РП растениеводство 5-10

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание методсовета
МКОУ«Александровская
СОШ» Протокол № 1
от «29» августа 2023г.
Зам директора по ВР
Терен Т.И.________

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 53
от «30» августа 2023г.
Директор МКОУ
«Александровская СОШ»
МО «Братский район»
Астапова Л.Н._________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«РАСТЕНИЕВОДСТВО»
1 год обучения
«Цветоводство и ландшафтный дизайн»
для обучающихся 5 – 10 классов
(базовый уровень)
срок реализации один год

Направленность: «Естественнонаучная»

Разработала:
педагог дополнительного образования,
Простакова Ирина Николаевна

с. Александровка, 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство и
ландшафтный дизайн» естественнонаучной направленности разработана в соответствии с:


Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «Об
образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ; Приказом Министерства
образованияи науки РФ от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;



Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля
2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно –
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», с учётом методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), разработанные Министерством образования и науки Российской
Федерации совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития
образования и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование» (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);



Требованиями к результатам освоения программы дополнительного общего
образования ФГОС ООО и ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в рабочей программе воспитания МКОУ «Александровская
СОШ».
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Дополнительная общеразвивающая программа «Цветоводство и ландшафтный
дизайн»» относится к естественнонаучной направленности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Знание основ цветоводства, особенно для сельских школьников, необходимы в
процессе приобщения к сельскохозяйственному труду, профессиональной ориентации
личности, формируется в процессе профильного и общего образования, то есть
предусматривается более глубокое системное и поступательное овладение основами
овощеводства с акцентом на осознании роли экологически чистой сельскохозяйственной
продукции в жизни людей, а также более объективный с позиции общечеловеческих
ценностей взгляд на роль человека в природе.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветоводство и ландшафтный
дизайн» адресована детям 10 - 17 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей
первой и второй ступени общего образования и характерных особенностей младшего и
среднего школьного возраста.
В разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от более
старших к младшим. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила
поведения, способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем

занимаются старшие - например, интересуются более сложным материалом.
Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок,
общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный
авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит младшими детьми, или
помогает что-то сделать.
Дети младшего школьного возраста уже умеют общаться со сверстниками и
взрослыми, знают основные правила общения:
 хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
 способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко
экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
 стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
 тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
 дети способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже
если поставлены цель и четкая задача действий, то он все еще нуждаются в
организующей помощи;
 они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом
проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия
самостоятельно выработать еще не могут;
 ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15
минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;
 они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на
положительную оценку и нуждаются в ней;
 способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу
деятельности.
Возраст 10–11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит
переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к.
связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их,
любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих
ребят также весьма ярко. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом
этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 10-11
лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий.
Особенности поведения:
 энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
 часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности;
 любят коллективные игры;
 боятся поражения, чувствительны к критике;
 интересы постоянно меняются;
 пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг.
В подростковом возрасте ребенок впервые начинает осознавать свою уникальность
и неповторимость. Постепенно вырастая, он обнаруживает гибкость мышления,
креативность, умение творчески подходить к решению множества задач. Во взрослой
жизни используются навыки, полученные именно в раннем подростковом возрасте. Под
влиянием коллектива проявляются способности к определенным видам деятельности,
которые можно развивать.
Интересы обретают глубину и устойчивость – это может быть спортивные
тренировки, занятия музыкой, рисованием. Развиваются организаторские способности.
Учась выражать свои чувства, младший подросток меняет свое самосознание, появляется
желание самовыражения и положительной оценки его творческих успехов. Важно
поощрять творчество детей и находиться с ними всегда рядом, одобрять их увлечения.

Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного
и интеллектуального роста детей, социализации, обучения.

СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветоводство и ландшафтный
дизайн» рассчитана на 1 год.
Форма обучения: очная
Режим занятий
Реализация дополнительной общеразвивающей предполагает общее количество
часов 68 в год. Режим занятия программы – 1 раз в неделю по 2 учебных часа, перерыв
между занятиями 10 минут

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - создание условий для реализации учащимися своих интересов и способностей в
области ботаники, цветоводства и декоративного садоводства.
Задачи:
Образовательные:
 систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые научные понятия;
 продолжить формировать профессиональные умения и навыки, закрепить их на
практике;
 формировать потребности в обучении и саморазвитии;
 создавать эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей
общего образования и более успешного освоения его содержания и применения на
практике.
Развивающие:
 способствовать развитию любознательности в данных областях знаний, расширять
кругозор
 учащихся;
 развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать,
усваивать и применять биологические знания; устанавливать причинноследственные связи, сходство и различия; выдвигать гипотезы и предложения,
проверять их достоверность; планировать свою деятельность; работать со
справочной литературой, иллюстрациями, дидактическими пособиями, таблицами,
схемами, графиками; проводить опыты, наблюдения, ставить эксперименты;
наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;
 развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности,
волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость
и др.).
Воспитательные:
 воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру и
грамотность;
 развивать эстетический вкус, умение ценить красоту в себе и окружающем мире;
 приобщать учащихся к мировым и отечественным культурным ценностям;
 формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Изучение правил безопасности при работе с садовыми инструментами. Изучение
некоторых свойств растений, требующих осторожности при обращении с ними.
Наблюдение за изменениями в природе. Нахождение дизайнерских композиций в
дикой природе и созданных человеком. Изучение растений произрастающих в нашей
местности.
Обработка почвы.
Изучение видо-сортового состава растений школы. Составление каталога.
Изготовление паспорта растения. Уход за комнатными растениями. Особенности ухода.
Правила посадки и пересадки. Способы размножения растений. Размножение луковичных
растений. Черенкование. Семенное размножение. Селекция.
Основы дизайна. Правила составления композиции. Использование природного
материала. Выполнение эскизов и декоративных композиций. Подбор видов и сортов
декоративных культур для школьных клумб
Выбор колористических решений для
цветников. Выполнение эскизов
«Архитектоника растений».
Знакомство с элементами ландшафтного дизайна. Альпинарий. Глоссарий.
Дендрарий. Клумба. Рабатка. Патио. Арабеска. Агротехника.
Каталог деревьев и кустарников. Выполнение эскизов «Пейзажная композиция.
Дизайн городского ландшафта»
Документационное обеспечение проекта по ландшафтному дизайну. Выбор,
разработка, подготовка, выполнение дизайнерского проекта «Школьная клумба»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Цветоводство и ландшафтный дизайн»
первого года обучения
Название темы
Всего

№
п/п

Теория

Практика

часов
Вводное занятие

2

1

1

Понятие цветоводство и ландшафтный дизайн
Осмотр пришкольного участка, составление плана

1

1

0

1

0

1

8

1,5

6,5

0,5

0,5

0

2,5

0

2,5

2

1

1

2

0

2

1

0

1

10

4

10

3.1 Знакомство с комнатными растениями

2

0

3.2 Определение видо - сортового состава комнатных
растений школы

2

0

2
2

3.4 Правила пересадки комнатных растений

2

1

Способы размножения комнатных растений.
3.5 Размножение через экобокс

2

3.6 Составление паспорта комнатных растений

2

2

0

44

25

19

2

2

0

2

1

1

2

2

0

2

2
2

0
0

1

1

1
1.1
1.2

Цветника

2 Осенний уход за цветником
2.1 Инструктаж по работе с инвентарем
2.2 Прополка, уборка цветника
2.3 Сбор семян бархатцев, шафранов
2.4 Составление плана цветника
2.5 Уборка и хранение многолетних георгин
3 Комнатные растения

4 Ландшафтный дизайн
4.1 Знакомство с основами дизайна. Основные принципы
композиции.
4.2

Составление композиции из природного материала.

4.3 Элементы ландшафтного дизайна
4.4 Садово – парковое проектирование.
4.5 Каталог растений для альпинария.
Глоссарий.
4.6 Агротехника. Каталог деревьев и кустарников.
Выполнение эскизов «Пейзажная композиция.»

2

2

1

1
1

Изучение основ ландшафтного дизайна. Цветники:
партер, клумба, рабатка, арабеска, альпинарий и
4.7 рокарий, миксбордеры и розарий, солитерные
посадки и групповые.

2

1

1

2

2

0

4.9 Изготовление зимнего букета
Разработка дизайнерского проекта «Школьная
4.10 клумба» Выполнение эскизов «Архитектоника
растений».

2

1

1

1

1

Подбор видов и сортов декоративных культур для
школьных клумб. Упражнение в выборе
4.11 колористических решений для древеснокустарниковых групп и цветников.

2

4.12 Виды цветников

2

1

1

4.13 Подготовка почвы и посадочного материала.

2

1

1

4.14 Посадка декоративных растений для школьных клумб

2

1

1

4.15 Уход за рассадой

2

2

0

4.16 Уход за рассадой

2

0

2

4.17 Уход за рассадой

2

0

2

4.18 Пикировка рассады

2

0

2

4.8

Изучение основ ландшафтного дизайна. Декоративная
дендрология.

4.19 Осуществление дизайнерского проекта «Школьная
клумба»
Документационное обеспечение проекта по
ландшафтному дизайну.

2

1
1

1
2

1

4.20 Осуществление дизайнерского проекта «Школьная
клумба»

2

4.21 Осуществление дизайнерского проекта «Школьная
клумба»

2

4.22 Осуществление дизайнерского проекта «Школьная
клумба»

2

4.23 Осуществление дизайнерского проекта «Школьная
клумба»

2

5 Выращивание однолетних цветковых растений

4

2

2

5.1 Высадка однолетних цветов

2

0

5.2 Итоговое занятие. Промежуточная аттестация
Итого

2
68

2
33.5

2
0

1
0
0
1

1
2
2
1

34.5

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Э. Боман. Загадки природы. М, Махаон, 2016
2. Г. Кизма. Азбука садового участка. Ландшафтный дизайн для начинающих. ЭКСМО,
М, 2015
3. А. Кириленко. Биология. Растения, грибы, лишайники. Легион, Ростов-на-Дону, 2015
4. Р. Кудрявец. Практическое руководство по обрезке садовых деревьев. М, Изд. Аист,
2016
5. Р. Лепаж. Д. Ретурнард. Садовые цветы. М, 2015
6. В. Самкова. Открываем мир природы. М, Русское слово, 2016
1. Т. Смирнова. Комнатные растения. Календарь по уходу. ЭКСМО, М,

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Аптекарский огород» - с петровских времен до наших дней [Электронный ресурс] /
http://www.gardener.ru/?id=981
2. Все о дизайне сада http://www.pro-landshaft.ru/
3. Декоративный огород [Электронный ресурс] /
http://www.supersadovnik.ru/article plot.aspx?id=1000604
4. Камень в саду [Электронный ресурс] / http://www.flora-club.com/index.php/2010-06-2210-59- 43.html
5. Комнатные растения http://www.flowersweb.info/
6. Ландшафтный дизайн [Электронный ресурс] / http://www.forumhouse.ru/forum28/
7. От пустыря до прекрасного сада [Электронный ресурс] /
http://www.landex.ru/articles/610.htm
Растения [Электронный ресурс] / http://ru.wikipedia.org/wiki/Plantae


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».