РП Финансы программа 5-9

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
естественно –
математического цикла
МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «28» августа 202г.
Руководитель ШМО
Степанова Л.Н._________

СОГЛАСОВАНО
Заседание методического
совета
МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.
Зам. директора по УР
Астапова И.Л._________

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 51
от «30» августа 2023 г.
Директор МКОУ
«Александровская СОШ»
МО «Братский район»
Астапова Л.Н.__________

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для обучающихся 5-9 классов
(базовый уровень)
Срок обучения пять лет

Направление внеурочной деятельности: «Социальное»

Разработала:
Простакова Ирина Николаевна

с. Александровка, 2023 г.

Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 5-9
классов разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МКОУ
«Александровская СОШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Цели изучения курса:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых
знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка
экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения
информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области экономики семьи.
Задачи изучения курса:
• освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
• овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5–9 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 85 часов: 17 часа в 5–
9. Курс включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс
внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
• Российская гражданская идентичность. Осознание себя как члена семьи,
общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их
обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства.
• Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов. Развитие навыков сотрудничества с
взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
• Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, многообразие современного мира. Овладение начальными навыками
адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка.

2

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6
7
8
9
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1. Умение
1. Умение совместно 1. Умение
1. Умение
совместно с
в
индивидуально при
самостоятельно
педагогом и
микрогруппах/парах сопровождении
определять цели
сверстниками
при сопровождении
учителя определять
обучения, ставить и
определять цели
учителя определять
цели обучения,
формулировать новые
обучения, ставить цели обучения,
ставить и
задачи в учебе и
и формулировать ставить и
формулировать новые познавательной
новые задачи в
формулировать
задачи в учебе и
деятельности,
учебе и
новые задачи в учебе познавательной
развивать мотивы и
познавательной
и познавательной
деятельности,
интересы своей
деятельности,
деятельности,
развивать мотивы и
познавательной
развивать мотивы развивать мотивы и
интересы своей
деятельности.
и интересы своей интересы своей
познавательной
Обучающийся
познавательной
познавательной
деятельности.
сможет:
деятельности.
деятельности.
Обучающийся

анализировать
Обучающийся
Обучающийся
сможет:
существующие и
сможет:
сможет:

анализировать планировать будущие
образовательные

анализиров 
анализироват существующие и
ать
ь существующие и
планировать будущие результаты;
существующие и планировать
образовательные

идентифициро
планировать
будущие
результаты;
вать собственные
будущие
образовательные

идентифициров проблемы и
образовательные результаты;
ать собственные
определять главную
результаты;
проблему;

идентифицир проблемы и
определять главную

идентифиц овать собственные

выдвигать
ировать
проблемы и
проблему;
версии решения
собственные
определять главную 
выдвигать
проблемы,
проблемы и
проблему;
версии решения
формулировать
определять

выдвигать
проблемы,
гипотезы,
главную
версии решения
формулировать
предвосхищать
проблему;
проблемы,
гипотезы,
конечный результат;

выдвигать формулировать
предвосхищать

ставить цель
версии решения
гипотезы,
конечный результат;
деятельности на
проблемы,
предвосхищать
основе определенной

ставить цель
формулировать
конечный результат; деятельности на
проблемы и
гипотезы,

ставить цель
основе определенной
существующих
предвосхищать
деятельности на
проблемы и
возможностей;
конечный
основе определенной существующих

формулировать
результат.
проблемы и
возможностей;
учебные задачи как
существующих

формулировать шаги достижения
возможностей.
учебные задачи как
поставленной цели
шаги достижения
деятельности;
поставленной цели

обосновывать
деятельности.
целевые ориентиры и
приоритеты ссылками
на ценности, указывая
и обосновывая
3

логическую
последовательность
шагов.
2. Умение
2. Умение совместно 2. Умение
2. Умение
совместно с
в
индивидуально при
самостоятельно
педагогом и
микрогруппах/парах сопровождении
планировать пути
сверстниками
при сопровождении
учителя планировать
достижения целей, в
планировать пути учителя планировать пути достижения
том числе
достижения
пути достижения
целей, в том числе
альтернативные,
целей, в том
целей, в том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
альтернативные,
осознанно выбирать наиболее
эффективные
осознанно
наиболее
эффективные способы способы решения
выбирать
эффективные
решения учебных и
учебных и
наиболее
способы решения
познавательных задач. познавательных
эффективные
учебных и
Обучающийся
задач. Обучающийся
способы решения познавательных
сможет:
сможет:
учебных и
задач. Обучающийся 
определять

определять
познавательных
сможет:
необходимые
необходимые
задач.
действия в
действия в

определять
Обучающийся
необходимые
соответствии с
соответствии с
сможет:
действия в
учебной и
учебной и
познавательной
познавательной

определять соответствии с
необходимые
учебной и
задачей и составлять
задачей и составлять
действия в
познавательной
алгоритм их
алгоритм их
соответствии с
задачей и составлять выполнения;
выполнения;
учебной и
алгоритм их

обосновывать и 
обосновывать
познавательной
выполнения;
осуществлять выбор
и осуществлять
задачей и
выбор наиболее

обосновывать наиболее
составлять
и осуществлять
эффективных
эффективных
алгоритм их
выбор наиболее
способов решения
способов решения
выполнения;
эффективных
учебных и
учебных и
познавательных
познавательных

определять способов решения
/находить, в том
учебных и
задач;
задач;
числе из
познавательных

определять/нах 
определять/нах
предложенных
задач;
одить, в том числе из
одить, в том числе из
вариантов,
предложенных

определять/на предложенных
условия для
ходить, в том числе
вариантов, условия
вариантов, условия
выполнения
из предложенных
для выполнения
для выполнения
учебной и
вариантов, условия
учебной и
учебной и
познавательной
для выполнения
познавательной
познавательной
задачи;
учебной и
задачи;
задачи;

выстраиват познавательной

выстраивать

выстраивать
ь жизненные
задачи;
жизненные планы на
жизненные планы на
планы на
краткосрочное
краткосрочное

выстраивать
краткосрочное
жизненные планы на будущее (заявлять
будущее (заявлять
будущее
краткосрочное
целевые ориентиры,
целевые ориентиры,
(заявлять целевые будущее (заявлять
ставить адекватные
ставить адекватные
ориентиры,
целевые ориентиры, им задачи и
им задачи и
ставить
ставить адекватные
предлагать действия,
предлагать действия,
адекватные им
им задачи и
указывая и
указывая и
задачи и
предлагать
обосновывая
обосновывая
4

предлагать
действия,
указывая и
обосновывая
логическую
последовательнос
ть шагов);

выбирать
из предложенных
вариантов и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы
для решения
задачи/достижени
я цели.

действия, указывая и
обосновывая
логическую
последовательность
шагов);

выбирать из
предложенных
вариантов и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы
для решения
задачи/достижения
цели;

составлять
план решения
проблемы
(выполнения
проекта, проведения
исследования);опред
елять
потенциальные
затруднения при
решении учебной и
познавательной
задачи и находить
средства для их
устранения;

описывать
свой опыт,
оформляя его для
передачи другим
людям в виде
технологии решения
практических задач
определенного
класса.

логическую
последовательность
шагов);

выбирать из
предложенных
вариантов и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для
решения
задачи/достижения
цели;

составлять
план решения
проблемы
(выполнения проекта,
проведения
исследования);опреде
лять потенциальные
затруднения при
решении учебной и
познавательной
задачи и находить
средства для их
устранения;

описывать свой
опыт, оформляя его
для передачи другим
людям в виде
технологии решения
практических задач
определенного
класса;

планировать и
корректировать свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.

3. Умение
совместно в
группах при
сопровождении
учителя
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в

3. Умение совместно
в
микрогруппах/парах
при сопровождении
учителя соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе

3. Умение
индивидуально при
сопровождении
учителя соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе достижения
результата,
5

логическую
последовательность
шагов);

выбирать из
предложенных
вариантов и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для
решения
задачи/достижения
цели;

составлять
план решения
проблемы
(выполнения проекта,
проведения
исследования);

определять
потенциальные
затруднения при
решении учебной и
познавательной
задачи и находить
средства для их
устранения;

описывать
свой опыт, оформляя
его для передачи
другим людям в виде
технологии решения
практических задач
определенного
класса;

планировать и
корректировать свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.
3. Умение
самостоятельно
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе достижения
результата,
определять способы

процессе
достижения
результата,
определять
способы действий
в рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать
свои действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией.
Обучающийся
сможет:

определять
и
систематизироват
ь (в том числе
выбирать
приоритетные)
критерии
планируемых
результатов и
оценки своей
деятельности;

отбирать
инструменты для
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль
своей
деятельности в
рамках
предложенных
условий и
требований;

оценивать
свою
деятельность,
аргументируя
причины
достижения или
отсутствия
планируемого
результата;

находить
достаточные
средства для
выполнения

достижения
результата,
определять способы
действий в рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать свои
действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией.
Обучающийся
сможет:

определять и
систематизировать
(в том числе
выбирать
приоритетные)
критерии
планируемых
результатов и
оценки своей
деятельности;

отбирать
инструменты для
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в
рамках
предложенных
условий и
требований;

оценивать
свою деятельность,
аргументируя
причины
достижения или
отсутствия
планируемого
результата;

находить
достаточные
средства для
выполнения
учебных действий в
изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии
планируемого

определять способы
действий в рамках
предложенных
условий и требований,
корректировать свои
действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией.
Обучающийся
сможет:

определять и
систематизировать (в
том числе выбирать
приоритетные)
критерии
планируемых
результатов и оценки
своей деятельности;

отбирать
инструменты для
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в
рамках
предложенных
условий и
требований;

оценивать свою
деятельность,
аргументируя
причины достижения
или отсутствия
планируемого
результата;

находить
достаточные средства
для выполнения
учебных действий в
изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии
планируемого
результата;

работая по
своему плану,
вносить коррективы в
текущую
деятельность на
основе анализа
6

действий в рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать свои
действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией.
Обучающийся
сможет:

определять и
систематизировать (в
том числе выбирать
приоритетные)
критерии
планируемых
результатов и оценки
своей деятельности;

отбирать
инструменты для
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в
рамках
предложенных
условий и
требований;

оценивать
свою деятельность,
аргументируя
причины достижения
или отсутствия
планируемого
результата;

находить
достаточные средства
для выполнения
учебных действий в
изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии
планируемого
результата;

работая по
своему плану,
вносить коррективы в
текущую
деятельность на
основе анализа

учебных
действий в
изменяющейся
ситуации и/или
при отсутствии
планируемого
результата.

результата;

работая по
своему плану,
вносить коррективы
в текущую
деятельность на
основе анализа
изменений ситуации
для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата

устанавливать
связь между
полученными
характеристиками
продукта и
характеристиками
процесса
деятельности и по
завершении
деятельности
предлагать
изменение
характеристик
процесса для
получения
улучшенных
характеристик
продукта;

сверять свои
действия с целью и,
при необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение
4. Умение совместно
совместно в
в
группах при
микрогруппах/парах
сопровождении
при сопровождении
учителя
учителя оценивать
оценивать
правильность
правильность
выполнения учебной
выполнения
задачи, собственные
учебной задачи,
возможности ее
собственные
решения.
возможности ее
Обучающийся
решения.
сможет:
Обучающийся

определять
сможет:
критерии

определять правильности
критерии
(корректности)
правильности
выполнения учебной

изменений ситуации
для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;

устанавливать
связь между
полученными
характеристиками
продукта и
характеристиками
процесса
деятельности и по
завершении
деятельности
предлагать изменение
характеристик
процесса для
получения
улучшенных
характеристик
продукта;

сверять свои
действия с целью и,
при необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно.

изменений ситуации
для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;

устанавливать
связь между
полученными
характеристиками
продукта и
характеристиками
процесса
деятельности и по
завершении
деятельности
предлагать изменение
характеристик
процесса для
получения
улучшенных
характеристик
продукта;

сверять свои
действия с целью и,
при необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно.

4. Умение
индивидуально при
сопровождении
учителя оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.
Обучающийся
сможет:

определять
критерии
правильности
(корректности)
выполнения учебной
задачи;

4. Умение
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.
Обучающийся
сможет:

определять
критерии
правильности
(корректности)
выполнения учебной
задачи;

7

(корректности)
выполнения
учебной задачи;

анализиров
ать и
обосновывать
применение
соответствующег
о инструментария
для выполнения
учебной задачи;

свободно
пользоваться
выработанными
критериями
оценки и
самооценки,
исходя из цели и
имеющихся
средств, различая
результат и
способы
действий;

оценивать
продукт своей
деятельности по
заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в
соответствии с
целью
деятельности;

обосновыв
ать достижимость
цели выбранным
способом на
основе оценки
своих внутренних
ресурсов и
доступных
внешних
ресурсов;

фиксирова
ть и
анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.
5. Владение

задачи;

анализироват
ь и обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для
выполнения учебной
задачи;

свободно
пользоваться
выработанными
критериями оценки и
самооценки, исходя
из цели и
имеющихся средств,
различая результат и
способы действий;

оценивать
продукт своей
деятельности по
заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в
соответствии с
целью деятельности;

обосновывать
достижимость цели
выбранным
способом на основе
оценки своих
внутренних ресурсов
и доступных
внешних ресурсов;

фиксировать
и анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.


анализировать
и обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для
выполнения учебной
задачи;

свободно
пользоваться
выработанными
критериями оценки и
самооценки, исходя
из цели и имеющихся
средств, различая
результат и способы
действий;

оценивать
продукт своей
деятельности по
заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в
соответствии с целью
деятельности;

обосновывать
достижимость цели
выбранным способом
на основе оценки
своих внутренних
ресурсов и доступных
внешних ресурсов;

фиксировать и
анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.


анализировать
и обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для
выполнения учебной
задачи;

свободно
пользоваться
выработанными
критериями оценки и
самооценки, исходя
из цели и имеющихся
средств, различая
результат и способы
действий;

оценивать
продукт своей
деятельности по
заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в
соответствии с целью
деятельности;

обосновывать
достижимость цели
выбранным способом
на основе оценки
своих внутренних
ресурсов и доступных
внешних ресурсов;

фиксировать и
анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.

5. Владение

5. Владение основами

5. Владение основами

8

основами
принятия
решения.
Обучающийся
сможет:

наблюдать
и анализировать
собственную
учебную и
познавательную
деятельность и
деятельность
других
обучающихся в
процессе
взаимопроверки;

соотносить
реальные и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной
деятельности и
делать выводы;

принимать
решение в
учебной ситуации
и нести за него
ответственность.

основами
самоконтроля.
Обучающийся
сможет:

наблюдать и
анализировать
собственную
учебную и
познавательную
деятельность и
деятельность других
обучающихся в
процессе
взаимопроверки;

соотносить
реальные и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной
деятельности и
делать выводы;

принимать
решение в учебной
ситуации и нести за
него
ответственность;

самостоятель
но определять
причины своего
успеха или неуспеха
и находить способы
выхода из ситуации
неуспеха.

осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной.
Обучающийся
сможет:

наблюдать и
анализировать
собственную учебную
и познавательную
деятельность и
деятельность других
обучающихся в
процессе
взаимопроверки;

соотносить
реальные и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной
деятельности и делать
выводы;

принимать
решение в учебной
ситуации и нести за
него ответственность;

самостоятельно
определять причины
своего успеха или
неуспеха и находить
способы выхода из
ситуации неуспеха;

ретроспективно
определять, какие
действия по решению
учебной задачи или
параметры этих
действий привели к
получению
имеющегося продукта
учебной деятельности.

9

самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной.
Обучающийся
сможет:

наблюдать и
анализировать
собственную
учебную и
познавательную
деятельность и
деятельность других
обучающихся в
процессе
взаимопроверки;

соотносить
реальные и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной
деятельности и
делать выводы;

принимать
решение в учебной
ситуации и нести за
него ответственность;

самостоятельн
о определять
причины своего
успеха или неуспеха
и находить способы
выхода из ситуации
неуспеха;

ретроспективн
о определять, какие
действия по решению
учебной задачи или
параметры этих
действий привели к
получению
имеющегося
продукта учебной
деятельности;

демонстрирова
ть приемы регуляции
психофизиологическ

их/ эмоциональных
состояний для
достижения эффекта
успокоения
(устранения
эмоциональной
напряженности),
эффекта
восстановления
(ослабления
проявлений
утомления), эффекта
активизации
(повышения
психофизиологическ
ой реактивности).
6. Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицироват
ь, выбирать
основания и
критерии для
классификации.
Обучающийся
сможет:

подбирать
слова,
соподчиненные
ключевому слову,
определяющие
его признаки и
свойства;

выстраиват
ь логическую
цепочку,
состоящую из
ключевого слова
и соподчиненных
ему слов;

выделять
общий признак
двух или
нескольких
предметов или
явлений и
объяснять их

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
6. Умение
6. Умение определять
определять понятия, понятия, создавать
создавать
обобщения.
обобщения,
Устанавливать
устанавливать
аналогии,
аналогии,
классифицировать,
классифицировать,
самостоятельно
самостоятельно
выбирать основания и
выбирать основания критерии для
и критерии для
классификации,
классификации,
устанавливать
устанавливать
причиннопричинноследственные связи.
следственные связи, Строить логическое
строить логическое
рассуждение,
рассуждение.
умозаключение
Обучающийся
(индуктивное,
сможет:
дедуктивное, по
аналогии) и делать

подбирать
выводы.
слова,
Обучающийся
соподчиненные
сможет:
ключевому слову,
определяющие его

подбирать
признаки и свойства; слова, соподчиненные
ключевому слову,

выстраивать
логическую цепочку, определяющие его
признаки и свойства;
состоящую из
ключевого слова и

выстраивать
соподчиненных ему логическую цепочку,
слов;
состоящую из
ключевого слова и

выделять
общий признак двух соподчиненных ему
слов;
или нескольких
предметов или

вербализовать
явлений и объяснять эмоциональное
10

6. Умение определять
понятия, создавать
обобщения.
Устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и
критерии для
классификации,
устанавливать
причинноследственные связи,
строить логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по
аналогии) и делать
выводы.
Обучающийся
сможет:

подбирать
слова, соподчиненные
ключевому слову,
определяющие его
признаки и свойства;

выстраивать
логическую цепочку,
состоящую из
ключевого слова и
соподчиненных ему
слов;

объединять
предметы и явления в

сходство;

объединят
ь предметы и
явления в группы
по определенным
признакам,
сравнивать,
классифицироват
ь и обобщать
факты и явления;

вербализов
ать
эмоциональное
впечатление,
оказанное на него
источником.

их сходство;

объединять
предметы и явления
в группы по
определенным
признакам,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;

вербализовать
эмоциональное
впечатление,
оказанное на него
источником;

строить
рассуждение от
общих
закономерностей к
частным явлениям и
от частных явлений
к общим
закономерностям;

строить
рассуждение на
основе сравнения
предметов и
явлений, выделяя
при этом общие
признаки;

излагать
полученную
информацию,
интерпретируя ее в
контексте решаемой
задачи

впечатление,
оказанное на него
источником;

строить
рассуждение от
общих
закономерностей к
частным явлениям и
от частных явлений к
общим
закономерностям;

строить
рассуждение на
основе сравнения
предметов и явлений,
выделяя при этом
общие признаки;

излагать
полученную
информацию,
интерпретируя ее в
контексте решаемой
задачи;

совместно с
учителем указывать
на информацию,
нуждающуюся в
проверке, предлагать
и применять способ
проверки
достоверности
информации.

11

группы по
определенным
признакам,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;

вербализовать
эмоциональное
впечатление,
оказанное на него
источником;

самостоятельн
о указывать на
информацию,
нуждающуюся в
проверке, предлагать
и применять способ
проверки
достоверности
информации;

объяснять
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
познавательной и
исследовательской
деятельности
(приводить
объяснение с
изменением формы
представления;
объяснять,
детализируя или
обобщая; объяснять с
заданной точки
зрения);

выявлять и
называть причины
события, явления, в
том числе возможные
наиболее вероятные
причины, возможные
последствия заданной
причины,
самостоятельно
осуществляя
причинноследственный анализ;

делать вывод
на основе
критического анализа

7. Умение
создавать,
применять и
преобразовывать
знаки и символы,
модели и схемы
для решения
учебных и
познавательных
задач.
Обучающийся
сможет:

обозначать
символом и
знаком предмет
и/или явление;

определять
логические связи
между
предметами и/или
явлениями,
обозначать
данные
логические связи
с помощью
знаков в схеме;

создавать
абстрактный или
реальный образ
предмета и/или
явления;

создавать
вербальные,
вещественные и
информационные
модели с
выделением
существенных
характеристик
объекта для
определения
способа решения
задачи в
соответствии с
ситуацией.

7. Умение создавать,
применять и
преобразовывать
знаки и символы,
модели и схемы для
решения учебных и
познавательных
задач. Обучающийся
сможет:

обозначать
символом и знаком
предмет и/или
явление;

определять
логические связи
между предметами
и/или явлениями,
обозначать данные
логические связи с
помощью знаков в
схеме;

создавать
абстрактный или
реальный образ
предмета и/или
явления;

создавать
вербальные,
вещественные и
информационные
модели с
выделением
существенных
характеристик
объекта для
определения способа
решения задачи в
соответствии с
ситуацией;

преобразовыв
ать модели с целью
выявления общих
законов,
определяющих

разных точек зрения,
подтверждать вывод
собственной
аргументацией или
самостоятельно
полученными
данными.
7. Умение создавать,
7. Умение создавать,
применять и
применять и
преобразовывать
преобразовывать
знаки и символы,
знаки и символы,
модели и схемы для
модели и схемы для
решения учебных и
решения учебных и
познавательных задач. познавательных
Обучающийся
задач. Обучающийся
сможет:
сможет:

обозначать

обозначать
символом и знаком
символом и знаком
предмет и/или
предмет и/или
явление;
явление;

определять

определять
логические связи
логические связи
между предметами
между предметами
и/или явлениями,
и/или явлениями,
обозначать данные
обозначать данные
логические связи с
логические связи с
помощью знаков в
помощью знаков в
схеме;
схеме;

создавать

создавать
абстрактный или
абстрактный или
реальный образ
реальный образ
предмета и/или
предмета и/или
явления;
явления;

создавать

создавать
вербальные,
вербальные,
вещественные и
вещественные и
информационные
информационные
модели с выделением модели с выделением
существенных
существенных
характеристик
характеристик
объекта для
объекта для
определения способа
определения способа
решения задачи в
решения задачи в
соответствии с
соответствии с
ситуацией;
ситуацией;

преобразовыва 
преобразовыва
ть модели с целью
ть модели с целью
выявления общих
выявления общих
законов,
законов,
определяющих
определяющих
данную предметную
данную предметную
12

данную предметную
область;

переводить
сложную по составу
(многоаспектную)
информацию из
графического или
формализованного
(символьного)
представления в
текстовое, и
наоборот;

строить
доказательство:
прямое, косвенное,
от противного.

8. Смысловое
чтение.
Обучающийся
сможет:

находить в
тексте требуемую
информацию (в
соответствии с
целями своей
деятельности);ор

8. Смысловое
чтение.
Обучающийся
сможет:

находить в
тексте требуемую
информацию (в
соответствии с
целями своей
деятельности);ориен

область;

строить
доказательство:
прямое, косвенное, от
противного;

переводить
сложную по составу
(многоаспектную)
информацию из
графического или
формализованного
(символьного)
представления в
текстовое, и наоборот;

строить схему,
алгоритм действия,
исправлять или
восстанавливать
неизвестный ранее
алгоритм на основе
имеющегося знания
об объекте, к
которому
применяется
алгоритм.

область;

строить
доказательство:
прямое, косвенное, от
противного;

переводить
сложную по составу
(многоаспектную)
информацию из
графического или
формализованного
(символьного)
представления в
текстовое, и
наоборот;

строить схему,
алгоритм действия,
исправлять или
восстанавливать
неизвестный ранее
алгоритм на основе
имеющегося знания
об объекте, к
которому
применяется
алгоритм;

анализировать/
рефлексировать опыт
разработки и
реализации учебного
проекта,
исследования
(теоретического,
эмпирического) на
основе предложенной
проблемной
ситуации,
поставленной цели
и/или заданных
критериев оценки
продукта/результата.
8. Смысловое чтение. 8. Смысловое чтение.
Обучающийся
Обучающийся
сможет:
сможет:

находить в

находить в
тексте требуемую
тексте требуемую
информацию (в
информацию (в
соответствии с целями соответствии с
своей
целями своей
деятельности);ориент деятельности);
ироваться в

ориентировать
13

иентироваться в
содержании
текста, понимать
целостный смысл
текста,
структурировать
текст;

устанавлив
ать взаимосвязь
описанных в
тексте событий,
явлений,
процессов;

резюмиров
ать главную идею
текста.

тироваться в
содержании текста,
понимать целостный
смысл текста,
структурировать
текст;

устанавливать
взаимосвязь
описанных в тексте
событий, явлений,
процессов;

резюмировать
главную идею
текста;

преобразовыв
ать текст,
«переводя» его в
другую модальность,
интерпретировать
текст
(художественный и
нехудожественный –
учебный, научнопопулярный,
информационный,
текст non-fiction).

содержании текста,
понимать целостный
смысл текста,
структурировать
текст;

устанавливать
взаимосвязь
описанных в тексте
событий, явлений,
процессов;

резюмировать
главную идею текста;
преобразовывать
текст, «переводя» его
в другую
модальность,
интерпретировать
текст
(художественный и
нехудожественный –
учебный, научнопопулярный,
информационный,
текст non-fiction);

совместно с
педагогом и
сверстниками
критически оценивать
содержание и форму
текста.
9. Развитие
9. Развитие
9. Развитие мотивации
мотивации к
мотивации к
к овладению
овладению
овладению
культурой активного
культурой
культурой активного использования
активного
использования
словарей и других
использования
словарей и других
поисковых систем.
словарей и
поисковых систем.
Обучающийся
других
Обучающийся
сможет:
поисковых
сможет:

определять
систем.
необходимые

определять
Обучающийся
необходимые
ключевые поисковые
сможет:
ключевые поисковые слова и запросы;

определять слова и запросы;

осуществлять
необходимые

осуществлять взаимодействие с
ключевые
взаимодействие с
электронными
поисковые слова
электронными
поисковыми
и запросы.
поисковыми
системами,
системами,
словарями;
словарями;

формировать

формировать множественную
множественную
выборку из поисковых
14

ся в содержании
текста, понимать
целостный смысл
текста,
структурировать
текст;

устанавливать
взаимосвязь
описанных в тексте
событий, явлений,
процессов;

резюмировать
главную идею текста;

преобразовыва
ть текст, «переводя»
его в другую
модальность,
интерпретировать
текст
(художественный и
нехудожественный –
учебный, научнопопулярный,
информационный,
текст non-fiction);

самостоятельн
о критически
оценивать
содержание и форму
текста.
9. Развитие
мотивации к
овладению культурой
активного
использования
словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся
сможет:

определять
необходимые
ключевые поисковые
слова и запросы;

осуществлять
взаимодействие с
электронными
поисковыми
системами,
словарями;

формировать
множественную

выборку из
поисковых.

10. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально и
в группе:
находить общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и отстаивать свое
мнение.
Обучающийся
сможет:

определять
возможные роли
в совместной
деятельности;

играть
определенную
роль в
совместной
деятельности;

принимать
позицию
собеседника,
понимая позицию
другого.
Различать в его
речи: мнение

источников для
объективизации
результатов поиска.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
10. Умение
10. Умение
организовывать
организовывать
учебное
учебное
сотрудничество и
сотрудничество и
совместную
совместную
деятельность с
деятельность с
учителем и
учителем и
сверстниками;
сверстниками;
работать
работать
индивидуально и в
индивидуально и в
группе: находить
группе: находить
общее решение и
общее решение и
разрешать
разрешать конфликты
конфликты на
на основе
основе согласования согласования позиций
позиций и учета
и учета интересов;
интересов;
формулировать,
формулировать,
аргументировать и
аргументировать и
отстаивать свое
отстаивать свое
мнение.
мнение.
Обучающийся
Обучающийся
сможет:
сможет:

определять
возможные роли в

определять
возможные роли в
совместной
совместной
деятельности;
деятельности;

играть
определенную роль в

играть
определенную роль в совместной
совместной
деятельности;
деятельности;

принимать
позицию собеседника,

принимать
позицию
понимая позицию
собеседника,
другого, различать в
понимая позицию
его речи: мнение
другого, различать в (точку зрения),
его речи: мнение
доказательство
(точку зрения),
(аргументы), факты;
доказательство
гипотезы, аксиомы,
(аргументы), факты; теории;
гипотезы, аксиомы,

определять
15

выборку из
поисковых
источников для
объективизации
результатов поиска;

соотносить
полученные
результаты поиска со
своей деятельностью.
10. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально и в
группе: находить
общее решение и
разрешать конфликты
на основе
согласования позиций
и учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение.
Обучающийся
сможет:

определять
возможные роли в
совместной
деятельности;

играть
определенную роль в
совместной
деятельности;

принимать
позицию собеседника,
понимая позицию
другого, различать в
его речи: мнение
(точку зрения),
доказательство
(аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы,
теории;

определять

(точку зрения),
доказательство
(аргументы),
факты; гипотезы,
аксиомы, теории;

определять
свои действия и
действия
партнера,
которые
способствовали
или
препятствовали
продуктивной
коммуникации;

строить
позитивные
отношения в
процессе учебной
и познавательной
деятельности.

теории;

определять
свои действия и
действия партнера,
которые
способствовали или
препятствовали
продуктивной
коммуникации;

строить
позитивные
отношения в
процессе учебной и
познавательной
деятельности;

корректно и
аргументированно
отстаивать свою
точку зрения, в
дискуссии уметь
выдвигать
контраргументы,
перефразировать
свою мысль
(владение
механизмом
эквивалентных
замен)

свои действия и
действия партнера,
которые
способствовали или
препятствовали
продуктивной
коммуникации;

строить
позитивные
отношения в процессе
учебной и
познавательной
деятельности;

корректно и
аргументированно
отстаивать свою точку
зрения, в дискуссии
уметь выдвигать
контраргументы,
перефразировать свою
мысль (владение
механизмом
эквивалентных
замен);

критически
относиться к
собственному
мнению, с
достоинством
признавать
ошибочность своего
мнения (если оно
таково) и
корректировать его;

предлагать
альтернативное
решение в
конфликтной
ситуации;

выделять
общую точку зрения в
дискуссии;

договариваться
о правилах и вопросах
для обсуждения в
соответствии с
поставленной перед
группой задачей.

16

свои действия и
действия партнера,
которые
способствовали или
препятствовали
продуктивной
коммуникации;

строить
позитивные
отношения в процессе
учебной и
познавательной
деятельности;

корректно и
аргументированно
отстаивать свою
точку зрения, в
дискуссии уметь
выдвигать
контраргументы,
перефразировать
свою мысль (владение
механизмом
эквивалентных
замен);критически
относиться к
собственному
мнению, с
достоинством
признавать
ошибочность своего
мнения (если оно
таково) и
корректировать его;

предлагать
альтернативное
решение в
конфликтной
ситуации;

выделять
общую точку зрения в
дискуссии;

договариваться
о правилах и
вопросах для
обсуждения в
соответствии с
поставленной перед
группой задачей;

организовыват
ь учебное

11. Умение при
сопровождении
учителя
использовать
речевые средства
в соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей для
планирования и
регуляции своей
деятельности;
владение устной
и письменной
речью,
монологической
контекстной
речью.
Обучающийся
сможет:

определять
задачу
коммуникации и
в соответствии с
ней отбирать
речевые средства;

отбирать и
использовать
речевые средства
в процессе
коммуникации с
другими людьми
(диалог в паре, в

11. Умение
совместно в
микрогруппах/парах
при сопровождении
учителя
использовать
речевые средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и
регуляции своей
деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся
сможет:

определять
задачу
коммуникации и в
соответствии с ней
отбирать речевые
средства;

отбирать и
использовать
речевые средства в
процессе
коммуникации с
другими людьми
(диалог в паре, в
малой группе и т. д.);

11. Умение
индивидуально
осознанно при
сопровождении
учителя использовать
речевые средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и
регуляции своей
деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся
сможет:

определять
задачу коммуникации
и в соответствии с
ней отбирать речевые
средства;

отбирать и
использовать речевые
средства в процессе
коммуникации с
другими людьми
(диалог в паре, в
малой группе и т. д.);

представлять в
устной или
письменной форме
17

взаимодействие в
группе (определять
общие цели,
распределять роли,
договариваться друг с
другом и т. д.);

устранять в
рамках диалога
разрывы в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/непри
ятием со стороны
собеседника задачи,
формы или
содержания диалога.
11. Умение
самостоятельно
осознанно
использовать речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и
регуляции своей
деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся
сможет:

определять
задачу коммуникации
и в соответствии с
ней отбирать речевые
средства;

отбирать и
использовать речевые
средства в процессе
коммуникации с
другими людьми
(диалог в паре, в
малой группе и т. д.);

представлять в
устной или
письменной форме
развернутый план

малой группе и т.
д.);

представля
ть в устной или
письменной
форме
развернутый план
собственной
деятельности;

соблюдать
нормы публичной
речи, регламент в
монологе и
дискуссии в
соответствии с
коммуникативной
задачей;

высказыва
ть и
обосновывать
мнение
(суждение) и
запрашивать
мнение партнера
в рамках диалога;

принимать
решение в ходе
диалога и
согласовывать его
с собеседником;

создавать
письменные
«клишированные
» и оригинальные
тексты с
использованием
необходимых
речевых средств;

использова
ть вербальные
средства
(средства
логической связи)
для выделения
смысловых
блоков своего
выступления;

использова
ть невербальные
средства или
наглядные


представлять
в устной или
письменной форме
развернутый план
собственной
деятельности;

соблюдать
нормы публичной
речи, регламент в
монологе и
дискуссии в
соответствии с
коммуникативной
задачей;

высказывать и
обосновывать
мнение (суждение) и
запрашивать мнение
партнера в рамках
диалога;

принимать
решение в ходе
диалога и
согласовывать его с
собеседником;

создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные
тексты с
использованием
необходимых
речевых средств;

использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для
выделения
смысловых блоков
своего выступления;

использовать
невербальные
средства или
наглядные
материалы,
подготовленные/ото
бранные под
руководством
учителя;

делать
оценочный вывод о

развернутый план
собственной
деятельности;

соблюдать
нормы публичной
речи, регламент в
монологе и дискуссии
в соответствии с
коммуникативной
задачей;

высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и
запрашивать мнение
партнера в рамках
диалога;

принимать
решение в ходе
диалога и
согласовывать его с
собеседником;

создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные тексты
с использованием
необходимых
речевых средств;

использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для выделения
смысловых блоков
своего выступления;

использовать
невербальные
средства или
наглядные
материалы,
подготовленные/отоб
ранные под
руководством
учителя;

делать
оценочный вывод о
достижении цели
коммуникации
непосредственно
после завершения
коммуникативного
контакта и
18

собственной
деятельности;

соблюдать
нормы публичной
речи, регламент в
монологе и дискуссии
в соответствии с
коммуникативной
задачей;

высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и
запрашивать мнение
партнера в рамках
диалога;

принимать
решение в ходе
диалога и
согласовывать его с
собеседником;

создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные тексты
с использованием
необходимых
речевых средств;

использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для выделения
смысловых блоков
своего выступления;

использовать
невербальные
средства или
наглядные
материалы,
подготовленные/отоб
ранные под
руководством
учителя;

делать
оценочный вывод о
достижении цели
коммуникации
непосредственно
после завершения
коммуникативного
контакта и
обосновывать его.

материалы,
подготовленные/о
тобранные под
руководством
учителя;

делать
оценочный вывод
о достижении
цели
коммуникации
непосредственно
после завершения
коммуникативног
о контакта и
обосновывать его.
12. Умение
совместно в
группах при
сопровождении
учителем
формировать и
развивать
компетентности в
области
использования
информационнокоммуникационн
ых технологий
(далее – ИКТ).
Обучающийся
сможет:

целенаправ
ленно искать и
использовать
информационные
ресурсы,
необходимые для
решения учебных
и практических
задач с помощью
средств ИКТ;

использова
ть компьютерные
технологии
(включая выбор
адекватных
задаче
инструментальны
х программноаппаратных
средств и
сервисов) для

достижении цели
коммуникации
непосредственно
после завершения
коммуникативного
контакта и
обосновывать его.

обосновывать его.

12. Умение
совместно в
микрогруппах/парах
при сопровождении
учителем
формировать и
развивать
компетентности в
области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее –
ИКТ). Обучающийся
сможет:

целенаправле
нно искать и
использовать
информационные
ресурсы,
необходимые для
решения учебных и
практических задач с
помощью средств
ИКТ;

использовать
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных
задаче
инструментальных
программноаппаратных средств
и сервисов) для
решения
информационных и
коммуникационных

12. Умение
индивидуально при
сопровождении
учителем
формировать и
развивать
компетентности в
области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее –
ИКТ). Обучающийся
сможет:

целенаправлен
но искать и
использовать
информационные
ресурсы,
необходимые для
решения учебных и
практических задач с
помощью средств
ИКТ;

использовать
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных
задаче
инструментальных
программноаппаратных средств и
сервисов) для
решения
информационных и
коммуникационных
учебных задач, в том
19

12. Умение
самостоятельно
формировать и
развивать
компетентности в
области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее –
ИКТ). Обучающийся
сможет:

целенаправлен
но искать и
использовать
информационные
ресурсы,
необходимые для
решения учебных и
практических задач с
помощью средств
ИКТ;

использовать
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных
задаче
инструментальных
программноаппаратных средств и
сервисов) для
решения
информационных и
коммуникационных
учебных задач, в том
числе: вычисление,
написание писем,

решения
информационных
и
коммуникационн
ых учебных
задач, в том
числе: написание
писем,
сочинений,
докладов,
презентаций;

выбирать,
строить и
использовать
адекватную
информационную
модель для
передачи своих
мыслей
средствами
естественных и
формальных
языков в
соответствии с
условиями
коммуникации.

учебных задач, в том
числе: написание
писем, сочинений,
докладов, рефератов,
создание
презентаций;

выбирать,
строить и
использовать
адекватную
информационную
модель для передачи
своих мыслей
средствами
естественных и
формальных языков
в соответствии с
условиями
коммуникации.

числе: вычисление,
написание писем,
сочинений, докладов,
рефератов, создание
презентаций;

выбирать,
строить и
использовать
адекватную
информационную
модель для передачи
своих мыслей
средствами
естественных и
формальных языков в
соответствии с
условиями
коммуникации;

выделять
информационный
аспект задачи,
оперировать данными,
использовать модель
решения задачи;

использовать
информацию с учетом
этических и правовых
норм.

сочинений, докладов,
рефератов, создание
презентаций;

выбирать,
строить и
использовать
адекватную
информационную
модель для передачи
своих мыслей
средствами
естественных и
формальных языков в
соответствии с
условиями
коммуникации;

выделять
информационный
аспект задачи,
оперировать
данными,
использовать модель
решения задачи;

использовать
информацию с учетом
этических и правовых
норм.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Выпускник научится:

– понимать основные термины: деньги, бартер, потребности и др.;
– понимать, для чего нужна финансовая грамотность, и как применять знания о
финансах в жизни
Выпускник получит возможность научиться:



познакомиться с правилами личного финансового планирования бюджета;
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию;
6 КЛАСС

Выпускник научится:

20

 понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи.
Выпускник получит возможность научиться:
 познакомиться с правилами личного финансового планирования бюджета;
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию;
 решать элементарные экономические задачи.
7 КЛАСС
Выпускник научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины. - проведение простых
финансовых расчётов.
Выпускник получит возможность научиться:
 составлять алгоритмы для решения практических задач;
 анализировать и оценивать с позиции экономических знаний сложившиеся практики
и модели поведения потребителя.
8 КЛАСС
Выпускник научится:
 определять приёмы работы с экономической информацией, её осмысление;
 проводить простые финансовые расчёты;
 решать типичные задачи в области потребительской деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 решать проблемные ситуации через решение практических заданий;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
9 КЛАСС
Выпускник научится:
 решать типичные задачи в области семейной экономики (знание источников доходов
и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах).
Выпускник получит возможность научиться:
 развивать способности, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций;
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и находить пути
их решения;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
 расширять кругозор в области экономической жизни общества и формировать
познавательный
интерес
к
изучению
общественных
дисциплин.

21

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5–6 КЛАССЫ
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки - осознание необходимости развития
собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых
решений в своей семье.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги,
наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги,
семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия,
стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы
первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования,
услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный
долг.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
5. Деньги: что это такое.
6. Учебные мини-проекты «Деньги».
7. Из чего складываются доходы семьи.
8. Учимся считать семейные доходы.
9. Исследуем доходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
11. Как появляются расходы семьи.
12. Учимся считать семейные расходы.
13. Исследуем расходы семьи.
14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
15. Как сформировать семейный бюджет.
16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
18. Обобщение результатов изучения модуля 1.
19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ
ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования,
страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение
ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые
могут привести к снижению личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в
особых жизненных ситуациях.
22

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от
этого защититься.
21. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
22. Что и как можно страховать.
23. Ролевая игра «Страхование».
24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
25. Как определить надёжность страховых компаний.
26. Как работает страховая компания.
27. Учебные мини-проекты «Страхование».
28. Обобщение результатов изучения модуля 2.
29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от
этого защититься».
Резервные часы –5 ч.

7 КЛАСС
МОДУЛЬ3. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка,
налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия,
стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния
общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных
жизненных ситуациях.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
МОДУЛЬ 4. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИСОБСТВЕННЫЙ
БИЗНЕС
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов,
Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план,
бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
23

Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов
и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт
потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса
может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28. Для чего нужны бизнес- инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая
проверочная работа по курсу.
8-9 КЛАСС
МОДУЛЬ 1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕМЬИ
Базовые понятия и знания:
 эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный
банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов,
человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный
бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);
 осознание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной
экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы,
структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI
вв.;
 понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных
источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов
планирования личного и семейного бюджетов.
• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
МОДУЛЬ 2. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Базовые понятия и знания:
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
24

•
знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических
лиц,
возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
МОДУЛЬ 3. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ
Базовые понятия и знания:
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды
страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной
поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных
событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация;
банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое
мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков.
МОДУЛЬ 4. СЕМЬЯ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: КАК СОТРУДНИЧАТЬ БЕЗ
ПРОБЛЕМ
Базовые понятия и знания:
•
банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план,
источники
финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
•
знание видов операций, осуществляемых банками; понимание
необходимости
наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов
источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства;
представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения
бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет
на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.
МОДУЛЬ5. ЧЕЛОВЕК ИГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
Базовые понятия и знания:
• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система,
пенсионные фонды;
• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
(базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов
устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных
накоплений.

25

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Номер
темы

1

2

3
4

5

6
7
8
9

10
11

12

13
14
15
16
17

Тема занятия

Кол-во
часов

Введение в курс «Финансовая грамотность»
2
Почему важно развивать свою
1
финансовую грамотность. От чего
зависит благосостояние
семьи
Учимся оценивать финансовое
1
поведение людей. Учимся оценивать
своё финансовое поведение
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
15
Деньги: что это такое
1
Из чего складываются доходы
семьи. Учимся считать семейные
1
доходы. Исследуем доходы семьи
Как появляются расходы семьи
1
Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Исследуем расходы семьи
1
«Драгоценные металлы. Монеты.
1
Купюры».
Решение практических задач «Услуги.
Коммунальные услуги»
«Экономические последствия
1
непредвиденных событий: болезней,
аварий, природных катаклизмов»
Страховая компания. Страховой
1
полис
Познавательная беседа «Социальные
1
пособия». Решение экономических
задач «Социальные выплаты»
Решение проблемной ситуации «Как
1
спасти деньги от инфляции». Решение
практических задач «Валюта в
современном мире»
Примеры бизнеса, которым
1
занимаются подростки
Как сформировать семейный
1
бюджет
Ролевая игра «Семейный совет
1
по составлению бюджета»
Проект «Личный финансовый план»
1
Обобщение результатов изучения
1
модуля 1
26

Примечания

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Номер
темы

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия

Кол-во часов

Примечания

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься 10
Почему возникают риски потери
1
денег и имущества и как от этого
защититься
Что такое страхование и для чего
1
оно необходимо
Что и как можно страховать
1
Ролевая игра «Страхование»
1
Исследуем, что застраховано
1
в семье и сколько это стоит
Как определить надёжность
1
страховых компаний
Как работает страховая компания
1
Учебные мини-проекты
1
«Страхование»
Обобщение результатов изучения
1
модуля 2
Презентация портфолио «Риски
1
потери денег и имущества и как
человек может от этого защититься»
Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС

Номер
темы
1
2
3
4
5
6

Тема занятия

Кол-во
Примечания
часов
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют 8
Могут ли люди быть финансово независимыми 1
от государства
Что такое налоги и почему их надо платить. 1
Какие бывают налоги. Учимся считать налоги
Сравниваем налоги граждан разных стран
1
Исследуем, какие налоги платит семья и что 1
получает от государства
Как работает налоговая служба
1
Что такое социальные пособия и какие они 1
27

7
8

9
10
11

12
13
14
15

16
17

бывают. Учимся находить информацию на сайте
Фонда социального страхования РФ
Исследуем, какие социальные пособия получают 1
люди
Обобщение результатов изучения модуля 3
1
Модуль 4. Услуги финансовых организаций
и собственный бизнес
Для чего нужны банки. Почему хранить 1
сбережения в банке выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо 1
ли их брать
Изучаем сайт Центрального банка РФ. 1
Исследуем, какими банковскими услугами
пользуется семья
Как избежать финансовых потерь и увеличить 1
доходы. Как работает банк
Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму
1
Для чего нужны бизнес - инкубаторы
1
Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся 1
находить информацию о курсах валют и их
изменениях
Учимся находить информацию о курсах валют и 1
их изменениях
Обобщение результатов изучения модуля 4
1
ИТОГО 17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Номер Название занятия
занятия

Кол-во
часов

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи 12

1
2
3

4
5
6
7
8

Тема 1. Происхождение денег
Деньги: что это такое.
1
Что может происходить с деньгами и как это влияет 1
на финансы вашей семьи
Что может происходить с деньгами и как это влияет 1
на финансы вашей семьи
Тема 2. Источники денежных средств семьи
Какие бывают источники доходов.
1
От чего зависят личные и семейные доходы
1
Составляем дневник доходов
1
Тема 3. Контроль семейных расходов
Как контролировать семейные расходы
1
и зачем это делать
Составляем дневник расходов
1
Тема 4. Построение семейного бюджета
28

Примечания

Что такое семейный бюджет и как его построить.
1
Как оптимизировать семейный бюджет
1
Учимся строить семейный бюджет
1
Обобщение результатов работы, представление
1
проектов, тестовый контроль
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния 5
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций
13
Для чего нужны финансовые организации.
1
14
Как увеличить семейные доходы с использованием
финансовых организаций
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния
15
Для чего необходимо осуществлять
1
финансовое планирование.
16
Как осуществлять финансовое планирование на
разных жизненных этапах
17
Обобщение результатов работы, выполнение
1
тренировочных заданий, тестовый контроль
9
10
11
12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС

1
2
3

4
5
6

Модуль 3. Риски в мире денег 6
Тема 7. Особые жизненные ситуации
и как с ними справиться
Особые жизненные ситуации: рождение
Лекция,
ребёнка, потеря кормильца
практика
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря
Лекция,
работы, природные и техногенные катастрофы
практика
Чем поможет страхование
Лекция,
практика
Тема 8. Финансовые риски
Какие бывают финансовые риски
Лекция,
практика
Что такое финансовые пирамиды
Лекция,
практика
Презентация
Представление проектов, выполнение
учебных
тренировочных заданий, тестовый контроль
достижений,

1
1
1

1
1
1

Контроль знаний

7
8

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем 8
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи
2
Что такое банк и чем он может быть полезен
Лекция,
1
практика
Польза и риски банковских карт
Лекция,
1
практика
Тема 10. Собственный бизнес

29

9
10

11
12
13

14
15

Что такое бизнес

Лекция,
1
практика
Как создать своё дело
Лекция,
1
практика
Тема 11. Валюта в современном мире
Что такое валютный рынок и как он устроен
Лекция,
1
практика
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте Лекция,
1
практика
Обобщение результатов работы, выполнение
Контроль
1
тренировочных заданий, тестовый контроль
знаний
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют 4
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи
Что такое налоги и зачем их платить
Лекция,
1
практика
Какие налоги мы платим
Лекция,
1
практика
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

16

Что такое пенсия и как сделать её достойной

17

Итоговый контроль знаний
ИТОГО

30

Лекция,
практика
Контроль
знаний

1
1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».