РП родная русская литература 10-11 ФОП

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
начальных классов и филологии
МКОУ «Александровская СОШ»
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
Матюхова А.В. ____________

СОГЛАСОВАНО
Заседание методсовета
МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «29» августа 2023г.
Зам директора по УР
Астапова И.Л._____________

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 53
от «30» августа 2023г.
Директор МКОУ
«Александровская СОШ»
МО «Братский район»
Астапова Л.Н. _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родная (русская) литература»
(базовый уровень)
для учащихся 10 – 11 классов
срок реализации 2 года
Предметная область: «Русский язык и литература»

Разработала:
Терен Т.И., учитель русского языка и
литературы, первой квалификационной
категории
Астапова И.Л., учитель русского языка и
литературы, первой квалификационной
категории
Лыткина Е.С. учитель русского языка и
литературы, первой квалификационной
категории

с. Александровка, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «Родная
литература (русская)» составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3
августа 2018 г. № 317-ФЗ „О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации“» на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном стандарте среднего общего образования, а также
Примерной рабочей программы воспитания дляобщеобразовательных организаций.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания курса родного русского языка в средней общеобразовательной школе.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и
духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания.
Являясь частью предметной области «Родной язык и родная литература», учебный
предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом
«Родной язык (русский)» и способствует обогащению речи школьников, развитию их
речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Учебный предмет
«Родная литература (русская)» также непосредственно связан с предметом «Литература»
из предметной области
«Русский язык и литература», наряду с которым вносит свой вклад в формирование у
обучающихся культуры восприятия и понимания литературных текстов, освоение ими
современных читательских практик.
Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические
особенности, отличающие его от учебного предмета
«Литература» и обусловленные:
- отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено
их национально-культурное своеобразие и связанная с этим проблематика (человек в
круговороте истории России, загадочная русская душа, духовные основы русской
культуры, человек в поисках счастья);
- построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими блоками;
- более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания
изучаемых литературных произведений, расширенным историко- культурным
комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» не повторяет содержание курса
«Литература», а дополняет его, удовлетворяя потребности обучающихся 10—11 классов в
изучении родной русской литературы как особого, эстетического средства познания
русской национальной культуры и самореализации в ней. В курс родной русской
литературы включены значительные произведения русской классики и современной
литературы, наиболее ярко воплотившие национальные особенности русской литературы
и культуры. В рабочей программе учебного предмета «Родная литература (русская)» для
среднего общего образования прослеживается преемственность как с курсом «Родная
литература (русская)» для основного общего образования (в области концептуальных
основ, целей и задач, принципа отбора произведений), так и с курсом «Литература»
предметной области

«Русский язык и литература» в 10—11 классах (по целям и задачам литературного
образования в целом, осмыслению поставленных в литературе проблем, пониманию
коммуникативно-эстетических возможностей языка литературных произведений, основам
литературоведения и др.).
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для среднего
общего образования строится на сочетании проблемно- тематического, историколитературного и хронологического принципов. Содержание программы для каждого
класса включает произведения русской классики и современной литературы, которые
актуализируют вечные проблемы и ценности в контексте этнокультурных традиций
русского народа. В программе курса родной русской литературы для 10 класса
выделяются три содержательные линии, представляющие собой проблемно- тематические
блоки, внутри которых содержание структурировано на основе историко-литературного и
хронологического принципов:
— «Времена не выбирают»;
— «Тайны русской души»;
— «В поисках счастья».
Программа курса родной русской литературы для 11 класса также включает три
содержательные линии, в которых прослеживается продолжение заявленных в
предыдущем классе тем и проблем:
— «Человек в круговороте истории»;
— «Загадочная русская душа»;
— «Существует ли формула счастья?».
В тематические блоки программы включены литературные произведения с ярко
выраженными национально-специфическими явлениями,
образами и мотивами,
отражёнными средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра.
Это позволяет прослеживать связи между ними (диалогискусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
Целями изучения родной литературы (русской) по программам среднего общего
образования являются:
формирование представлений о роли и значении родной литературы в жизни
человека
и общества,
в осознании
ценностного
отношения к литературе как
неотъемлемой части русской культуры;
включение старшеклассников в культурно-языковое поле родной литературы и
культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской литературе как
носителям культуры своего народа;
формирование представлений о тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности;
расширение представлений о родной русской литературе как художественном
отражении традиционных духовно-нравственных российских и национально-культурных
ценностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» ВУЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования учебный предмет «Родная литература (русская)» входит в
предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для

изучения.
На изучение предмета «Родной язык (русский)» в 10—11 классах на базовом уровне
отводится 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в
неделю).
Учебный предмет «Родная литература (русская)» не ущемляет права обучающихся,
изучающих иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на
изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса «Литература».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

10 КЛАСС
Раздел 1. ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ
Враг этот был — крепостное право Рассказы и повести (два произведения по выбору).
Например: А. И. Герцен «Сорока-воровка» (в сокращении), Л. Н. Толстой «Утро
помещика» (фрагменты), «Поликушка» (фрагменты), Н. С. Лесков «Житие одной
бабы» (фрагменты) и др. Хождение в народ В. Г. Короленко. Рассказы и фрагменты
романа (одно произведение по выбору). Например: «Чудная», «Девку привезли» (глава из
романа «История моего современника») и др. Время — это испытанье Стихотворения
(одно по выбору). Например: А. С. Кушнер. «Времена не выбирают…», В. С.
Высоцкий «Оплавляются свечи…», А. А. Вознесенский «Живите не в пространстве, а
во времени…» и др.
Раздел 2. ТАЙНЫ РУССКОЙ ДУШИ
Русский Гамлет. И. С. Тургенев. Рассказы и повести (одно произведение по
выбору). Например: «Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека» и др. Не
стоит земля без праведника Н. С. Лесков. Рассказы (один по выбору). Например:
«Кадетский монастырь», «Пигмей»,
«Инженеры-бессребреники» и др. (из цикла «Праведники»). Любовью всё спасается
Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например: Ф. М. Достоевский
«Столетняя», «Кроткая» (из «Дневника писателя»), А. П. Чехов «Душечка», «Дуэль»,
«Верочка» и др.
Раздел 3. В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ
Не накажи меня подобным счастьем. Повести и романы (одно произведение по
выбору). Например: Н. Г. Помяловский «Мещанское счастье» (фрагменты), И. Н.
Потапенко «Не герой» (фрагменты) и др. И безумно, мучительно хочется счастья С. Я.
Надсон. Стихотворения (одно по выбору). Например: «Я вчера ещё рад был отречься от
счастья…», «Я долго счастья ждал…», «Любовь — обман, и жизнь — мгновенье…» и
др. Главное — перевернуть жизнь А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например:
«Невеста», «О любви» и др. На свете счастье есть Рассказы и повести (три
произведения по выбору). Например: А. Я. Яшин «Первый гонорар», «Угощаю рябиной»;
Ю. В. Буйда «О реках, деревьях и звёздах»,
«Свинцовая Анна»; Г. И. Полонский «Доживём до понедельника» и др.

11 КЛАСС
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В КРУГОВОРОТЕ ИСТОРИИ
На далёкой Гражданской Стихотворения (три по выбору). Например: М. И.
Цветаева «Ox, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..», «Юнкерам, убитым
в
Нижнем»;
Н. Н. Асеев
«Марш
Будённого»,
«Кумач»; М. А. Волошин
«Гражданская война», «Бойня» и др. Жить вне России Рассказы (один по выбору).
Например: В. В. Набоков «Бритва»; И. С. Шмелёв
«Russie» (из цикла «Рассказы о России зарубежной»), очерк «Душа Родины» и др. Лагерь
— отрицательная школа В. Т. Шаламов. Рассказы (один по выбору). Например:
«Дождь», «Посылка», «Хлеб» и др. Я не участвую в войне — она участвует во мне
А. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например: «Взыскание погибших»,
«Одухотворённые люди» и др. Стихотворения (два по выбору). Например: Ю. П.
Кузнецов «Возвращение» («Шёл отец, шёл отец невредим…»), «Память» («Снова память
тащит санки по двору…»); Ю. Д. Левитанский «Ну что с
того, что я
там
был…»,
«Послание юным друзьям» («Я, побывавший там, где вы не бывали…») и др. Россия —
это совесть И. Грекова. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например:
«Скрипка Ротшильда», «Перелом» (фрагменты) и др.
Раздел 2. ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША
Любовь и милосердие. Рассказы и повести (два произведения по выбору).
Например: В. В. Вересаев «Марья Петровна», Б. А. Пильняк
«Первый день весны», Н. А. Тэффи «Дэзи», К. М. Симонов «Малышка» и др. Бывает всё
на свете хорошо А. Г. Битов. Рассказы (один по выбору). Например: «Солнце», «Большой
шар», «Автобус», «Пятница, вечер» и др. (из цикла «Аптекарский остров»). Дорогие мои
старики Б. П. Екимов. Рассказы (один по выбору). Например: «Родня», «Старые люди»,
«Родительская суббота», «Старый да малый» и др. Бессмертно всё А. А. Тарковский.
Стихотворения (два по выбору). Например: «Вот и лето прошло…», «Жизнь, жизнь»
(«Предчувствиям не верю, и примет…»), «Первые свидания» и др.
Раздел 3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ?
И надо спешить жить. Стихотворения (одно по выбору). Например: М. А.
Светлов «Гренада», «Каховка», «Моя поэзия»; В. В. Маяковский
«Домой!» и др. В чём заключается счастье? М. М. Зощенко. Рассказы (один по выбору).
Например: «Счастье», «Семейное счастье» и др. Если б я мог вернуть рассвет! В. О.
Богомолов. Рассказы (один по выбору). Например:
«Первая любовь», «Сердца моего боль» и др. А счастье всюду Рассказы (два по выбору).
Например: В. М. Сотников «Совпадение», В. С. Токарева
«Самый счастливый день», «Золотой ключик»; Т. Е. Веденская «Сияющие аметисты» и
др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОМУ
ЯЗЫКУ (РУССКОМУ) НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по
родной литературе (русской) достигаются в единстве учебной и
воспитательной
деятельности
организации
в соответствии с традиционными
российскими
социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающейсреде.
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы по родной
литературе (русской) для среднего общего образования должны отражать готовность и
способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского
воспитания:
сформированность
гражданской
позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание
своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических,
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях; готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам; готовность вести совместную деятельность, в том числе в
рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение
взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
Патриотического воспитания: сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений родной
литературы (русской) и литератур народов России; ценностное отношение к
государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде, отражённым в художественных произведениях; идейная убеждённость, готовность к
служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные
на примерах из русской литературы.
Духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского
народа, отражённых в произведениях родной литературы (русской) и литератур народов
России; сформированность нравственного сознания,
этического
поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности, в том числе и при анализе литературного
произведения; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного

принятия ценностей семейной жизни, в
соответствии с традициями народов
России, в том числе отражёнными в литературных произведениях.
Эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество русского и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе
художественной литературы; убеждённость в значимости для личности и общества
отечественного искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том
числе русского фольклора; готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родной (русской)литературе.
Физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом
совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью; активное
неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью, в том числе при оценке поведения и поступков литературных героев; трудового
воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе
воспитанные на положительных примерах из художественной литературы; готовность к
активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе
литературного образования; интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы, в том числе ориентируясь на профессиональный выбор и поступки
литературных героев; готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни.
Экологического воспитания: сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, в том числе
на основе осмысления идейно- тематического содержания родной литературы (русской) и
литератур народов России; планирование и осуществление действий в окружающей среде
на основе знания целей устойчивого развития человечества, в том числе на основе
осмысления идейно-тематического содержания произведений родной литературы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе на основе
интерпретации литературных произведений; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение
опыта деятельности
экологической
направленности,
представленной в
произведениях родной литературы (русской).
Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур и литератур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения; осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на литературные
темы, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов
освоения обучающимися программы среднего общего образования, включая программу по
родной литературе (русской), у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать
своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной

сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение
принимать ответственность за
своё
поведение,
способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней
мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии,
включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных
навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы среднего общего
образования по родной литературе (русской) должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые
логические
действия:
самостоятельно
формулировать и
актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её
всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и
обобщения литературных фактов; определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, в том числе при изучении литературных произведений; разрабатывать план
решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных
и нематериальных
ресурсов;
вносить
коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по родной (русской) литературе; развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный
читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной деятельности на основе материала по родной литературе
(русской), навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания; владеть видами деятельности по получению нового знания по родной
литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; владеть
принципами научного типа мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами современного литературоведения; ставить и
формулировать
собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного
читательского опыта; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу
при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку
новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
осуществлять целенаправленный
поиск
переноса
средств
и способов
действия в профессиональную среду; уметь переносить знания, в том числе полученные в
результате
изучения
произведений
родной
литературы
(русской), в
познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания

из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы
и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при освоении
программы курса родной литературы (русской); создавать тексты в различных форматах и
жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации; оценивать достоверность, легитимность литературной и другой
информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать
средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на
уроке родной литературы (русской) и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на
примеры из литературных произведений; владеть различными способами общения и
взаимодействия в парной и групповой работе на уроках родной литературы (русской);
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и
логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в процессе анализа
литературного произведения;
2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по родной литературе
(русской); выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы
на уроках и во внеурочной деятельности по предмету
«Родная литература (русская)»; оценивать качество своего вклада и каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, в
том числе литературные, оценивать
идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, включая освоение программы курса родной литературы (русской), и в
жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым в художественном
произведении; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
опорой на читательский опыт; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по родной
(русской) литературе; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, в том числе при изучении родной (русской) литературы,

постоянно повышать свой образовательный, культурный уровень;
2) самоконтроль: давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками
познавательной
рефлексии
как
осознания
совершаемых
действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений курса родной (русской) литературы; уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности, в том числе на занятиях по учебному предмету «Родная
литература (русская)»; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои
недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения
литературных героев и проблем, поставленных в произведениях родной (русской)
литературы; признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на
литературные темы; развивать способность понимать мир с позиции другого человека,
используя знания по учебному предмету «Родная литература (русская)».

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
1)
Осознавать
причастность
к
отечественным
традициям, к
исторической преемственности поколений на основе установления связей литературы с
фактами
социальной
жизни,
идеологическими
течениями и особенностями
культурного развития страны в конкретную историческую эпоху;
2)
понимать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений родной
(русской) литературы второй половины XIX — XXI в. собственным интеллектуальнонравственным ростом;
3)
иметь устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и
других культур, проявлять уважительное отношение к ним; владеть умением внимательно
читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
4)
знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений родной
литературы (русской) второй половины XIX — XXI в. в аспекте проблемно-тематических
блоков «Времена не выбирают», «Тайны русской души», «В поисках счастья»;
5)
владеть умением определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь
литературных произведений со временем написания, с
современностью
и традицией;
раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных
произведений;
6)
владеть умениями осмысливать художественную картину жизни, созданную
автором в литературном произведении; выявлять в произведениях художественной
литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё читательское отношение к
ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
участвовать в дискуссии на литературные темы;
7)
владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений
в единстве формы и содержания с использованием теоретико- литературных терминов и
понятий, изученных в курсе литературы, выявлять их роль в произведении; уметь
применять их в речевой практике;
8)
владеть умением сопоставлять произведения родной литературы (русской) с
их художественными интерпретациями в других видах искусств (живопись, театр, кино,
музыка и др.);
9)
владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования,
прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений
различных жанров (объём не менее
250 слов); умением редактировать и совершенствовать собственные письменные
высказывания;
10)
осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, в
том числе с разными информационными источниками, с использованием
медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем.

11 КЛАСС
1) Осознавать причастность к отечественным традициям; уметь соотносить
произведения родной (русской) литературы XX — начала XXI в. с фактами общественной
жизни и культуры; раскрывать роль литературы как неотъемлемой части культуры в
духовном и культурном развитии общества;
2) осознавать взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений родной
литературы (русской) и собственного интеллектуально-нравственного роста;
4)
знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений родной
литературы (русской) ХХ — начала XXI в. в аспекте проблемно- тематических блоков
«Человек в круговороте истории»;
5) владеть умением определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь
литературных произведений со временем написания, с современностью и традицией;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных
произведений; выявлять
«сквозные темы» и ключевые проблемы родной литературы (русской);
6) выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи,
проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях; свободно владеть устной и письменной речью; участвовать в
дискуссии на литературные темы;
7) владеть умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных
терминов и понятий, изученных в курсе литературы;
8) владеть умением самостоятельно сопоставлять произведения родной литературы
(русской) с их художественными интерпретациями в других видах искусств (живопись,
театр, кино, музыка и др.);
9) осознавать литературное произведение как явление словесного искусства, язык
художественной литературы в его эстетической функции, определять изобразительновыразительные средства русского языка и комментировать их роль в художественных
текстах;
10) владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного
в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций,
отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров
(объём не менее
250 слов); умением редактировать и совершенствовать собственные письменные
высказывания;
11) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность,
работая с разными информационными источниками, в том числе с использованием
медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Электрон
ные
Контроль Практически
(цифровы
ные
еработы
е)
работы
образоват
ельные
ресурсы

Наименование разделов и тем
Всего
программы

Раздел 1. Времена не выбирают

1.2

Враг этот был — крепостное
право
Хождение в народ

5

1.3

Время — это испытанье

1

1.4

Проверочная работа №1

2

1.1

Итого по разделу
Раздел 2. Тайны русской души

5

13

2.1

Русский Гамлет

2

2.2

Не стоит земля без праведника

2

2.3

Любовью всё спасается

5

2.4

Проверочная работа №2

2

Итого по разделу
Раздел 3. В поисках счастья

11

1

3.3

Не накажи меня подобным
счастьем
И безумно, мучительно хочется
счастья
Главное — перевернуть жизнь

3.4

На свете счастье есть

3

Проверочная работа №3

2

3.1
3.2

Итого по разделу

1

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

2

2

10

Итоговый контроль

3

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

11 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и
тем программы

Всего

Контр
ольны
е
работ
ы

Практиче
ские
работы

Электронн
ые
(цифровы
образовате
льные
ресурс

Раздел 1. Человек в круговороте истории
1.1

На далёкой Гражданской

3

1.2

Жить вне России

2

1.3

1

1.5

Лагерь — отрицательная
школа
Я не участвую в войне — она
участвует во мне
Россия — это совесть

2

1.6

Проверочная работа

2

Итого по разделу
Раздел 2. Загадочная русская душа

13

2.1

Любовь и милосердие

4

2.2

Бывает всё на свете хорошо

2

2.3

Дорогие мои старики

1

2.4

Бессмертно всё

2

2.5

Проверочная работа

2

1.4

3

2

2

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

Итого по разделу
11
Раздел 3. Существует ли формула счастья?
3.1

И надо спешить жить

1

3.2

В чём заключается счастье?

2

3.3

Если б я мог вернуть рассвет!

2

3.4

А счастье всюду

3

3.5

Проверочная работа № 3

2

Итого по разделу
Итоговый контроль

10
3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

1

Электро
Практичес нные
цифровы
кие
е
работы
образова
тельные
ресурсы
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК

Всего

1

Враг этот был — крепостное право

1

2

А. И. Герцен «Сорока-воровка»

1

3
4
5
6
7

Л. Н. Толстой «Утро помещика»
фрагменты
Л.Н. Толстой «Поликушка»(фрагменты)
Н. С. Лесков «Житие одной бабы»
(фрагменты)
Жизненный и творческий путь В.Г.
Короленко.
В. Г. Короленко. Рассказ «Чудная»

1
1

Своеобразие реализма В.Г. Короленко в
рассказе «Чудная»

1

9

Сюжет и композиция произведения

1

10

Герои произведения «Чудная»

1

А. С. Кушнер «Времена невыбирают…»

1

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК

1

12

Проверочная работа № 1

1

13

Анализ проверочной работы.

1

14

Жизнь и творчество И.С. Тургенева

1

15
16
17
18
19
20

И. С. Тургенев. «Гамлет Щигровского
уезда»
Н. С. Лесков. Рассказ «Кадетский
монастырь»
Идейно-художественное содержание
произведения «Кадетский монастырь»
Любовью всё спасается. Ф. М.
Достоевский «Столетняя»
Идейно-художественное содержание
произведения Ф. М. Достоевского
«Столетняя»
А. П. Чехов «Душечка»

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

1

8

11

Конт
роль
ные
работ
ы

1
1

1

1

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

21

Особенности сюжета и композиции
произведения А. П. Чехова «Душечка»

23

Образы героев произведения А. П.
Чехова «Душечка»
Проверочная работа № 2

24

Анализ проверочной работы.

22

25
26
27
28
29
30

Н. Г. Помяловский «Мещанскоесчастье»
(фрагменты)
И. Н. Потапенко «Не герой»
(фрагменты)
С. Я. Надсон. Стихотворение «Я вчера
ещё рад был отречься от счастья…»
А. П. Чехов. Рассказ «Невеста».
История создания
А. П. Чехов. Рассказ «Невеста». Сюжет и
композиция
А. Я. Яшин «Первый гонорар»

33

Ю. В. Буйда «О реках, деревьях и
звёздах»
Г. И. Полонский «Доживём до
понедельника»
Проверочная работа № 3

34

Анализ проверочной работы.

31
32

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК

1

1

1

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

1
1
1
1
1
1

1

1
34

3

11 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

М. И. Цветаева «Ox, грибок ты мой,
грибочек, белый груздь!..»

1

2

Н. Н. Асеев «Марш Будённого»

1

3
4

5
6
7
8
9
10

М. А. Волошин «Гражданская
война»
В. В. Набоков «Бритва». Идейноэмоциональное содержание
произведения
В. В. Набоков «Бритва»: сюжети
герои произведения
В. Т. Шаламов. Рассказ «Дождь»
А. Платонов. Рассказ «Взыскание
погибших»
Ю. П. Кузнецов. Стихотворение
«Возвращение»
Ю. Д. Левитанский. Стихотворение «Ну
что с того, что я там был…»
И. Грекова. «Скрипка Ротшильда»

1

1

Библиотека
ЦОК

1

1
1
1
1

12
13

Анализ проверочной работы.

1

14

1

18

В. В. Вересаев «Марья Петровна».
Тема, идея произведения
В. В. Вересаев «Марья Петровна».
Образ героини
Б. А. Пильняк «Первый день весны».
Тема, идея произведения
Б. А. Пильняк «Первый день весны».
Анализ произведения
А. Г. Битов. Рассказ «Солнце»

19

А. Г. Битов. Рассказ «Большой шар»

1

20

Б. П. Екимов. Рассказ «Родня»

1

21

А. А. Тарковский. Стихотворение «Вот
и лето прошло…»
А. А. Тарковский. Стихотворение

1

16
17

22

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

1

1

15

Прак
тичес
кие
рабо
ты

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

Сюжет произведения И. Грекова
«Скрипка Ротшильда»
Проверочная работа № 1

11

Контр
ольны
е
работ
ы

Электронн
ые
цифровые
образовате
льные
ресурсы
Библиотека
ЦОК

1

1
1
1
1

1

1

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека

23

«Жизнь, жизнь»
Проверочная работа № 1

1

24

Анализ проверочной работы.

1

25

М. А. Светлов. Песня о Каховке

1

26

М. М. Зощенко. Рассказ «Счастье»

1

27
28
29
30
31
32

М. М. Зощенко. Рассказ «Счастье».
Анализ произведения
В. О. Богомолов. Рассказ «Первая
любовь»
В. О. Богомолов. Рассказ «Первая
любовь». Анализ произведения
В. М. Сотников «Совпадение»

1

В. С. Токарева «Самый счастливый
день»
Т. Е. Веденская «Сияющие аметисты»

1

1
1

Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

1

33

Проверочная работа № 3

1

34

Анализ проверочной работы.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК

34

1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».