Аннотация музыка 1-4

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ
«МУЗЫКА» 1-4 КЛАССЫ

ПРОГРАММЕ

ПО

УЧЕБНОМУ

ПРЕДМЕТУ

Музыка является частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации, особенно важным для становления личности обучающегося – как способа,
формы и опыта самовыражения и естественного радостного мира.
В период начального общего образования необходимо заложить основы музыки
будущей культуры личности, сформировать представление о многих образах
музыкального культурного искусства в современной жизни человека и общества. В
содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального
искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные
создания проявленной музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и
другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является
практическое музицирование – пение, игра на доступных инструментах, различных
формах музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит
постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых
жанров в мире, сохранение и формы развития музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторыми
проявлениями, фактами музыкальной культуры (знание, наличие семей композиторов и
исполнителей, строгая терминология). Программа по музыке формирует эстетическую
внешность, проживание и осознание особых мыслей и чувств, отношение к жизни, самому
себе, другим людям, которые несёт в себе музыку.
Свойственному музыкальному восприятию идентификация с лирическими
героическими произведениями является психологическим механизмом формирования
мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путем. Ключевым
моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который
должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный
уровень, соответствие системе современных стандартов российского общества.
Одной из наиболее важных программ в области музыки является развитие
эмоционального интеллекта учащихся. Через опыт чувственного восприятия и
художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность,
рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль организации в стационарных занятиях в программе по музыке
принадлежит игровым формам деятельности, которые представляют собой широкий
спектр приемов и методов, внутренне основанных на самом искусстве – от традиционных
фольклорных игр и систематизированных представлений к звуковым импровизациям,
направленным на освоение жанровых элементов, элементов музыкального языка. ,
композиционных санкций.
Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как
части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального
обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, ключевых ситуаций
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к миру человека).
через опыт сотворчества и сопереживания).
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:
вызывает
эмоционально-ценностную
отзывчивость
на
прекрасное
в жизни и в искусстве;
- обеспечивает позитивный взгляд на окружающий мир, гармонизацию
взаимодействия с природой, обществом, самостоятельно через доступные формы
музицирования;
1

- навыки культуры осознанного восприятия скульптурных образов, приобщение к
фасаду духовно-нравственной ценности через внутренний опыт эмоционального декора;
- развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного
мышления и продуктивного воображения;
- владение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования, приобщение обучающегося искусству через разнообразие видов
музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя),
исполнение (пение, игра на инструментах); сочинение (элементы импровизации,
композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец,
двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;
изучение
особенностей
музыкального
искусства:
интонационная
и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального
языка;
воспитание культуры к культурному наследию России, утверждение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
расширение
кругозора,
воспитание
любознательности,
интереса
к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к
музыкальной культуре других стран, культуры, времени и народов.
Программа по составлению структуры на основе модульного основания
представляет собой учебный материал и допускает вариативный подход к очерёдности
изучения модулей, принципов компоновки химической темы, форм и методов освоения
содержания.
Общее число часов, предпочтительных для изучения музыки — 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю),
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
При разработке рабочих программ по образовательной организации музыки
планируется использовать возможности сетевых связей, в том числе с организацией
систем дополнительного образования детей, развитием культуры, организацией
культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в официальных праздниках, конкурсах, концертах,
театральных мероприятиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный
язык» и другие.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Народная музыка России»
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания
национальной и гражданской идентичности, а также принципа «вхождения в музыку от
родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и
разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, народа, других
народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение
основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и
2

детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо
уделить историческому, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей
выделять местную народную музыку из эстрадных шоу-программ, обладающих
фольклорным колоритом.
Край, в котором ты живёшь
Содержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные
инструменты.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен,
посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков;
диалог с учителем о сохранении традиций своего родного края;
вариант: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение краеведческого
музея; посещение этнографического спектакля, концерта.
Русский фольклор
Содержание: Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский фольклор
(игровые, заклички, потешки, традиционные, прибаутки).
Виды деятельности обучающихся:
разучивание, исполнение народных русских песен разных жанров;
участие в коллективной традиционной игре (по выбору учителя музыки могут быть
освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие);
сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского
фольклора;
вариантно: ритмическая импровизация, исполнение под аккомпанемент простых (ложек) и
духовых ударных (свирель) инструментов под изученные народные песни;
Русские народные музыкальные инструменты
Содержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли,
гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных
инструментов;
определение слуха тембровскими инструментами;
классификация на группы духовых, ударных, струнных;
музыкальная Викторина, владеющая тембровскими народными инструментами;
двигательная игра – импровизация-подражание игре на инструментах;
прослушивание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых
присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных
инструментов;
вариант: просмотр видеофильмов на русских инструментах; посещение музыкального или
краеведческого музея; освоение простейших навыков игры на свирели, ложках.
Сказки, мифы и легенды
Содержание: Народные сказки. Русские народные заповеди, былины. Сказки и легенды о
музыке и музыкантах.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с манерой Мгновения нараспев;
слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев;
3

в инструментальной музыке определение на слух поддерживает интонации речитативного
характера;
создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям;
вариантно: знакомство с эпосом народов России (по выбору учителя: распространения
заповедия или примеры из эпоса народов России, например, якутского Олонхо, карелофинской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса); просмотр фильмов,
мультфильмов, созданных на основе былин, секретий; речитативная импровизация –
чтение нараспев фрагмента сказки, былины.
Жанры музыкального фольклора
Содержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые,
колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся:
различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная,
трудовая, лирическая, плясовая;
определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм,
мелодия, динамика), состав исполнителей;
определение тембры инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные,
струнные);
разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов
Российской Федерации;
импровизация, сочинение под ритмические аккомпанементы (звучащими жестами, на
ударных инструментах);
вариантно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий
народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.
Народные праздники
Содержание: Обряды, игры, водоводы, праздничная символика – на основе одного или
нескольких народных праздников (по выбору учителя, обучающихся, обучающихся может
быть комплексо на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины,
Масленица, Троица) и (или) праздниках других народов России ( Сатубанй, Байрам,
Навруз, Ысыах).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с привычными праздниками, обрядами, бытовавшими ранее и
сохранившимися сегодня в различных народностях Российской Федерации;
разучивание песен, завершение фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной
игре (по выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориальной
принадлежности близких или, наоборот, далёких регионов Российской Федерации);
вариантно : просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего о символическом
фольклорном празднике;
посещение театра, театрального представления;
участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка.
Первые артисты, народный театр
Содержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Виды деятельности обучающихся:
чтение научных, справочных текстов по теме;
диалог с учителем;
разучивание, исполнение скоморошин;
вариантно :
просмотр
фильма
(мультфильма),
фрагмент
спектакля; творческий проект – театрализованная постановка.

музыкального
4

Фольклор народов России
Содержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки Республики
Российской Федерации (по выбору учителя может быть добавлена культура 2–3 регионов
Российской Федерации. Особое внимание следует уделить как наиболее
распространённым чертам, так и соблюдению самобытных явлений, например: тувинское
горловое пение, кавказская гинка, якутский варган, пентатонные лады в музыкальной
республике Поволжья, Сибирь). Жанры, интонации, музыкальные инструменты,
музыканты-исполнители.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с особенным фольклором различных музыкальных народностей Российской
Федерации;
определение характерных черт, характеристик типичных элементов музыкального языка
(ритм, лад, интонации);
разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных
инструментах;
вариативно : исполнение на доступных клавишных или духовых инструментах (свирель)
мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи;
творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали музыки, посвящённые
творчеству народов России.
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Содержание: Собиратели
фольклора. Народные
мелодии
в
обработке
композиторов. Народные жанры, интонации как основа композиторского творчества.
Виды деятельности обучающихся:
диалог с учителем о объяснении фольклористики;
чтение научных, популярных текстов о собирателях фольклора;
прослушивание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и
интонаций;
определение приёмов обработки, развитие народных мелодий;
разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке;
сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском исполнении;
обсуждаемых аргументов оценочных суждений на основе сравнения;
вариативно : аналогии с изобразительным искусством – сравнение фотографий подлинных
образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городская роспись) с творчеством
современных художников, моделей, дизайнеров, специалистов в соответствующих
техниках росписи.
Модуль № 2 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из инновационных. Шедевры мировой
музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные
временем образы камерных и симфонических сочинений позволяют учащимся превратить
богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуковом музыкальном гении великих
композиторов, воспитать их музыкальный вкус в древних художественных
произведениях.
Композитор – исполнитель – слушатель
Содержание: Композитор. Исполнитель. Особенности
их
деятельности,
творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в
концертном зале.
5

Виды деятельности обучающихся:
просмотреть видеозаписи концерта;
прослушивание музыки, рассмотрение иллюстраций;
диалог с учителем по теме занятий;
«Я – исполнитель» (игра – имитация исполнительских движений), игра «Я – композитор»
(сочинение небольших попевок, мелодических фраз);
освоение правил поведения на концерте;
вариантно : «Как на концерте» – выпуск учителя или одноклассника, обучающегося в
музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения; посещение
концерта классической музыки.
Композиторы – детям
Содержание: Детская музыка П.И. Чайковский, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и
других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных
средств, использованных композитором;
Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке;
определение жанра;
музыкальная викторина;
вариативно : вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со
словами; разучивание, исполнение песен; сочинение ритмических аккомпанементов (с
помощью звучающих жестов или шумовых инструментов) к ударным пьесам маршевого и
танцевального характера.
Оркестр
Содержание: Оркестр
–
большой
коллектив
музыкантов. Дирижёр,
партия,
репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солистки с оркестром.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание музыки в исполнении оркестра;
просматривать видеозаписи;
диалог с учителем о роликах дирижёра, «Я – дирижёр» – игра-имитация дирижёрских
жестов во время озвучивания музыки;
разучивание и исполнение песен соответствующей тематики;
вариант : знакомство по принципу расположения партий в партии; работа по группам –
сочинение своего собеседника ритмической партитуры.
Музыкальные инструменты. Фортепиано
Содержание: Роял и пианино. История изобретения фортепиано, «секретное» название
инструмента (форте + фортепиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин,
синтезатор).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с многообразием красок фортепиано;
прослушивание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов;
«Я – пианист» – игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки;
прослушивание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя;
демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и
громко, в разных регистрах, разными штрихами);
вариант : посещение концерта фортепианной музыки; разбираем инструмент – наглядная
демонстрация внутреннего устройства акустического пианино; «Паспорт инструмент» –
исследовательская работа, прогнозирующая подсчёт параметров (высота, ширина,
количество клавиш, педалей).
6

Музыкальные инструменты. Флейта
Содержание: Предки современных флейтов. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для
флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например, «Шутка» И.С.
Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с внешним видом, телефоном и тембрами классических инструментов;
прослушивание встроенных фрагментов в исполнении известных музыкантовинструменталистов;
чтение научных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах,
истории их показа.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Содержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы,
сочинявшие скрипическую музыку. Знаменитые исполнители, мастера, создавшие
инструменты.
Виды деятельности обучающихся:
игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки;
музыкальная викторина на основе знаний проявилась и их авторами, определением
тембров звучащих инструментов;
разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам;
вариант : посещение концерта инструментальной музыки; «Паспорт инструмента» –
исследовательская работа, предположительное описание внешнего вида и особенностей
звучания инструмента, способа на нем игры.
Вокальная музыка
Содержание: Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное
отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни,
вокализы, романсы, арии из оперы. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Виды деятельности обучающихся:
определение типа слуха человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров
голосов профессиональных вокалистов;
знакомство с жанрами вокальной музыки;
прослушивание вокальных выступлений композиторов-классиков;
освоение комплексных, артикуляционных упражнений;
вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширение его провода;
проблемная ситуация: что значит красивое пение;
музыкальная викторина на знании вокальных настроек и их авторов;
разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков;
вариант: посещение концерта вокальной музыки; школьный конкурс юных вокалистов.
Инструментальная музыка
Содержание: Жанры
камерной
инструментальной
пьесы. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки;
прослушивание композиторов-классиков;
определение сложности выразительных средств;
описание своих впечатлений от восприятия;

музыки:

этюды,

7

музыкальная викторина;
вариант: посещение концерта инструментальной музыки; составление словаря настроек
жанров.
Программная музыка
Содержание: Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание оформленной программной музыки;
музыкального образа, ремонта средств, использованных композитором;
вариант : рисование образов программной музыки; сочинение небольших миниатюр
(вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе.
Симфоническая музыка
Содержание: Симфонический
оркестр. Тембры,
группа
инструментов. Симфония,
симфоническая картина.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с составом симфонического оркестра, проверенных инструментов;
определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра;
прослушивание фрагментов симфонической музыки;
«дирижирование» оркестром;
музыкальная викторина;
вариант : посещение концерта симфонической музыки; просмотр фильма об устройстве
оркестра.
Русские композиторы-классики
Содержание: Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством выдающихся композиторов, известные факты из их биографии;
прослушивание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических
сочинений;
круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристики
настройки образов, музыкально-выразительных средств;
наблюдение за включением музыки; определение жанра, формы;
чтение научных текстов и художественной литературы биографического характера;
вокализация темных инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных
вокальных сочинений;
вариант : посещение концерта; просмотр биографического фильма.
Низкие композиторы-классики
Содержание: Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством выдающихся композиторов, известные факты из их биографии;
прослушивание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических
сочинений;
круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристики
настройки образов, музыкально-выразительных средств;
наблюдение за включением музыки; определение жанра, формы;
чтение научных текстов и художественной литературы биографического характера;
вокализация темных инструментальных сочинений;
разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;
вариант: посещение концерта; просмотр биографического фильма.
8

Мастерство исполнителя
Содержание: Творчество
выдающихся
исполнителей-певцов,
инструменталистов,
дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки;
изучение программ, афишатории, филармонии;
сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении
разных музыкантов;
беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»;
вариант : посещение концерта классической музыки;
создание коллекции записей любимого исполнителя.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
Содержание данного модуля комплексо вокруг Главного рефлексивного
исследования обучающихся связано с психологической связью музыкального искусства и
внутреннего мира человека. Основным следствием его освоения является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся, учитывая все воспринимаемые чувства и их
смыслы, осознание естественных психических движений, способность к сопереживанию
как при восприятии искусства, так и в непосредственном общении с другими
людьми. Формы бытования музыки, типичные сложные выразительные средства,
обеспечивающие жанры, выступают как общечеловеческие жизненные ситуации,
распределяя различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля – воспитание чувства
прекрасного, пробуждение и сохранение эстетических образов.
Красота и вдохновение
Содержание: Стремление человека к красоте Особенное состояние –
вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться
жизнью. Музыкальное единство людей – хор, хоровод.
Виды деятельности обучающихся:
диалог с учителем о понимании красоты и вдохновения в жизни человека;
прослушивание музыки, концентрация на ее восприятии, свое внешнее состояние;
двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы рас звучат
под музыку»;
выстраивание хорового унисона – вокального и психологического;
одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого движения под рукой
дирижёра;
разучивание, исполнение красивой песни;
вариант : разучивание хоровода
Музыкальные пейзажи
Содержание: Образы
природы
в
музыке. Настроение
восстановления
пейзажей. Чувства человека, любого окружающего мира. Музыка – выражение глубоких
чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание проявилось программной музыки, посвящённой образам природы;
Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки;
собрание музыки с произведениями изобразительного искусства;
двигательная импровизация, пластическое интонирование;
разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, ее красоте;
вариативно : рисование «услышанных» пейзажей и (или) абстрактная живопись –
передача настроения цветом, точками, линиями; игра-импровизация «Угадай мое
настроение».
Музыкальные портреты
9

Содержание: Музыка, передающая образ человека, его походку, движения,
характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в сохраненных интонациях.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой
образам людей, сказочных персонажей;
Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки;
собрание музыки с произведениями изобразительного искусства;
двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения;
разучивание, характерное исполнение песни – портретной зарисовки;
вариантно : рисование, лепка героя музыкального произведения; играимпровизация «Угадай мой характер»; Инсценировка – импровизация в жанре кукольного
(теневого) театра с помощью кукол, силуэтов.
Какой же праздник без музыки?
Содержание: Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на
уличном шествии, спортивном празднике.
Виды деятельности обучающихся:
диалог с учителем о объяснении музыки на празднике;
слушание необычного, праздничного характера;
«дирижирование» фрагментами проявлено;
конкурс на лучшего «дирижёра»;
разучивание и исполнение тематических песен к городскому празднику;
проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка;
вариант : запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением; групповые
творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа».
Танцы, игры и веселье
Содержание: Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость
движения. Примеры популярных танцев.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание, исполнение музыки скерцозного характера;
разучивание, исполнение танцевальных движений;
танец-игра;
рефлексия
собственного
эмоционального
состояния
после
участия
в танцевальных композициях и импровизациях;
проблемная ситуация: зачем люди танцуют;
ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра;
Музыка о войне, музыка о войне.
Содержание: Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши,
интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры танца барабана,
дама). Песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы.
Виды деятельности обучающихся:
чтение научных и художественных текстов, посвященных песням Великой
Отечественной войны;
прослушивание, исполнение песен Великой Отечественной войны, знакомство с
историей их сочинения и исполнения;
обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие вызывает чувства песни Великой
Победы, почему? Как музыка, песни способствовали российскому народу одержать
победу в Великой Отечественной войне?
Главный музыкальный символ
Содержание: Гимн
России
–
главный
музыкальный
символ
нашей
страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации;
10

знакомство со странами создания, поддержания исполнения;
просмотр видеозаписей парада, вручения наград спортсменам;
чувство гордости, понятия достоинства и чести;
обсуждение этих вопросов, связей с государственными символами страны;
разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы.
Искусство времени
Содержание: Музыка – временное искусство. Погружение в потокльного
музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание, выполнение лечения, перед выполнением образа непрерывного
движения;
наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание музыки, пульс, мышечный
тонус) при восприятии;
проблемная ситуация: как музыка возрождается на человека;
вариантно : программная ритмическая или инструментальная импровизация
«Поезд», «Космический корабль».
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
Продолжением данного модуля является и дополнение модуля «Народная музыка
России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходящих
границ» – тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевского во втором полугодии ХХ века, остается
по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость фольклора разных
народов.
Певец своего народа
Содержание: Интонации народной музыки в творчестве музыкальных
композиторов – известных представителей национального стиля своей страны.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством композиторов;
сравнение их сочинений с народной музыкой;
определение формы, принципов развития фольклорного музыкального материала;
вокализация наиболее ясна тем инструментальных сочинений;
разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;
вариативно : исполнение на клавишных или духовых инструментах
композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи;
творческие, исследовательские проекты, посвященные выдающимся композиторам.
Музыка стран ближнего зарубежья
Содержание: Фольклор и музыкальные традиции стран Ближнего зарубежья
(песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные традиции и праздники,
народные инструменты и жанры. Славянские музыкальные традиции. Кавказские мелодии
и ритмы. Композиторы и музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость
музыкальной культуры этих стран с любимыми республиками.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с особенной фольклорной музыкой народов других стран;
определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм,
лад, интонации);
знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных
инструментов;
определение слуха тембровскими инструментами;
классификация на группы духовых, ударных, струнных;
музыкальная Викторина, владеющая тембровскими народными инструментами;
двигательная игра – импровизация-подражание игре на инструментах;
11

сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов
с фольклорными элементами народов России;
разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических
аккомпанементов к ним (с помощью звучающих жестов или на ударных инструментах);
вариативно : исполнение на клавишных или духовых инструментах народных
мелодий, прослеживание их по нотной записи;
творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали музыки,
посвящённые культуре народов мира.
Музыка стран дальнего зарубежья
Содержание: Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор
европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка Испании и
Латинской
Америки. Фламенко. Искусство
игры
на
гитаре,
кастаньеты,
латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры (по выбору учителя
могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса,
босса-нова и другие).
Смешение традиций и культуры в музыке Северной Америки.
Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран ЮгоВосточной Азии. Императорские украшения, музыкальные инструменты. Пентатоника.
Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные
инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии и других стран региона.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с особенной фольклорной музыкой народов других стран;
определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм,
лад, интонации);
знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных
инструментов;
определение слуха тембровскими инструментами;
классификация на группы духовых, ударных, струнных;
музыкальная Викторина, владеющая тембровскими народными инструментами;
двигательная игра – импровизация-подражание игре на инструментах;
сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с
фольклорными элементами народов России;
разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических
аккомпанементов к ним (с помощью звучающих жестов или на ударных инструментах);
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных
мелодий, прослеживание их по нотной записи;
творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали музыки,
посвящённые культуре народов мира.
Диалог культуры
Содержание: Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других в музыке русских
композиторов и цитаты русской музыкальной культуры в творчестве зарубежных
композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством композиторов;
сравнение их сочинений с народной музыкой;
определение формы, принципов развития фольклорного музыкального материала;
вокализация наиболее ясна тем инструментальных сочинений;
разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;
вариативно : исполнение на клавишных или духовых инструментах
композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи;
творческие, исследовательские проекты, посвященные выдающимся композиторам.
12

Модуль № 5 «Духовная музыка»
Музыкальная культура России на протяжении нескольких столетий была
представлена главными направлениями – музыкой народной, духовной и светской. В
рамках религиозной культуры были созданы длинные шедевры музыкального
искусства. Изучение данной модуля поддержки баланса позволяет в рамках календарнотематического планирования представить обучающий самый распространенный феномен
сферы бытового музыкального искусства. Однако знакомство с произведениями
искусства, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.
Звучание храма
Содержание: Колокола. Колокольные
звонки
(благовест,
трезвон
и
другие). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке композиторов русских.
Виды деятельности обучающихся:
обобщение жизненного опыта, связанного со звуками колоколов;
диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, звукового
звона; знакомство с календарем колокольных звонков;
прослушивание музыки русских композиторов с ярко выраженным
изобразительным элементом колокольности (по выбору учителя могут произносить
фрагменты из функций, воспроизводятся М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, М.И.
Глинки, С.В. Рахманинова и другие);
проявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных
композитором;
двигательная импровизация – имитация движений звонаря на колокольне;
ритмические и артикуляционные краски на основе звонарских приговорок;
вариант : просмотр документального фильма о колоколах;
сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции
(импровизации), имитирующей звук колоколов.
Песни верующих
Содержание: Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной
музыки в творчестве композиторов-классиков.
Виды деятельности обучающихся:
слушание, разучивание, исполнение вокальных проявлений религиозного
содержания;
диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных
средствах;
знакомство с произведениями светской музыки, в воплощении молитвенных
интонаций, используется хоральный склад звучания;
вариант : просмотр документального фильма о написании молитв;
рисование по мотивам прослушанных ремонтов сохранилось.
Инструментальная музыка в церкви
Содержание: Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха.
Виды деятельности обучающихся:
чтение научных и художественных текстов, посвященных истории создания,
устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении;
ответы на вопросы учителя;
прослушивание органной музыки И.С. Баха;
описание впечатлений от восприятия, характеристики музыкально-выразительных
средств;
игровая особенность игры на органе (во время прослушивания);
звуковое исследование – выполнение (учителем) на синтезаторе знакомых
устройств, включенных в тембр источника;
наблюдение за трансформацией музыкального образа;
13

вариант : посещение концерта органной музыки; рассматривание иллюстраций,
изображений органа; проблемная ситуация – выдвижение гипотезы о принципах работы
этого
музыкального
инструмента; просмотр
познавательного
фильма
об
органе; литературное, художественное творчество на основе впечатлений от восприятия
органной музыки.
Искусство Русской православной церкви
Содержание: Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры
(тропарь, стихира, величие и другое). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы
Христа, Богородицы.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание, исполнение вокальных проявлений религиозной тематики, сравнение
церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки;
прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи;
анализ типа мелодического движения, внешнего ритма, темпа, динамики;
развитие музыки и живописи, посвященных святым, Христу, Богородице;
вариант: посещение храма; поиск в Интернете информации о Крещении Руси,
святых, об иконах.
Религиозные праздники
Содержание: Праздничная служба, вокальная музыка (в том числе хоровая)
религиозного содержания (по выбору: на конкретно праздниках той конфессии, которая
наиболее почитаема в данных субъектах Российской Федерации.
В рамках православной традиции возможно сохранение традиционных праздников
с точки зрения, как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например:
Рождество, Троица, Пасха). Предлагается знакомство с фрагментами литургической
русской музыки композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и других
композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание фрагментов праздничных богослужений, определение характера
музыки, ее религиозного содержания;
разучивание (с опорой на мутный текст), исполнение доступных вокальных
звуковой духовной музыки;
вариант: просмотр фильма, посвященного религиозным праздникам; посещение
концерта духовной музыки; исследовательские проекты, посвящённые музыке
оригинальные праздники.
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
Модуль «Музыка театра и кино» плотно переплетается с модулем «Классическая
музыка», может стыковаться по ряду с модулями «Современная музыка» (мюзикл),
«Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты). Для данного модуля особенно
актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как
театральные пособия для обучения обучающихся, посещение кинотеатров, коллективный
просмотр фильмов.
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Содержание: Характеры
персонажей,
отражённые
в
музыке. Тембр
голоса. Соло. Хор, ансамбль.
Виды деятельности обучающихся:
видеопросмотр музыкальных сказок;
обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета,
характеры героев;
игра-викторина «Угадай по голосу»;
разучивание, исполнение отдельных номеров из детских опер, музыкальных
сказок;
14

вариант: постановка
детской
музыкальной
сказки,
спектакль
для
родителей; творческий проект «Озвучиваем мультфильм».
Театр оперы и балета
Содержание: Особенности ремонта очков. Балет. Опера. Солисты, хоры, оркестры,
дирижёры в музыкальном спектакле.
Виды деятельности обучающихся:
знакомства со знаменитыми музыкальными театрами;
просмотреть фрагменты исправлений спектаклей с комментариями учителя;
определение типа балетного и оперного спектакля;
тесты или кроссворды на освоение специальных терминов;
танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета;
разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни (хора из
оперы);
«игра в дирижёра» – двигательная импровизация во время оркестрового фрагмента
слушательного музыкального спектакля;
вариант: посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный
театр; виртуальная экскурсия по Большому театру; рисование по мотивам создания
музыкального спектакля, афиши.
Балет. Хореография – искусство танца
Содержание: Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты,
произведения номеров из балетов отечественных композиторов (например, балеты П.И.
Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина).
Виды деятельности обучающихся:
просмотр и обсуждение видеозаписей – знакомство с несколькими яркими
сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов;
музыкальная викторина, владеющая балетной музыкой;
вариантно: пропевание и исполнение ритмической партитуры – аккомпанемент к
фрагменту балетной музыки; посещение балетного спектакля или просмотр фильмабалета;
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Содержание: Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные
номера из оперы и зарубежных композиторов (по выбору учителя могут быть
представлены фрагменты из оперы Н.А.Римского -Корсакова («Садко», «Сказка о царе
Салтане», «Снегурочка»), М.И.Глинки («Руслан»). и Людмила»), К.В.Глюка («Орфей и
Эвридика»), Дж.Верди и другие композиторы).
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание фрагментов оперы;
определение характера музыки сольных партий, роликов и выразительных средств
оркестрового сопровождения;
знакомство с тембрами голосов оперных певцов;
освоение терминологии;
озвучивающие тесты и кроссворды на проверку знаний;
разучивание, исполнение песен, хора из оперы;
рисование героев, сцена из оперы;
вариант: просмотр фильма-оперы; постановка детской оперы.
Сюжет музыкального спектакля
Содержание: Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и
сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с либретто, структурной музыкального спектакля;
рисунок обложки для либретто оперы и балета;
15

анализ выразительных средств, создающих образы главных героев,
противоборствующих сторон;
наблюдение за музыкальным развитием, характеристиками приёмов, используемых
композитором;
вокализация, пропевание записи тем, пластическое интонирование оркестровых
фрагментов;
музыкальная Викторина в знании музыки;
звучащие и терминологические тесты;
вариант: создание любительского видеофильма на основе двухлибретто; просмотр
фильма-оперы или фильма-балета.
Оперетта, мюзикл
Содержание: История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из
оперетта И. Штрауса, И. Кальмана и др.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с жанрами оперетты, мюзикла;
прослушивание фрагментов из оперетта, анализ характерных особенностей жанра;
разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных спектаклей;
сравнение разных постановок одного и того же мюзикла;
вариант: посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или
мюзикла; постановка фрагментов, сцена из мюзикла – спектакль для родителей.
Кто создаёт музыкальный спектакль?
Содержание: Профессионального музыкального театра: дирижёр, режиссёр,
оперные певцы, балерины и танцоры, художники и другие.
Виды деятельности обучающихся:
диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля;
знакомство с миром театральных профессий, творчества театральных режиссёров,
художников;
просмотреть фрагменты одного и того же зрелища в разных постановках;
обсуждение цвета в оформлении, режиссуре;
создание эскизов костюмов и декораций к одному из обученных приборов для
очков;
вариант: виртуальный квест по музыкальному театру.
Патриотическая и народная тема в театре и кино.
Содержание: История
создания,
значимо-сценических
и экранных произведений, посвященных каждому народу, его истории, теме служения
Отечеству. Фрагменты,
разработки
номеров
из
оперы,
балетов,
музыки
к фильмам (например, опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и мир», музыка
к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» » и другие
произведения).
Виды деятельности обучающихся:
чтение научных и популярных текстов по истории создания патриотических опер,
фильмов, творческих поисков композиторов, создавших к ним музыку;
диалог с учителем;
просмотр фрагментов основных сценических произведений, фильмов;
обсуждение характеров героев и событий;
проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка;
разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и
подвигах героев;
вариант: посещение театра (кинотеатра) – просмотр спектакля (фильма)
патриотического содержания; участие в концертах, мероприятиях, конференциях
патриотической тематики.
16

Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
Степень с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная,
духовная и светская), сформировавшаяся в прошлые трудности, правомерно выделить в
конкретной пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае
является вычленение представлений, персоналий и проявлений, действительно достойных
внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В
понятии «современная музыка» входит широкий круг направлений (от академического
авангарда до фриджаза, от эмбиента до рэпа), для восприятия требуется своеобразный и
разнообразный
музыкальный
опыт. Поэтому на
уровне
начального
общего
образования необходимо заложить основы дальнейшего развития в данном
направлении. Помимо
указанного
В модуле тематических блоков существенным вкладом в такое обучение является
изучение и исполнение песен современных композиторов, написанных современным
музыкальным языком. При этом необходимо сохранять баланс между большинством
современных песен и их доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора
материала с учетом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового
звучания.
Современные обработки классической музыки
Содержание: Понятие обработки, творчество современных композиторов
исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем
инструменты делают обработки классики?
Виды деятельности обучающихся:
различие музыки классической и ее современной обработки;
прослушивание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом;
обсуждение сложных выразительных средств, наблюдение за изменением
характера музыки;
вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного
ритмизованного аккомпанемента;
Джаз
Содержание: Особенности джаза: импровизация, ритм. Музыкальные джазовые
инструменты, ошибочно принятые на них игры. Творчество джазовых музыкантов (по
выбору учителя может быть образцом творчества всемирно известных джазовых
музыкантов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством джазовых музыкантов;
узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других
встроенных стилей и наушников;
определение по слуху тембров встроенных инструментов, исполняющих джазовую
композицию;
вариативно: разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах; сочинение,
импровизация
ритмического
аккомпанемента
с
джазовым
ритмом,
синкопами; составление плейлиста, коллекции пластинок джазовых музыкантов.
Исполнители современной музыки
Содержание: Творчество одного или нескольких исполнителей современной
музыки, популярной у молодёжи.
Виды деятельности обучающихся:
просмотр видеоклипов современных исполнителей;
сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой,
духовной, народной музыкой);

17

вариативно: составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для
друзей-других обучающихся (для проведения совместного досуга); съёмка собственного
видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций.
Электронные музыкальные инструменты
Содержание: Современные «двойники» классических инструментов: синтезатор,
электронная скрипка, гитара, барабаны. Виртуальные музыкальные инструменты в
компьютерных программах.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание настроек композиций, выполняемых на электронных инструментах
настройки;
сравнение их звучания с акустическими инструментами, сравнение результатов
результатов;
Установка электронных тембров для создания музыки к фантастическому фильму;
вариант: посещение магазина (отдел музыкальных инструментов электронных
инструментов); просмотр фильма на электронных устройствах; создание электронной
композиции в программах с готовыми компьютерными образцами (например, Garage
Band).
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от
других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда
подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого
репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых
тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному
принципу либо на регулярной основе по 5–10 минут на каждом уроке. Новые понятия и
навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в
качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над
следующим музыкальным материалом.
Весь мир звучит
Содержание: Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость,
длительность, тембр.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звуками музыкальными и шумовыми;
различение, определение на слух звуков различного качества;
игра – подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых
музыкальных инструментов, вокальной импровизации;
артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с
использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков.
Звукоряд
Содержание: Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с элементами нотной записи;
различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других
последовательностей звуков;
пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до»;
разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на
элементах звукоряда.
Интонация
Содержание: Выразительные и изобразительные интонации.
Виды деятельности обучающихся:

18

определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций
изобразительного (ку-ку, тик-так и другие) и выразительного (просьба, призыв и другие)
характера;
разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и
инструментальные импровизации на основе данных интонаций;
прослушивание фрагментов сохранено, включая образцы изобразительных
интонаций.
Ритм
Содержание: Звуки
длинные
и
короткие
(восьмые
и
четвертые
продолжительности), такт, тактовая черта.
Виды деятельности обучающихся:
определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков,
состоящих из различных длительностей и пауз;
исполнение, импровизация с помощью звучающих жестов (хлопки, шлепки,
притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов;
игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам,
проговаривание с использованием ритмослогов;
разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;
слушание свечения с ярко выраженными ритмическими рисунками,
воспроизведением данного ритма по памяти (хлопками);
Ритмический рисунок
Содержание: Длительность половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические
рисунки. Ритмическая партия.
Виды деятельности обучающихся:
определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков,
состоящих из различных длительностей и пауз;
исполнение, импровизация с помощью звучающих жестов (хлопки, шлепки,
притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов;
игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам,
проговаривание с использованием ритмослогов;
разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;
слушание свечения с ярко выраженными ритмическими рисунками,
воспроизведением данного ритма по памяти (хлопками);
Размер
Содержание: Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4,
4/4.
Виды деятельности обучающихся:
ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в
размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах);
определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4;
исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с выводамиакцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами;
прослушивание продолжается с ярко выраженным музыкальным размером,
танцевальными, двигательными импровизациями под музыку;
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок,
мелодии в размерах 2/4, 3/4, 4/4; вокальная и инструментальная импровизация в заданном
сообществе.
Музыкальный язык
Содержание: Темп,
тембр. Динамика
(форте,
фортепиано,
крещендо,
диминуэндо). Штрихи (стакато, легато, акцент).
Виды деятельности обучающихся:
19

знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их
обозначением в нотных записях;
определение изучаемых элементов слуха при воспроизведении интерьера;
наблюдение за изменением музыкального образа при добавлении элементов
музыкального языка (как меняется характер музыки при сохранении темпа, динамиков,
штрихов);
исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными
движениями, темповыми, штриховыми красками;
использование элементов музыкального языка для создания определенного образа,
настроения в вокальных и инструментальных импровизациях;
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок,
мелодии
с
ярко
выраженными
движениями,
темповыми,
штриховыми
красками; исполнительская интерпретация на основе их изменений. Составление
музыкального словаря.
Высота звука
Содержание: Регистры. Ноты
музыкальной
музыки. Расположение
не
на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).
Виды деятельности обучающихся:
освоение понятий «выше-ниже»;
определение
слуховых
аппаратов
для
звука
одного
из
регистраторов; прослеживание по нутной записи отдельных мотивов, фрагментов
знакомых песен, вычленение знакомых нут, знаков альтерации;
наблюдение за изменением музыкального образа при входе в регистратуру;
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок,
кратких мелодий по нотам; Выполнение упражнений по разрешению клавиатуры.
Мелодия
Содержание: Мотив, музыкальная фраза. Поступенчатое, плавное движение
мелодии, скачки. Мелодический рисунок.
Виды деятельности обучающихся:
определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических картин с
поступенчатым, плавным движением, скачками, остановками;
исполнение, импровизация (вокальная или на звуковых инструментах) различных
мелодических рисунков;
вариативно: переход по нотам границ музыкальной фразы, мотива; Обнаружение
повторяющихся и неповторяющихся мотивов, встроенных фраз, похожих друг на
друга; исполнение на духовых, клавишных инструментах или клавиатурных попевках,
кратких мелодий по нотам.
Сопровождение
Содержание: Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Виды деятельности обучающихся:
определение на слух, прослеживание по нотной записи главных голосов и
сопровождения;
различение, характеристики мелодических и ритмических признаков главных
голосов и сопровождения;
показ линии движения главных голосов и аккомпанемента;
различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение,
проигрыш;
составление наглядной графической схемы;
импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими
жестами или на ударных инструментах);
вариантно: исполнение простейшего сопровождения знакомой мелодии на
клавишных или духовых инструментах.
20

Песня
Содержание: Куплетная форма. Запев, припев.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со структурм куплетной формы;
составление приведенной буквенной или графической схемы куплетной формы;
исполнение песен, написанных в куплетной форме;
различение куплетной формы при прослушивании посторонних объектов питания
сохраняется;
вариант: импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне.
Лад
Содержание: Понятие лада. Полуступенчатые лады мажор и минор. Краска
звучания. Ступеневый состав.
Виды деятельности обучающихся:
определение слуха ладового наклона музыки;
игра «Солнышко – туча»;
наблюдение за изменением музыкального образа при приготовлении лада;
распевания, вокальные движения, построения с чередованием мажора и минора;
исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской;
вариантно: импровизация, сочинение в заданном ладу; читаю сказку о нотах и
холодильниках.
Пентатоника
Содержание: Пентатоника – пятиступенчатый лад, распространённый во многих
странах.
Виды деятельности обучающихся:
прослушивание инструментальных эффектов, исполнение песен, написанных в
пентатонике
Ноты в разных октавах
Содержание: Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с нотной записью во второй и малой октаве;
прослеживание
по
нотам
небольших
мелодий
в
соответствующих
обстоятельствах; сравнение одной и той же мелодии, произнесенной в разных октавах;
определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент;
Вариативно: исполнение на духовых, клавишных инструментах или клавиатурных
попевках, кратких мелодий по нотам.
Дополнительные указания в нотах
Содержание: Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с внешними элементами нотной записи;
исполнение песен, попевок, в которых представлены элементы данных.
Ритмические рисунки в сообществе 6/8
Содержание: Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм.
Виды деятельности обучающихся:
определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в
стиле 6/8;
исполнение, импровизация с помощью звучающих жестов (хлопки, шлепки,
притопы) и (или) ударных инструментов;
игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам,
проговаривание ритмослогами;
разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;
слушание свечения с ярко выраженными ритмическими рисунками,
воспроизведением данного ритма по памяти (хлопками);
21

вариантно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок,
мелодий и аккомпанементов в стиле 6/8.
Тональность. Гамма
Содержание: Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные
тональности (до 2–3 знаков при ключе).
Виды деятельности обучающихся:
определение слуха устойчивых звуков;
игра «устой – неустой»;
пение упражнений – гамм с названием «нот», прослеживание по нотам;
освоение понятия «тоника»;
постепенно на допевание дефектной музыкальной фразы до музыкальных тоников
«Закончильную фразу»;
вариант: импровизация в заданной тональности.
Интервалы
Содержание: Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция,
кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунды, септима.
Виды деятельности обучающихся:
освоение понятия «интервал»;
анализ ступенчатого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон);
различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух
голосов в октаву, терцию, сексту;
Выбор эпитетов для определения краски, звучания различных интервалов;
разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной
интерваликой в мелодическом движении;
элементы двухголосия;
вариантно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной
голос в терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами,
октавами.
Гармония
Содержание: Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактур. Фактуры
аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.
Виды деятельности обучающихся:
различение на слух интервалов и аккордов;
различение на слух мажорных и минорных аккордов;
разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением
по звукам аккордов;
вокальные рисунки с элементами трехголосия;
определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен,
прослушанных инструментальных звуков;
вариант: сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни.
Музыкальная форма
Содержание: Контраст и повторение как основные принципы музыкального
произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная форма признания. Рондо: рефрен и
эпизоды.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и
трехчастной формы, рондо;
прослушивание проявилось: определение формы их напряжения на слух;
22

составление наглядной буквенной или графической схемы;
исполнение песен, написанных в двухчастной или трехчастной форме;
вариант: коллективная импровизация в форме рондо, трехчастной репризной
форме; создание художественных композиций (рисунок, музыкальная аппликация) по
законодательной форме.
Вариации
Содержание: Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Виды деятельности обучающихся:
слушание проявлено, сочиненных в форме вариаций;
наблюдение за развитием, изменением основной темы;
составление наглядной буквенной или графической схемы;
исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций;
вариант: коллективная импровизация в форме вариаций.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».