ритмика 4 овз 23-24

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
естественноматематического цикла
МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
Степанова Л.Н.________

СОГЛАСОВАНО
Заседание методического
совета МКОУ
«Александровская СОШ»
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.
Зам. директора по УР
Астапова И.Л.__________

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № _53_
от «30» августа 2023 г.
Директор МКОУ
«Александровская СОШ»
МО «Братский район»
Астапова Л.Н.___________

Рабочая программа
учебного предмета
«РИТМИКА»
для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения)
срок реализации: один год

Предметная область: «Физическая культура»

Разработал: Фадеенко М.Ю.,
учитель физической культуры

с. Александровка, 2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптивная рабочая программа учебного предмета «Ритмика» для учащихся 4
класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся по программе с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе
требований к результатам освоения ООП НОО МКОУ «Александровская СОШ» в
соответствии с ФГОС НОО.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания
для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Организация
должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и
воспитания.
Цель программы обучения:
Цель курса: развитие двигательной активности ребенка с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью) в процессе восприятия музыки.













Задачи курса:
приобщение к музыке;
развитие музыкально-ритмических способностей;
развитие физических данных, координации, ориентировки в пространстве;
активизация творческих способностей;
психологическое раскрепощение;
формирование умений соотносить движение с музыкой;
приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ
хореографического и музыкального искусства;
обучение творческому использованию полученных умений и практических
навыков;
развитие художественного вкуса, фантазии;
воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.

Общая характеристика учебного предмета.
Коррекционно-развивающая работа предусматривает организацию и проведение
занятий,
способствующих социально-личностному развитию обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), коррекции
недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания
образования. Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся средствами
музыкально-ритмической деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что
у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) часто
наблюдается нарушение двигательных функций.
Легкая умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями
интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения
головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до
трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной
отсталостью
выступает
недоразвитие
психики
с
явным
преобладанием
интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении
содержания образования и социальной адаптации.
Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие
музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно
происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков
двигательной сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственновременная организация, они приобретают плавность, становятся более точными и т. д.
2

При этом повышается их общая выразительность. Занятия ритмикой способствуют
коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться
с одного вида движения на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный
облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения
со сверстниками.
На занятиях по ритмике используются такие средства, как упражнения, игры со
словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Основным принципом
построения ритмики является тесная связь движений и музыки, где организующим
началом выступают музыка, ритм. Развитие движений в сочетании с музыкой и словом
представляет
целостный
коррекционно-воспитательный
процесс.
Коррекция
нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных требуют от обучающегося
собранности, внимания, конкретности представлений, развития памяти эмоциональной,
зрительной, образной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при
осмыслении задач и запоминании последовательности выполнения движений под
музыку), двигательно-моторной (двигательно-мышечные ощущения), произвольной
(связанной с самостоятельным выполнением упражнений). Специфические средства
воздействия являются основой формирования универсальных учебных действий:
обучающиеся учатся слушать музыку, выполнять разнообразные движения, петь,
танцевать.
Рабочая программа «Ритмика» для учащихся 4 класса рассчитана на 34 часа (1 час в
неделю) в соответствии с учебным планом МКОУ «Александровская СОШ». Срок
реализации программы – 1 год.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с чёткими
поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.
Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.
Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и
бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу,
перекладывать с места на место.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед
собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперёд,
назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени.
Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на
затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и
поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и
левой ноги поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое
поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в
положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с
одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук).
Разнообразные перекрёстные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой
руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с
одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой
ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т.
д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений
в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений
в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного
положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочерёдно и вместе вперёд,
назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперёд. Встряхивание кистью
(отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра).
Выбрасывание то левой, то правой ноги вперёд (как при игре в футбол).
Упражнения с музыкальными инструментами.
Круговые движения кистью (напряжённое и свободное). Одновременное сгибание
в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным
ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление
пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочерёдно. Упражнения на детских
музыкальных инструментах.
Игры под музыку.
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки,
динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий).
Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических
изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в
двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых
движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и
содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа.
4

Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением.
Инсценированные доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей
мелодии.
Танцевальные упражнения.
Тихая, насторожённая ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг.
Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, лёгкие
поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд. Элементы
русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками,
переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди;
подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка
согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с
продвижением. Основные движения местных народных танцев.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате будут сформированы следующие личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие двигательной активности;
формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
осознавать роль танца в жизни;
понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире
развитие танцевальных навыков,
развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах
деятельности,
расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях,
способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках, принимать элементарные решения;
позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Получит возможность научиться
 целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
Познавательные
 правильно и быстро находить нужный темп ходьбы и бега
Получит возможность научиться
 правильно и быстро находить нужный темп ходьбы и бега в соответствии с
характером и
 построением музыкального отрывка;
Коммуникативные
 продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех его
 участников;
Получит возможность научиться
 с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
 умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных
музыкальнотворческих задач, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 класс
Минимальный уровень: принимать правильное исходное положение в соответствии
6

с содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
Достаточный уровень: самостоятельно определять нужное направление движения
по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
выполнять все игровые и плясовые движения по подражанию.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Раздел 1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Упражнения на ориентирование в
1.1
5
пространстве
Итого по разделу

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

5

http://www.fizkultura.ru/

14

http://www.fizkultura.ru/

3

http://www.fizkultura.ru/

5

http://www.fizkultura.ru/

7

http://www.fizkultura.ru/

5

Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения
2.1

Ритмико-гимнастические упражнения

14

Итого по разделу
14
Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Упражнения с детскими музыкальными
3.1
3
инструментами
Итого по разделу
3
Раздел 4. Игры под музыку
4.1

Игры под музыку

Итого по разделу

5
5

Раздел 5. Танцевальные упражнения
5.1

Танцевальные упражнения

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

7
7
34

0

34
8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6

7

8
9
10

Тема урока

Т.Б. на уроках. Теоретические сведения.
Понятие о ритме движения и музыки.
Специальные ритмические упражнения.
Ритмическая ходьба на счёт 1, на счёт 2, 3.
Упражнения на связь движений с музыкой.
Постепенное изменение темпа при ходьбе и беге.
Упражнения ритмической гимнастики
1. Без предметов.
2. Короткой скакалкой.
Упражнения ритмической гимнастики
1. Короткой скакалкой.
Подготовительные упражнения к танцам.
1. Полуприседания.
2. Упражнения для ступни.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые
игры.
1. Чижи в клетке.
2. Кот и мыши.
Упражнения ритмической гимнастики
1. Короткой скакалкой.
Теоретические сведения.
Что такое музыкальная речь.
Специальные ритмические упражнения.
Ходьба с проговариванием слов и с хлопками.

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
1
1

Практические
работы
1
1
1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/

1
1
1

1

http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/

1
1

http://www.fizkult-ura.ru/

1
1
1
1
1

1
1
1

http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/

9

11
12
13
14
15
16
17
18
19

20

21
22
23
24

Упражнения ритмической гимнастики.
1. Короткой скакалкой.
Упражнения ритмической гимнастики.

1

Подготовительные упражнения к танцам.
1. Выставление ноги на носок.
Элементы танцев.
«Наездники» (прямой галоп).
Танцы. Круговой галоп.

1

Подвижные музыкально-ритмические и речевые
игры. 1. Салки, руки на стену.
Т.Б. на уроках. Подвижные музыкальноритмические и речевые игры. Два Мороза.
Упражнения ритмической гимнастики
1.Короткой скакалкой.
Теоретические сведения.
Понятие о фразе и предложении в музыке.
Специальные ритмические упражнения.
Изменение положения рук (на пояс, за спину,
вниз) с различными интервалами (через 2, 4, 6 ,8
счётов).
Упражнение на связь движений с музыкой.
Смена направления движения с началом каждой
музыкальной фразы.
Упражнения ритмической гимнастики.
1. Без предметов. 2. С мячом.
Элементы танцев. 1. Хороводный шаг. 2. Шаг
польки.
Танцы. «Травушка-муравушка». «Полька».

1

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/

1
1

http://www.fizkult-ura.ru/
1

1
1
1

1
1
1

http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/

10

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Подвижные, музыкально-ритмические и речевые
игры.
Теоретические сведения.
Что такое ритмический рисунок.
Упражнения ритмической гимнастики.

1

1

1

http://www.fizkult-ura.ru/

Упражнения ритмической гимнастики..

1

1

http://www.fizkult-ura.ru/

Подготовительные упражнения к танцам.
1.Вставание на полупальцы.
Подготовительные упражнения к танцам
Повторные три притопа.
Танцы.
«Полька».
Подвижные музыкально-ритмические и речевые
игры.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые
игры.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые
игры.

1

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/

http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».