родной русский 10-11 фоп

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ
(РУССКИЙ) ЯЗЫК» 10 – 11 классы
Рабочая программа по родному (русскому) языку для обучающихся 10 - 11 классов
на уровне среднего общего образования подготовлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее ФГОС ООО), Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р
Целями изучения родного (русского) языка по программам среднего общего
образования являются:
формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности,
гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества,
ответственности за его настоящее и будущее; представления о традиционных российских
духовно-нравственных ценностях как основе российского общества; воспитание культуры
межнационального общения;
воспитание познавательного интереса и любви к родному русскому языку,
отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной ценности, а через него — к
родной культуре; ответственности за языковую культуру как национальное достояние;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения, основанной на уважении чести и
национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
расширение представлений о родном языке как базе общезначимых
интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих стереотипов;
знаний о родном русском языке как форме выражения национальной культуры и
национального мировосприятия, истории говорящего на нём народа; об актуальных
процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода; о русском
литературном языке как высшей форме национального языка, о вариативности нормы,
типах речевой культуры, стилистической норме русского языка; о тексте как средстве
хранения и передачи культурных ценностей и истории народа;
совершенствование устной и письменной речевой культуры, формирование гибких
навыков использования языка в разных сферах и ситуациях общения на основе
представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом
противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы
существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного
словоупотребления); обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся;
совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать,
анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой деятельности,
умений осуществлять информационный поиск, дифференцировать и интегрировать
информацию прочитанного и прослушанного текста; овладение стратегиями,
обеспечивающими оптимизацию чтения и понимания текстов различных форматов
(гипертекст, графика, инфографика и др.); умений трансформировать, интерпретировать
тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности.
На изучение предмета «Родной язык (русский)» в 10—11 классах на базовом уровне
отводится 102 часа: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в
неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
10 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Родной язык в жизни человека, общества, государства. Понятие родного языка,

значение родного языка в жизни человека. Родной язык как явление национальной
культуры. Русский язык в кругу других родных языков народов Российской Федерации.
Культура родной речи как фактор сохранения культурной преемственности поколений.
Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа.
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Национальноспецифическая лексика русского языка и её основные типы (повторение, обобщение).
Особенности русской языковой картины мира(общее представление). Ключевые слова
русской культуры, основные разряды ключевых слов и их особенности (повторение,
обобщение).
История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики и фразеологии
русского языка (повторение, обобщение). Актуализация и пассивизация различных
разрядов слов и устойчивых слово-сочетаний в процессе исторического развития
общества и культуры русского народа. Переосмысление значений слов.
Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее. Роль
старославянизмов в формировании лексического состава русского литературного языка и
высокого стиля русской речи. Актуализация старославянизмов в русском языке новейшего
времени.
Словари русского языка как хранилище сведений об истории и культуре русского
народа (обзор, общее представление). Общие толковые словари русского языка,
отражающие прошлые периоды его истории. Специальные исторические и
этимологические словари русского языка. Словари, отражающие словарный состав
русского языка в новейший период его истории (рубеж XX—XXI вв. и начало XXI в.).
Раздел 2. Культура речи
Русский литературный язык как высшая форма национального языка. Языковая
норма и современный русский литературный язык. Языковая норма и история её развития.
Устойчивость и изменчивость нормы. Основные причины изменения языковых норм.
Вариантность нормы как естественное свойство литературного языка.
Типы речевой культуры носителей языка. Речь правильная и речь хорошая. Речевая
культура и её типы (общее представление).
Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Изменения в
ударении и в произношении. Варианты ударения и произношения. Орфоэпические словари
ХХI в.
Лексические нормы современного русского литературного языка. Изменения
лексических норм: переосмысление значений слов, освоение терминологической лексики,
изменение стилистической окраски слов. Современные словарные пометы. Толковые
словари ХХI в. Словари лексической сочетаемости слов русского языка ХХI в.
Морфологические нормы современного русского литературного языка Изменения
морфологических норм: варианты форм имени существительного, глагольных форм.
Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в.
Орфографические варианты. Орфографическая вариативность в современном
русском языке. Орфографический вариант (общее представление). Орфографические
словари и справочники русского языка ХХIв.
Языковая игра. Отступление от языковых норм в языковой игре.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории
народа. Тексты как памятники культуры. Отражение в памятниках письменности
патриотизма русских людей. Значение труда летописца в истории русской культуры.
Библиотеки как культурные центры.
Линейный текст и гипертекст. Гипертекст как разветвлённая система текстов,
связанных гиперссылками. Использование линейного и нелинейного чтения с целью
ознакомления с содержанием текста и его усвоения.
Современные тексты как особое явление в практике общения. Возможности
использования в тексте различных знаковых систем. Отражение в текстах современных
тенденций к визуализации и диалогизации общения.

Стратегии чтения и понимания текста. Приёмы оптимизации процессов чтения и
понимания текста. Приёмы использования графики как средства упорядочения
информации прочитанного и/или услышанного текста.
Русский язык в повседневном устном общении. Специфика устной речи.
Речевой опыт. Социальные роли.
Письменная речь в Рунете. Коммуникация в Рунете как отражение современного
состояния русского языка и основных тенденций его развития. Коммуникативные
площадки Рунета. Культура электронного общения.
Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационносправочный ресурс. Состав и структура Национального корпуса русского языка.
Возможности работы с Обучающим корпусом НКРЯ.
11 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего
периода. Основные направления современного развития русского языка. Изменения в
формах существования русского языка, его функциональных и социальных
разновидностях, способах речевой коммуникации и формах русской речи в новейший
период его развития (общеепредставление).
Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации. Современная
цифровая (виртуальная, электрон-но-опосредованная) коммуникация, её особенности и
формы (общее представление). Электронная (цифровая, клавиатурная) письменная русская
речь и её особенности. Устно- письменная речь как новая форма реализации русского
языка (общее представление).
Активные процессы в развитии лексики русского языка XXI в. Расширение
словарного состава русского языка в XXI в. Актуальные пути появления новых слов
(общее представление).
Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в. и процессы её адаптации.
Причины пополнения русского языка новыми иноязычными заимствованиями. Языкиисточники новых иноязычных заимствований и рас- ширение сфер массового
употребления заимствованных инноваций. Особенности процессов иноязычного
заимствования лексики и фразеологии вновейший период развития русского языка.
Основные направления и способы освоения русским языком новых иноязычных слов
в XXI в. (общее представление).
Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в
русском языке новейшего периода. Образование производных и сложносоставных новых
слов (морфологических неологизмов) на базе иноязычных инноваций.
Семантические неологизмы в русском языке новейшего периода, основные пути их
образования.
Новая фразеология русского языка. Причины появления новых фразеологизмов.
Основные тенденции в развитии фразеологии русского языкановейшего периода.
Фразеологические неологизмы иноязычного происхождения. Новая фразеология
исконно русского происхождения и её источники.
Раздел 2. Культура речи
Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Изменения
синтаксических норм: варианты форм, связанные с управлением; вариативность в
согласовании сказуемого с подлежащим; колебания в употреблении предлогов.
Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в.
Факультативные знаки препинания. Факультативные, альтернативные знаки
препинания (общее представление). Справочники по пунктуации русского языка ХХI в.
Культура устного делового общения. Устная деловая речь. Условия успешной
профессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой этикет делового общения.
Деловая беседа. Деловой разговор по телефону.
Культура письменного делового общения. Документ как деловая бумага.
Однозначность лексики, использование терминов, недопустимость двусмысленности.

Деловое письмо. Функции и виды делового письма. Оформление деловых писем (общее
представление).
Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их
особенности. Речевой этикет в учебно-научной коммуникации, его специфика (общее
представление). Невербальные средства общения в речевом этикете (замещающие и
сопровождающие жесты). Культура оформления научного текста.
Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема со-временной
межличностной коммуникации. Понятие речевой агрессии как нарушение экологии языка.
Способы противостояния речевой агрессии. Основные правила речевого общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Прецедентный текст как средство культурной связи поколений.
Прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена.
Сплошные и несплошные тексты. Виды несплошных текстов. Роль иллюстративного
материала в содержательном наполнении текста.
Тексты инструктивного типа. Назначение текстов инструктивного типа.
Инструкции вербальные и невербальные.
Приёмы работы с текстом публицистического стиля. Способы выражения
оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля. Информационные
ловушки.
Основные жанры интернет-коммуникации. Блогосфера. Средства создания
коммуникативного комфорта и языковая игра.
Традиции и новаторство в художественных текстах. Стилизация. Сетевыежанры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».