Аннотация география 10-11

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ГЕОГРАФИЯ» 10-11 КЛАССЫ
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также на
основе характеристик результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации учащихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает
основные требования Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам
подготовки образовательных программ и составления с учётом Концепции развития
географического образования в Российской Федерации, принятых на Всероссийском
съезде преподавателей географии и утверждённой Решения Коллегии Министерство
просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
ЦЕЛИ ИЗУЧИТЬ ПРЕДМЕТ «ГЕОГРАФИЯ»
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе направлены на:
1) воспитание чувств, патриотизма, взаимопонимания с другими народами,
культуры культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности
посредством проведения консультаций с важнейшими проблемами современности, c
ролью России как составной части Европейского сообщества;
2) воспитание культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязях природы,
населения и сельского хозяйства на глобальном, отдаленном и локальном уровнях и учет
ценностных отношений к проблемам взаимодействия человека и общества;
3) обеспечение системы географических знаний как компонента научных картин
мира, завершение формирования основ географической культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе владения комплексом географических знаний и
умений, направленных на использование их в объяснении работы;
5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение
целей развития.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебным планом изучения географии на базовом уровне в 10-11 классах выделяется
68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
10 КЛАСС
Раздел 1. География как наука
Тема 1. Традиции и новые методы в географии. Географические
прогнозы. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
использование в разных видах деятельности. Современные направления географических
исследований. Источники географической информации, ГИС. Географические прогнозы
как результаты географических исследований.
1

Тема 2. Географическая культура. Элементы географической культуры:
географическое изображение мира, географическое мышление, язык географии . Их
оригинальность для представителей разных профессий.
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 1. Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы,
образующие и изменяющие. Адаптация человека к различным условиям окружающей
среды, ее изменение во времени. Географическая и окружающая среда.
Тема 2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения
ландшафтного и разнообразия культуры на Земле.
Практическая работа
1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической
информации.
Тема 3. Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные природные
явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение
окружающей среды . «Климатические бегенцы». Стратегия развития. Цели влияют на
развитие и роль географических наук в их обеспечении. Особо охраняемая природная
территория как один из объектов развития. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия.
Практическая работа
1. Определение целей и задач климатических исследований, связанных с опасными
явлениями или глобальными изменениями климата или загрязнением Мирового океана,
выбор формы фиксации результатов наблюдений/исследований.
Тема 4. Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения ресурсов
мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупнейших стран, в том числе
России. Ресурсообеспеченность. Истощение внешних ресурсов. Обеспеченность стран
стратегическими задачами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими источниками
полезных ископаемых. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной
водой. Гидроэнергоресурсы Земли, прогнозирует их использование. География лесных
ресурсов, фонд лесной мира. Обезлесение – его причина и распространение. Роль
ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни
человечества и прогноз их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационный
ресурс.
Практические работы
1. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.
2. Определение ресурсообеспеченности стран-источников источников ресурсов.
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 1. Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и
изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель мирового
мироустройства,
очаги
геополитических
соображений. Политико-географическое
положение. Специфика России как евразийского и приарктического государства.
Тема 2. Классификация и типология стран мира. Основные типы стран:
критерии их выделения. Формы правления государства и государственного устройства.
Раздел 4. Население мира
Тема 1. Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира
и динамика были изменения. Воспроизводство населения, его особенности и особенности
в странах с различным уровнем социально-экономического развития (демографический
взрыв, демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и ее
направления в странах различных типов воспроизводства населения. Теория
демографического перехода.
Практические работы
2

1. Определение и сравнение темпов роста численности населения в отдельных
странах, регионах мира (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся).
2. Объяснение особенностей демографической политики в странах с любым типом
воспроизводства населения.
Тема 2. Состав и структура населения. Возрастной и половой состав населения
мира. Структура занятости населения в странах с различным уровнем социальноэкономического развития. Этнический состав населения. Крупные народы, языковые
семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые и
географические религии, основные регионы распространения. Население мира и
глобализация. География культуры в системе географических наук. Современные
цивилизации, географические границы цивилизаций Запада и цивилизаций Востока.
Практические работы
1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов
воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
2. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе
анализа различных источников географической информации.
Тема 3. Размещение населения. Географические особенности размещения
населения и факторов, его определяющие. Плотность населения, а также низкая и низкая
плотность
населения. Миграция
населения:
причины,
основные
виды
и
направления. Расселение населения: виды и формы. Понятие об урбанизации, ее
особенностях в странах различных социально-экономических типов. Городские
агломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа
1. Сравнение и объяснение результатов анализа городских и сельских районов
разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
Тема 4. Качество жизни населения. Качество жизни населения как совокупность
экономических,
социальных,
культурных,
экологических
условий
жизни
людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого
развития как интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных
стран и регионов мира.
Практическая работа
1. Объяснение показателей качества жизни населения в отдельных регионах и
странах мира на основе анализа источников географической информации.
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 1. Состав и структура мирового хозяйства. Международное
географическое отдельное труд. Мировое хозяйство: состав. Основные этапы развития
мирового хозяйства. Факторы размещения производства и их влияние на развитие
экономики на западе Европы. Отраслевая, территориальная и функциональная структура
мирового
хозяйства. Международное
географическое
отдельное
труд. Отрасли
международной специализации. Условия формирования международной специализации
стран и роль региональных факторов в ней. Аграрные, индустриальные и
постиндустриальные страны. Роль и место России в расширении географического
разделения труда.
Практическая работа
1.
Сравнение
структур
экономики
аграрных,
индустриальных
и
постиндустриальных стран.
Тема 2. Международная экономическая интеграция и глобализация мировой
экономики. Международная экономическая интеграция. Крупнейшие отраслевые и
международные союзы. Глобализация мировой экономики и ее влияние на экономику
стран разных социально-экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и
их роль в глобализации мировой экономики.
3

Тема 3. География основных отраслей сельского хозяйства Соединенного
Королевства.
Промышленность мира. Географические особенности размещения основных
видов природных и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти,
природного газа и угля.
Топливно-энергетический
комплекс
мира:
основные
этапы
развития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страныпроизводители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация
стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития областей, изменяющие ее
географию,
«сланцевая
революция»,
«водородная»
энергетика,
«зелёная
энергетика». Мировая
электроэнергетика. Структура
мирового
производства
электроэнергии и ее географические особенности. Быстрый рост производства
электроэнергии с использованием ВИЭ. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой»
энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных
типов электростанций, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего поставщика
топливно-энергетических и природных ресурсов в мировой экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, медиками и
больными. Современные тенденции развития отрасли. Оценка металлургии в
окружающей среде. Место России в мире Производство и экспорт цветных и чёрных
металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители
и
экспортёры
минеральных удобрений и продукции химического органического синтеза. Ведущие
страны-производители деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной
промышленности. Состояние химической и лесной промышленности в окружающей
среде.
Практическая работа
1. Представление в виде диаграммы данных о динамике изменения объемов и
структуры производства электроэнергии в мире.
Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности
земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции
развития отрасли. Органическое содержащее хозяйство. Растениеводство. География
производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и
импортёры. Роль России как одного из крупнейших экспортёров зерновой культуры.
Животноводство. Ведущие
экспортёры
и
импортёры
продукции
животноводства. Рыболовство и аквакультура: региональные особенности.
сельское хозяйство и его промышленность в условиях окружающей среды.
Практическая работа
2. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа
характеристик материалов и создания карты «Основные экспортёры и импортёры
продовольствия».
Сфера услуг. Мировой транспорт. Основные источники магистральных и
транспортных узлов. Мировая система НИОКР. Международные отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие. Мировая торговля и туризм.
11 КЛАСС
Раздел 6. Регионы и страны
Тема 1. Регионы мира. Зарубежная Европа.
4

Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: зарубежная
Европа, зарубежная Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа,
Южная
Европа,
Восточная
Европа),
общая
экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Практическая работа
1. Сравнение перспектив социально-экономического развития стран различных
субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической
информации (по выбору учителя).
Тема 2. Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная
Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономикогеографическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства зарубежной Азии,
современных проблем (на примере Индии, Китая, Японии).
Практическая работа
1. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основе анализа данных об экспорте основных видов
продукции.
Тема 3. Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка),
общая экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географических
положений природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства Америки, современных
проблем (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии).
Практическая работа
1. Определение внешней территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии
на основе анализа географических карт.
Тема 4. Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка,
Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономикогеографическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства субрегионов. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Африки (ЮАР, Египет, Алжир).
Практическая работа
1. Сравнение на основе анализа статистических данных сельского хозяйства в
экономике Алжира и Эфиопии.
Тема 5. Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности
географического положения. Австралийский Союз: Основные факторы размещения
населения и развития сельского хозяйства. Экономико-географическое положение,
природно-ресурсный капитал. Отрасли международной специализации. Географическая и
товарная структура экспорта. Океания: особенности учета ресурсов, населения и
сельского хозяйства. Место в географическом разделении труда.
Тема 6. Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической
карте мира. Особенности продвижения России в мировое сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа
1. Изменение направлений международных экономических связей России в новых
экономических условиях.
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Группы включают проблемы: геополитические, экологические, демографические.
5

Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причина
роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социальноэкономического развития между развитыми и развивающимися странами меняется и
является причиной ее возникновения.
Геоэкология – фокус последних проблем человечества. Глобальные экологические
проблемы как проблемы, связанные с серьезными воздействиями человека на природу и
влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственную деятельность. Проблема
связана с климатическими изменениями, проблемой стихийных последствий, глобальной
ресурсной и энергетической проблемой, проблемой дефицита водных ресурсов и
ухудшения их качества, проблемами опустынивания и деградации земель и почв,
проблемой сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и
освоения его ресурсов.
Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная,
рост городов, здоровье и долголетие человека.
Взаимосвязь между геополитическими, экологическими проблемами и проблемами
народонаселения.
Возможные пути решения проблем. Необходимость переоценки экологии и
изменения некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических
и культурных ориентиров. Участие России в решении всех проблем.
Практическая работа
1. Выявление признаков взаимосвязи, возникающих на основе анализа различных
источников географической информации и участия России в их возможностях.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».