Учусь создавать проект 1-4 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
начальных классов и филологии
МКОУ «Александровская СОШ»
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
Матюхова А.В. ____________

СОГЛАСОВАНО
Заседание методсовета
МКОУ
«Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «29» августа 2023г.
Зам директора по УР
Астапова И.Л._____________

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 53
от «30» августа 2023г.
Директор
МКОУ
«Александровская СОШ»
МО «Братский район»
Астапова Л.Н. _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учусь создавать проект»
(базовый уровень)
для учащихся 1-4 класса
срок реализации 4 года
Предметная область: «технология»

Разработала:
Астапова И.Л., учитель начальных классов,
первой квалификационной категории;
Кривенко Г.В., учитель начальных классов,
первой квалификационной категории;
Матюхова А.В., учитель начальных классов,
без категории.

с. Александровка, 2023 г.
1

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в
урочной и внеурочной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как
одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего
образования. Современные развивающие программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться
самостоятельно, добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения
в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся
через проектную деятельность.
Задачи:
1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать,
сравнивать, обобщать собранный материал.
2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их
применением в собственном исследовании.
3. Обучить основам оформления работ.
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в
исследовательской деятельности.
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию
культуры речи.

2

Место предмета в учебном плане.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий
по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Курс включает 135
часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1 классе, по 34 занятия со 2 по 4 классы.
Особенности курса «Учусь создавать проект»
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий
учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод
проектов
всегда
предполагает
решение
какой-то
проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой –
интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии,
творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты
выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если
теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный
результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только
наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что
включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой
проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е.
заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает
какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются
интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских
методик.
Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными,
поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея
определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о
возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних
случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в
рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с
учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных
интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может
предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на
собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной
программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу,
дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то
практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем,
требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей
их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается
вполне естественная интеграция знаний.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной
деятельности школьников на результат, который получается при решении практической
или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает
замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная,
спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников
3

определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология
организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность
исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути,
направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным
условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений
о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации
проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода
проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ
структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от
структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность
оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности,
оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной
работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные
вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические
возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо
научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы;
принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Особенности учебных проектов младших школьников.
Всё вышеизложенное справедливо по отношению к учащимся начальных классов.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной
деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в
проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем
школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и
отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается
как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность
между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и
значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых
результатов в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать
возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов
или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для
проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая
младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых
проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их
представления о таких проблемах, скорее всего, мало дифференцированы и одноплановы.

4

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения
школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов
учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может
быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных
занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по
овладению приёмами проектирования как обще учебными умениями. Например, можно
задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого
проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете
приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие
умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного
приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте.
От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать»
ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Например, «Все ли вы
знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К
каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники,
художественная литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками
экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют
интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен
детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении
таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи
народов нашей страны».
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной
деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь
учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь
ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта –
завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими
работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий,
которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить
небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи
потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили,
почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить
стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении
проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной
школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не
следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше
выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в
«какой-либо» номинации.
Например,
могут
быть
следующие
номинации:
«Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект»,
«Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему
классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в
музей, на экскурсию и т.п.
Этапы проектов и их характеристики.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся
деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
5

I этап – подготовительный.
На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание
конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить
результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли.
Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета,
способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.
II этап – практический.
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисковоисследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются
замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все
учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют
дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку
проекта. Одной из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся толькотолько приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще
не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.
III этап – презентация результатов. Планирование публичного выступления.
IV этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности, анализ результатов и
качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка
продукта. Способы преодоления трудностей. Подведение итогов работы проектной
группы (пожелания, замечания, планирование).
В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе
выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их
тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных
тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие
задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Рекомендуемая модель занятия
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие
рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о
сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и
интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют
ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят
с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети
пытаются внести в него свои размышления, а
часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у
ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,
которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки
автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление
и любознательность, память и способность к восприятию.
Все занятия проходят в формах игровой учебной деятельности, которые во многом
способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и
обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной деятельности.
Организационные формы, применяемые на занятиях:
- групповые;
- коллективные;
- индивидуальные;
- самостоятельное выполнение занятий.
Формы проведения занятий:
6

-

игры;
кроссворды;
презентации;
конкурсы проектной и исследовательской деятельности;
интервью;
знакомство с интересными людьми.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и
оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектноисследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного
понимания
причин
успешности
проектно-исследовательской
деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета
позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
7

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе
и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
8

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии
погружения учащихся при условии погружения учащихся в атмосферу творческого
поиска исследовательской деятельности. Только когда детям интересно, когда они
заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание
условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармоничного
сочетания индивидуализации освоения знаний и коллективных форм их применения даёт
проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно–
воспитательного процесса, направленного на развитие учащихся и их самореализацию в
деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить
объяснение своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а
затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения
эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника.
Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности,
формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и
способствует социализации обучающихся, что, в конечном счёте, и является одной из
целей учебно- воспитательного процесса
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
 видеть проблемы;
 ставить вопросы;
 выдвигать гипотезы;
 давать определение понятиям;
 классифицировать;
 наблюдать;
 проводить эксперименты;
 делать умозаключения и выводы;
 структурировать материал;
 готовить тексты собственных докладов;
 объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
 Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
 Целеполагать (ставить и удерживать цели);
 Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
 Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
 Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
9

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать: основы проведения исследовательской работы; что такое
мини – проект и творческий проект; методы исследования: наблюдение, опыт; способы
поиска необходимой для исследования информации; правила сотрудничества в процессе
исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила
успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: определять круг вопросов и проблем при выполнении
исследовательской
работы; подбирать
материал,
необходимый
для
исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности
других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам
и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою
роль в коллективной работе.
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской
работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы
исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта
исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила
успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования
; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать
собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при
выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного
исследования; собирать
и
перерабатывать
материал,
необходимый
для
исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу,
участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные
источники информации.
Ожидаемый результат освоения программы 3 класса:
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской
работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный
проект; методы
исследования:
эксперимент,
анкетирование,
моделирование
интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое социальный проект и его
значимость для жизни окружающих; способы методы, стимулирующие саморазвитие
психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе, правила
выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила
осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования;
классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать
собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при
выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного
исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером,
рулеткой; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу,
участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
Ожидаемый результат освоения программы 4 класса:
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской
работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с
компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни
окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов,
обеспечивающие ощущение успешности в работе.
10

Обучающийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи
исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении
исследовательской
работы,
составлять
план
действий
совместного
исследования; собирать
и
перерабатывать
материал,
необходимый
для
исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором,
секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего
изучения
объекта; осуществлять
сотрудничество
со
взрослыми
и
одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной
оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.
Способы проверки результатов освоения программы:
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; мини –
конференции по защите исследовательских проектов, школьная научно-практическая
конференция (4 кл.).
Поурочное планирование 1 класс
№
Наименование разделов
К
п/п программы
–
во
ча
с
1
Кто я? Моя семья.
1
2
Чем я люблю заниматься
1
Хобби.
3
О чем я больше всего хочу
1
рассказать. Выбор темы
твоего проекта.
4
Как собирать материал.
1
Твои помощники. Этап
5
Повторение. Давай
1
вспомним.
6
Проблема.
1
7
Проблема. Решение
1
проблемы.
8
Гипотеза. Предположение.
1
Играем в предположения.
9
Цель проекта.
1
10
Задача проекта.
1
11
Выбор нужной
1
информации.
12
Интересные люди - твои
1
помощники.
13
Продукт проекта.
1
14

15
16

Виды продукта. Макет.
Знакомство с понятием
«макет», «поделка»
Повторение пройденных
проектных понятий.
Визитка. Как правильно
составить визитку к

Форма
проведения
занятия

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Дискуссия
Беседа

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Беседа

Библиотека ЦОК

Устный
журнал
Викторина

Библиотека ЦОК

Беседа
Виртуальное
путешествие
Дискуссия

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Дискуссия
Беседа
Просмотр
фильма
Беседа

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

1

Защита
проекта
Беседа

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

11

17

18

19

20
21
22

23

24

25

26
27

28
29

30
31
32

33

проекту.
Визитка. Как правильно
составить визитку к
проекту.
Мини-сообщение.
Семиминутное
выступление.
Мини-сообщение.
Семиминутное
выступление.
Выступление перед
знакомой аудиторией.
Выступление перед
знакомой аудиторией.
Играем в ученых.
Окрашивание цветка в
разные цвета.

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Защита
проекта

Библиотека ЦОК

1

Защита
проекта

Библиотека ЦОК

1

Защита
проекта
Защита
проекта
Работа с
интерактивны
ми
карточками
Просмотр
видеофильма

Библиотека ЦОК

1

Устный
журнал

Библиотека ЦОК

1

Устный
журнал

Библиотека ЦОК

1

Устный
журнал
Просмотр
видеофильма

Библиотека ЦОК

Групповое
обсуждение
Беседа

Библиотека ЦОК

Работа с
видеорядом
Групповое
обсуждение
Устный
журнал

Библиотека ЦОК

Беседа

Библиотека ЦОК

1
1

Играем в ученых.
Окрашивание цветка в
разные цвета.
Подготовка ответов на
предполагаемые вопросы
«из зала» по теме проекта.
Пробные выступления
перед незнакомой
аудиторией.
Повторение. Давай
вспомним.
Играем в ученых.
«Мобильные телефоны».
Это интересно.
Играем в ученых. Поилка
для цветов.
Играем в ученых.
Получение электричества с
помощью волос. Это
интересно.
Тест «Чему я научился?»

1

Памятка для учащегосяпроектанта.
Твои впечатления от
работы над проектом.
Пожелание будущим
проектанта. Твои советы
им.
Советы на лето от Мудрого
Дельфина.
Итого

1

1

1
1

1

1

1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

33
12

Поурочное планирование 2 класс
№
Наименование разделов
К
п/п программы
–
во
ча
с
1
Круг твоих интересов.
1
Хобби. Увлечения.
2
Выбор темы твоего проекта. 1
Ты – проектант. Твоё
знакомство с понятиями
«словарь», «проект»,
«тема».
3
Знакомство с понятиями
1
«формулировка». Работа со
словарями.
4
Выбор помощников в
1
работе над проектом.
5
Этапы работы над
1
проектом. Ваше знакомство
с понятием «этап».
6
Актуальность темы
1
проекта. Твое знакомство с
понятием «актуальность».
7
Проблема. Решение
1
проблемы.
8
Выработка гипотезы1
предположения. Твоё
знакомство с понятиями
«выработка», «гипотеза»,
«предположение».
9
Цель проекта
1
10
Задачи проекта
1
11
Сбор информации для
1
проекта
12
Знакомство с интересными 1
людьми. Интервью.
13
Обработка информации.
1
Отбор значимой
информации.
14
Создание продукта проекта. 1
Твоё знакомство с
понятиями «макет»,
«поделка»
15
Играем в ученых. Это
1
интересно
16
Тест «Чему ты научился?»
1
17

Отбор информации для
семиминутного
выступления. (Мини-

1

Форма
проведения
занятия

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Дискуссия

Библиотека ЦОК

Беседа

Библиотека ЦОК

Беседа

Библиотека ЦОК

Устный
журнал
Беседа

Библиотека ЦОК

Беседа

Библиотека ЦОК

Виртуальное
путешествие
Дискуссия

Библиотека ЦОК

Дискуссия
Беседа
Практическая
работа
Беседа

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Практическая Библиотека ЦОК
работа
Беседа

Библиотека ЦОК

Практическая
работа
Практическая
работа

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

13

18

19

20

21

22

23

24

25
26
27
28

29
30
31
32
33

34

сообщение)
Творческая работа.
Презентация. Твоё
знакомство с понятием
«презентация».
Знаком ли ты с
компьютером? Программа
MPP-Microsoft Power Point.
Значимость компьютера в
создании проектов.
Первые шаги составления
презентации на
компьютере.
Совмещение текста
выступления с показом
презентации.
Пробное выступление перед
знакомой и незнакомой
аудиторией
Пробное выступление перед
знакомой и незнакомой
аудиторией
«Добрые советы
проектанту от Мудрого
Дельфина»
Изготовление визитки.

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Защита
проекта

Библиотека ЦОК

1

Защита
проекта

Библиотека ЦОК

1

Защита
проекта

Библиотека ЦОК

1

Просмотр
видеофильма

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа
Устный
журнал
Устный
журнал
Просмотр
видеофильма

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

1

Групповое
обсуждение
Защита
проекта
Беседа

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Беседа

Библиотека ЦОК

Самоанализ. Работа над
понятием «Самоанализ»
Играем в ученых. Это
интересно
Различные конкурсы
проектноисследовательской
деятельности.
Памятка жюри конкурсов

1

Пробное выступление перед
незнакомой аудиторией
Играем в ученых. Это
интересно
Играем в ученых. Это
интересно
Благодарственные рисункиотклики помощникам твоим
проектам.
Советы на лето от Мудрого
Дельфина
Итого

1

1
1

1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

34

14

Поурочное планирование 3 класс
№
Наименование разделов
К–
п/п программы
во
час
1
Круг твоих интересов.
1
Хобби. Увлечения. Этапы
работы над проектом
2
Выбор темы твоего
1
проекта. Подбор материала
для проекта. Проблема.
Решение проблемы
3
Выбор темы твоего
1
исследования.
Предположение. Гипотеза.
Решение задачи
4
Требования к паспорту
2
5
проекта. Составление
паспорта проекта
6
Требования к составлению
1
анкет для проекта.
Анкетирование
7
Постер. Требования к
2
8
созданию постера. Условия
размещения материала на
постере
9
Создание мини-постера.
1

Форма
проведения
занятия
Беседа

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Беседа

Библиотека ЦОК

Беседа

Библиотека ЦОК

Беседа

Библиотека ЦОК

Беседа

Библиотека ЦОК

Беседа

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

10

Создание мини-постера.

1

11

Изучение и освоение
возможностей программы
МРР. Выставка
фотографий, рисунков,
фигур, диаграмм
Программа МРР.
Анимации. Настройка
анимации
Закрепление полученных
умений, навыков в работе с
программой МРР.
Создание журнала

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Дискуссия

1

Дискуссия

Библиотека ЦОК

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК

Программа МРР. Дизайн.
Нахождение ошибок в
готовой презентации и
исправление их.
Работа с командами
«обрезка» и «границы
рисунка»
Фотографии на слайдах.

1

Творческая
работа
Практическая
работа

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Практическая

Библиотека ЦОК

12

13

14
15

16

17

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

15

18

19

20

21

22

23

24

25

26
27
28
29
30
31

32

33
34

Работа с фотографиями на
слайдах.
Фотографии на слайдах.
Работа с фотографиями на
слайдах.
Требования к
компьютерной презентации
Power Point
Закрепление полученных
умений, навыков в работе с
программой МРР.
Изучение и осваивание
возможностей программы
МРР
Составление первой
презентации по заданному
тексту.
Составление первой
презентации по заданному
тексту.
Составление первой
презентации по заданному
тексту.
Подготовка проектной
документации к
выступлению на конкурсе.
Обработка информации.
Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование.
Самоанализ. Рефлексия.
Твои впечатления от
работы над проектом
Пожелания будущим
проектантам
Пожелания будущим
проектантам
Страницы благодарности
тем, кто окружал и
поддерживал тебя в этом
году.
Страницы благодарности
тем, кто окружал и
поддерживал тебя в этом
году.
Советы на лето от Мудрого
дельфина.
Советы на лето от Мудрого
дельфина.
Всего:

работа
1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Практическое
занятие.

Библиотека ЦОК

1

Практическое
занятие.

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Дискуссия

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Защита
проекта

Библиотека ЦОК

1

Защита
проекта

Библиотека ЦОК

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

34

16

Поурочное планирование 4 класс
№
Наименование разделов
К
п/п программы
–
во
ча
с
1
Твои новые интересы и
1
увлечения.
2
Виды проектов.
1
3
Исследовательски1
творческий проект
4
Творческий проект
1
5
Ролево-игровой проект
1
6
Исследовательский проект
1
с выдвижением гипотезы и
последующей ее проверкой
7
Исследовательский проект
1
с выдвижением гипотезы и
последующей ее проверкой
8
Информационно1
исследовательский проект
9
Информационно1
исследовательский проект
10
Практико1
ориентированный проект
11
Практико1
ориентированный проект
12
Монопредметный проект
1
13
Межпредметный проект
1
14
Виды презентационных
1
проектов
15
Вид презентации проекта,
1
как отчет участников
исследовательской
экспедиции
16
Вид презентации проекта, в 1
рамках научной
конференции
17
Правильная подготовка
1
презентации к проекту
18
Работа с памяткой при
1
подготовке публичного
выступления
19
Работа с памяткой по
1
составлению списка
использованной
литературы во время
работы над проектом
20
Работа с памяткой по
1
составлению списка

Форма
проведения
занятия

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Беседа

Библиотека ЦОК

Беседа
Беседа

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Беседа
Беседа
Беседа

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Беседа

Библиотека ЦОК

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Дискуссия
Беседа
Просмотр
видеофильма
Практическая
работа

Библиотека ЦОК

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

Практическая
работа
Практическая
работа

Библиотека ЦОК

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

17

21
22

23

24
25
26

27

28
29

30

31
32
33

34

использованной
литературы во время
работы над проектом
Типичные ошибки
проектантов
Критерии итогового
оценивания проектной
деятельности учащихся
Критерии итогового
оценивания проектной
деятельности учащихся
Программа МРР.
Формирование умения
работы с диаграммой.
Программа МРР.
Формирование умения
работы с таблицей.
Практическая работа
Формирование умения
работы с таблицей.
Тестирование. Самоанализ
Использование ресурсов
Интернета при подготовке
к презентации
Программа Microsoft Office
Word. Формирование
навыков работы с текстом и
по настройке полей и
абзацев.
Твои впечатления от
работы над проектом.
Пожелания будущим
проектантам.
Страница благодарности
тем, кто окружал и
поддерживал тебя в этом
году.
Советы мудрого Дельфина
на лето.
Всего:

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Беседа

Библиотека ЦОК

2

Практическое
занятие.

Библиотека ЦОК

1

Практическое
занятие.

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа
Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1

Дискуссия

Библиотека ЦОК

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Дискуссия

Библиотека ЦОК

1

Беседа

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК

34

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».