Аннотация география 6-8 ОВЗ

АННОТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ «ГЕОГРАФИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-8 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся 6-7 класса
разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор
Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г. – Сб. 1;
рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с
Федеральным законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в
соответствии с ФКГОС 2004 г. и учебным планом ООП ООО МКОУ «Александровская
СОШ».
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по
тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к
результатам освоения программы основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Цели программы:
- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе,
населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности
взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных
народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География
дает
благодатный
материал
для
патриотического,
интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей
учащихся. Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
Расширение кругозор об окружающем мире.
Задачи программы
- Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении,
хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
- Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и
бытом разных народов.
- Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
- Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
- Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий,
распространенных в нашем регионе.
Корреционно - развивающие:
- Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинноследственные зависимости.
- Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

1

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении
приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному
плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным
предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные
предметы».
Учебный курс «География» реализуется через обязательную часть учебного плана.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной
деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды:
осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры
предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для
выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний,
умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное
время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности» 1-4 классы, «Природоведение» 5 класс).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с
новым учебником.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования
им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным
признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и
основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика).Рисунок компаса и линия
горизонта (изобразительная деятельность).Изготовление звездочки ориентирования
(ручной труд).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на
экскурсии или в уголке ориентирования). План и карта
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на
плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План
2

класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета
физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки,
каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и
деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, сбоку,
масштаб (трудовое обучение).Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы.
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения
в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении
расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).Изготовление в
столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и
цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного
участка, местности). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку
соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.
Формы поверхности Земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф
местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их
образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).Поверхность нашей
местности (развитие устной речи 5 класс).Работа с глиной, пластилином, природным
материалом (ручной труд).Предметы и явления неживой природы (естествознание).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы,
оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в
разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий
равнин, гор и т.п.)
Вода на Земле
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части.
Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды.
Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы,
штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от
загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе (природоведение).Соленая и пресная вода в природе;
использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от
загрязнения (естествознание).Работа с глиной, пластилином и природным материалом
(ручной труд).Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная
деятельность).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или
изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее
по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении
направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической
карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и
т.п.)
Земной шар
3

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета.
Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного
шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и
карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем
земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи. Понятие о
климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий,
умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа
тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное,
вертикальное, наклонное (математика).Причины смены дня и ночи, времен года
(природоведение).Эпоха географических открытий (история).Рисунок земного
шара и глобуса (изобразительная деятельность).Работа с глиной и пластилином, с
картонными (линолеумными) контурами материков.
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением
экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы
названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов;
первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов
освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и
белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам
освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в
различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями
об освоении космоса в периодической печати.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица
России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские
границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого
океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с
контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности,
плоскогорья.54. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и
медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и
Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы,
ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера
Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России.
Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность
(природоведение).Вода, полезные ископаемые (естествознание}.Различение цвета и его
оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий
изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных
знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление
планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его
название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.
7 КЛАСС
4

Особенности природы и хозяйства России. Географическое положение России на
карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат
России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России.
Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь. Положение на карте. Климат. Растительный и
животный мир. Население и основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат.
Водоемы тундры. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные
занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические
проблемы севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки,
озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса. Смешенные и лиственные леса.
Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство
лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города
Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города
Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Зона степей. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.
Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск, Самара, Саратов,
Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.
Зона пустынь и полупустынь. Положение на карте. Рельеф. Полезные
ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и
его основные занятия. Города зоны пустынь и полупустынь.
Зона субтропиков. Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его
основные занятия. Города-курорты: Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик. Город Новосибирск.
Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и
экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство.
Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство.
Население и его основные занятия. Города.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».