота звука Содержание: Регистры. Ноты музыкальной музыки. Расположение не на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары). Виды деятельности обучающихся: освоение понятий «выше-ниже»; определение слуховых аппаратов для звука одного из регистраторов; прослеживание по нутной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нут, знаков альтерации; наблюдение за изменением музыкального образа при входе в регистратуру; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам; Выполнение упражнений по разрешению клавиатуры. Мелодия Содержание: Мотив, музыкальная фраза. Поступенчатое, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических картин с поступенчатым, плавным движением, скачками, остановками; исполнение, импровизация (вокальная или на звуковых инструментах) различных мелодических рисунков; вариативно: переход по нотам границ музыкальной фразы, мотива; Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, встроенных фраз, похожих друг на друга; исполнение на духовых, клавишных инструментах или клавиатурных попевках, кратких мелодий по нотам. Сопровождение Содержание: Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи главных голосов и сопровождения; различение, характеристики мелодических и ритмических признаков главных голосов и сопровождения; показ линии движения главных голосов и аккомпанемента; различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш; составление наглядной графической схемы; импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах); вариантно: исполнение простейшего сопровождения знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах. 20 Песня Содержание: Куплетная форма. Запев, припев. Виды деятельности обучающихся: знакомство со структурм куплетной формы; составление приведенной буквенной или графической схемы куплетной формы; исполнение песен, написанных в куплетной форме; различение куплетной формы при прослушивании посторонних объектов питания сохраняется; вариант: импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне. Лад Содержание: Понятие лада. Полуступенчатые лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав. Виды деятельности обучающихся: определение слуха ладового наклона музыки; игра «Солнышко – туча»; наблюдение за изменением музыкального образа при приготовлении лада; распевания, вокальные движения, построения с чередованием мажора и минора; исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской; вариантно: импровизация, сочинение в заданном ладу; читаю сказку о нотах и холодильниках. Пентатоника Содержание: Пентатоника – пятиступенчатый лад, распространённый во многих странах. Виды деятельности обучающихся: прослушивание инструментальных эффектов, исполнение песен, написанных в пентатонике Ноты в разных октавах Содержание: Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ. Виды деятельности обучающихся: знакомство с нотной записью во второй и малой октаве; прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующих обстоятельствах; сравнение одной и той же мелодии, произнесенной в разных октавах; определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент; Вариативно: исполнение на духовых, клавишных инструментах или клавиатурных попевках, кратких мелодий по нотам. Дополнительные указания в нотах Содержание: Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги). Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешними элементами нотной записи; исполнение песен, попевок, в которых представлены элементы данных. Ритмические рисунки в сообществе 6/8 Содержание: Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в стиле 6/8; исполнение, импровизация с помощью звучающих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание свечения с ярко выраженными ритмическими рисунками, воспроизведением данного ритма по памяти (хлопками); 21 вариантно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в стиле 6/8. Тональность. Гамма Содержание: Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе). Виды деятельности обучающихся: определение слуха устойчивых звуков; игра «устой – неустой»; пение упражнений – гамм с названием «нот», прослеживание по нотам; освоение понятия «тоника»; постепенно на допевание дефектной музыкальной фразы до музыкальных тоников «Закончильную фразу»; вариант: импровизация в заданной тональности. Интервалы Содержание: Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунды, септима. Виды деятельности обучающихся: освоение понятия «интервал»; анализ ступенчатого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон); различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту; Выбор эпитетов для определения краски, звучания различных интервалов; разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении; элементы двухголосия; вариантно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами. Гармония Содержание: Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактур. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио. Виды деятельности обучающихся: различение на слух интервалов и аккордов; различение на слух мажорных и минорных аккордов; разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением по звукам аккордов; вокальные рисунки с элементами трехголосия; определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных звуков; вариант: сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни. Музыкальная форма Содержание: Контраст и повторение как основные принципы музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная форма признания. Рондо: рефрен и эпизоды. Виды деятельности обучающихся: знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трехчастной формы, рондо; прослушивание проявилось: определение формы их напряжения на слух; 22 составление наглядной буквенной или графической схемы; исполнение песен, написанных в двухчастной или трехчастной форме; вариант: коллективная импровизация в форме рондо, трехчастной репризной форме; создание художественных композиций (рисунок, музыкальная аппликация) по законодательной форме. Вариации Содержание: Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации. Виды деятельности обучающихся: слушание проявлено, сочиненных в форме вариаций; наблюдение за развитием, изменением основной темы; составление наглядной буквенной или графической схемы; исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций; вариант: коллективная импровизация в форме вариаций. 23