аннотация Учусь создавать проект 1-4

Аннотация к программе внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»
1-4 классы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в
урочной и внеурочной деятельности.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся
через проектную деятельность.
Задачи:
1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать,
сравнивать, обобщать собранный материал.
2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их
применением в собственном исследовании.
3. Обучить основам оформления работ.
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в
исследовательской деятельности.
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию
культуры речи.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий
по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Курс включает 135
часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1 классе, по 34 занятия со 2 по 4 классы.
Содержание курса «Учусь создавать проект»
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий
учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод
проектов
всегда
предполагает
решение
какой-то
проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой –
интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии,
творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты
выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если
теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный
результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только
наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что
включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой

проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е.
заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает
какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются
интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских
методик.
Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными,
поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея
определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о
возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних
случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в
рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с
учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных
интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может
предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на
собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной
программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу,
дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то
практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем,
требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей
их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается
вполне естественная интеграция знаний.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной
деятельности школьников на результат, который получается при решении практической
или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает
замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная,
спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников
определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология
организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность
исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути,
направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным
условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений
о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации
проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода
проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ
структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от
структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность
оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности,
оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной
работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные
вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические
возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо
научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы;
принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Особенности учебных проектов младших школьников.
Всё вышеизложенное справедливо по отношению к учащимся начальных классов.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной
деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в
проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем
школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и
отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается
как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность
между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и
значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых
результатов в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать
возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов
или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для
проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая
младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых
проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их
представления о таких проблемах, скорее всего, мало дифференцированы и одноплановы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения
школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов
учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может
быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных
занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по
овладению приёмами проектирования как обще учебными умениями. Например, можно
задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого
проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете
приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие
умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного
приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте.
От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать»
ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Например, «Все ли вы
знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К
каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники,
художественная литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками
экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют
интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен
детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении
таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи
народов нашей страны».
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной
деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь
учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь
ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта –
завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими
работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий,
которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить
небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи
потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили,
почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить
стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении
проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной
школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не
следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше
выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в
«какой-либо» номинации.
Например,
могут
быть
следующие
номинации:
«Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект»,

«Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему
классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в
музей, на экскурсию и т.п.
Этапы проектов и их характеристики.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся
деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
I этап – подготовительный.
На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание
конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить
результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли.
Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета,
способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.
II этап – практический.
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисковоисследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются
замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все
учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют
дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку
проекта. Одной из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся толькотолько приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще
не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.
III этап – презентация результатов. Планирование публичного выступления.
IV этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности, анализ результатов и
качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка
продукта. Способы преодоления трудностей. Подведение итогов работы проектной
группы (пожелания, замечания, планирование).
В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе
выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их
тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных
тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие
задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Рекомендуемая модель занятия
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются
рубрики:

следующие

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о
сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и
интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют

ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят
с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети
пытаются внести в него свои размышления, а
часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у
ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,
которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки
автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление
и любознательность, память и способность к восприятию.
Все занятия проходят в формах игровой учебной деятельности, которые во многом
способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и
обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».