РП родной руссский яз 5-9 кл

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
начальных классов и филологии
МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
Матюхова А.В. ____________

СОГЛАСОВАНО
Заседание методсовета
МКОУ «Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.
Зам директора по УР
Астапова И.Л._____________

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 53
от «30» августа 2023 г.
Директор МКОУ
«Александровская СОШ»
МО «Братский район»
Астапова Л.Н. _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русский (родной) язык»
(базовый уровень)
для учащихся 8-9 класса
срок реализации 5 лет
Предметная область: «Родной язык и родная литература»

Разработала:
Лыткина Е.С.,
учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории.

с. Александровка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для обучающихся
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
МКОУ
«Александровская СОШ» разработана на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об
утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
3. Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта
основного общего образования»»;
4. Требований к результатам освоения ООП ООО МКОУ «Александровская СОШ» в
соответствии с ФГОС ООО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования к предметной области «родной язык и родная литература». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в
предметную область «русский язык и литература». Цели курса русского языка в рамках
образовательной области «родной язык и родная литература» имеют специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка в разных регионах российской
федерации.
Курс «родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности обучающихся
в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «родной язык (русский)» не ущемляет права
обучающихся, изучающих иные родные языки (не русский). Поэтому учебное время,
отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса «русский язык».
В содержании курса «родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Цель рабочей программы соотносится с главными задачами реализации основной
образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО ОУ):
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому
наследию своего народа;
- познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения,
формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей
понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.

- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом,
способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому
и познавательному развитию.
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного
языка народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения
языков, с установкой на билингвизм.
Задачи изучения родного (русского) языка в школе:
• формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры,
как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального
общения;
• усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при
анализе и оценке языковых фактов;
• овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного
использования языковых средств;
• овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей
языка как средства коммуникации и средства познания.
Рабочая программа «Родной русский язык» для учащихся 5-9 классов рассчитана на
170 часов.
Класс
Количество часов в
Количество
неделю
часов в год
8
1
34
9
0,5
17
Итого
6
51
Для реализации программы используется учебники:
Автор/авторский
Наименован
Кла
коллектив
ие учебника
сс
О. М. Александрова, О. В.
Русский
5
Загоровская, С. И. Богданов
родной язык.
и др.
О. М. Александрова, О. В.
Русский
6
Загоровская, С. И. Богданов
родной язык.
и др.
О. М. Александрова, О. В.
Русский
7
Загоровская, С. И. Богданов
родной язык.
и др.
О. М. Александрова, О. В.
Русский
8
Загоровская, С. И. Богданов
родной язык.
и др.
О. М. Александрова, О. В.
Русский
9
Загоровская, С. И. Богданов
родной язык.
и др.

Наименование издателя
учебника
Издательство
«Просвещение» «Учебная
литература»
Издательство
«Просвещение» «Учебная
литература»
Издательство
«Просвещение» «Учебная
литература»
Издательство
«Просвещение» «Учебная
литература»
Издательство
«Просвещение» «Учебная
литература»

Учебное пособие создано в соответствии с Примерной программой по учебному
предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих
программы основного общего образования, и предназначено для сопровождения и
поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации. Содержание учебного пособия ориентировано на воспитание
патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с учебным пособием позволит расширить представления учащихся об отражении в
русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа; о русской
языковой картине мира; о закономерностях и основных тенденциях развития русского
языка. Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в
современной языковой ситуации; развитию речевых умений в различных сферах общения,
в том числе связанных с коммуникацией в интернет-пространстве.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «родной язык (русский)» входит в
предметную область «родной язык и родная литература» и является обязательным для
изучения.
Содержание учебного предмета «родной язык (русский)», представленное в рабочей
программе, соответствует фгос ооо, примерной основной образовательной программе
основного общего образования и рассчитано на общую учебную нагрузку в объеме 51 час:
8 класс — 34 часа, 9 класс — 17 часов.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
В программе выделяются следующие разделы:
В первом разделе – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка,
обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения,
выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов
России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй раздел – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых
высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности,
логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем разделе – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и
культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования
языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и
создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
8 класс
Раздел 1.
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
Язык и
праславянского
(общеславянского)
языка,
древнерусские
культура
(общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно
русские слова как база и основной источник развития лексики русского
литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их
приметы.
Стилистически
нейтральные,
книжные,
устаревшие
старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах,
современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.
Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и
в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние
другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика
приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
Культура
языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи:
речи
произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих;
безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение
парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах
иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и
ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на ична, -инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и
[в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Раздел 3.
Речь. Речевая
деятельность.

Раздел 1.
Язык и

Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в
научном стиле речи. Особенности употребления терминов в
публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные
речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение
точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование
сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественноименное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным существительным со значением лица женского рода (врач
пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;
согласование определения в количественно-именных сочетаниях с
числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых
женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное
такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного,
немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение
вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и
прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования
собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые
тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой
агрессии. Синонимия речевых формул.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и
послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки
информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.
Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.
Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов
оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата
проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите
реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для
участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в
том числе электронного), страницы дневника и т.д.
9 класс
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа
(обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их

культура

Раздел 2.
Культура
речи

Раздел 3.
Речь. Речевая
деятельность.

национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке (основные тенденции,
отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая
переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление
предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными
числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по
пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по
типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово
– обижен словами). Правильное употребление предлогово‚ по‚ из‚ св
составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с
Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности
родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка
рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как
будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если
бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных
местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы
и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонентана защите
проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Изучение предметной области «Родной (русский) язык» - языка как знаковой
системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской,
этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать
внутренний мир человека, должно обеспечить:
- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания
уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом,
способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому
и познавательному развитию;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения
языков, с установкой на билингвизм;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более
высоких результатов при изучении других учебных предметов
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты
5

6

Умение самостоятельно
определять
цели
обучения, ставить и
формулировать
новые
задачи
в
учебе
и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы
своей
познавательной
деятельности.
Обучающийся
научится:
•
анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные
результаты;
•
идентифицировать
собственные проблемы и
определять
главную
проблему;
•
выдвигать версии
решения
проблемы,
формулировать
гипотезы,
предвосхищать
конечный результат;
•
ставить
цель
деятельности на основе
определенной проблемы

Умение самостоятельно
определять
цели
обучения,
ставить
и
формулировать
новые
задачи
в
учебе
и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности.
Обучающийся научится:
•
анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные
результаты;
•
идентифицировать
собственные проблемы и
определять
главную
проблему;
•
выдвигать
версии
решения
проблемы,
формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный
результат;
•
ставить
цель
деятельности на основе
определенной проблемы и
существующих
возможностей;

7
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно
определять
цели
обучения, ставить и
формулировать новые
задачи в учебе и
познавательной
деятельности,
развивать мотивы и
интересы
своей
познавательной
деятельности:
•
анализировать
существующие
и
планировать будущие
образовательные
результаты;
•
идентифицировать
собственные проблемы
и определять главную
проблему;
• выдвигать версии
решения
проблемы,
формулировать
гипотезы,
предвосхищать
конечный результат;

8

9

Умение самостоятельно
определять
цели
обучения,
ставить
и
формулировать
новые
задачи
в
учебе
и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности:
•
анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные
результаты;
•
идентифицировать
собственные проблемы и
определять
главную
проблему;
•
выдвигать
версии
решения
проблемы,
формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный
результат;

Умение самостоятельно
определять
цели
обучения, ставить и
формулировать
новые
задачи
в
учебе
и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной
деятельности:
•
анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные
результаты;
•
идентифицировать
собственные проблемы и
определять
главную
проблему;
•
выдвигать
версии
решения
проблемы,
формулировать
гипотезы,
предвосхищать
конечный результат;

и
существующих
возможностей;
•
формулировать
учебные задачи как шаги
достижения
поставленной
цели
деятельности;
1.
Умение соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе
достижения
результата, определять
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований,
корректировать
свои
действия в соответствии
с
изменяющейся
ситуацией.

•
формулировать
учебные задачи как шаги
достижения поставленной
цели деятельности;
2.
Умение соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенных
условий и требований,
корректировать
свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.

Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и
критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные

Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации,
устанавливать причинноследственные
связи,
строить
логическое

Познавательные УУД
Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и
критерии
для
классификации,
устанавливать

Умение определять
понятия, создавать
обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации,
устанавливать причинноследственные связи,
строить логическое

Умение определять
понятия, создавать
обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и
критерии для
классификации,
устанавливать причинноследственные связи,

связи,
строить
логическое рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное,
по
аналогии)
и
делать
выводы.

рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по аналогии)
и делать выводы.

Умение организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и
сверстниками;
работать индивидуально
и в группе: находить
общее
решение
и
разрешать конфликты на
основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение.
Умение
осознанно
использовать
речевые
средства в соответствии
с задачей коммуникации
для выражения своих
чувств,
мыслей
и
потребностей
для
планирования
и
регуляции
своей

Умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность
с
учителем
и
сверстниками;
работать
индивидуально
и
в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение.
Умение осознанно
использовать
речевые
средства в соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения своих
чувств,
мыслей
и
потребностей
для
планирования и регуляции
своей
деятельности;
владение
устной
и

причинноследственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное,
по
аналогии) и делать
выводы.
Коммуникативные УУД
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками; работать
индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
свое
мнение. Обучающийся
сможет:
•
определять
возможные роли в
совместной
деятельности;
• играть определенную

рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по аналогии)
и делать выводы.

строить логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по
аналогии) и делать
выводы.

Умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность
с
учителем
и
сверстниками;
работать
индивидуально
и
в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
• определять возможные
роли
в
совместной
деятельности;
• играть определенную
роль
в
совместной
деятельности;
• принимать позицию
собеседника,
понимая
позицию
другого,

Умение организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и
сверстниками;
работать индивидуально
и в группе: находить
общее
решение
и
разрешать конфликты на
основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
• определять возможные
роли
в
совместной
деятельности;
• играть определенную
роль
в
совместной
деятельности;
• принимать позицию
собеседника,
понимая

деятельности; владение
устной и письменной
речью, монологической
контекстной речью.

письменной
речью,
монологической
контекстной речью.

роль в совместной
деятельности;
• принимать позицию
собеседника, понимая
позицию
другого,
различать в его речи:
мнение (точку зрения),
доказательство, факты;
гипотезы,
аксиомы,
теории;

различать в его речи:
мнение (точку зрения),
доказательство
(аргументы),
факты;
гипотезы,
аксиомы,
теории;

позицию
другого,
различать в его речи:
мнение (точку зрения),
доказательство
(аргументы),
факты;
гипотезы,
аксиомы,
теории;

Предметные результаты
Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять
проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном
обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её,
убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Выпускник научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устно форме
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и
дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать и комментировать речь в устной форме.
Чтение.
Выпускник научится:
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию
в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки
зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,
в том числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на
решение проблемы.
Говорение.
Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с
содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной
направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой

доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников,
систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в
устной форме с учётом заданных условий общения; - соблюдать в практике устного
речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать
лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
Письмо.
Выпускник научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности;
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
писать рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.
Текст.
Выпускник научится:
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров
с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой
употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка.
Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,
научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки
зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических
средств;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке.
Выпускник научится:
характеризовать основные социальные функции русского языка в России.
место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Язык и культура.
Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения
в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории
народа — носителя русского родного языка.

Тематическое планирование
N п\п

1

2

3

4

5

Наименование
разделов и тем
программы
Язык и культура(4ч.)
Исконно русская
лексика. Собственно
русские слова как
основной источник
развития лексики
русского
литературного
языка.
Роль
старославянизмов в
развитии русского
литературного языка
и их приметы.
Культура речи. (12 ч.)
Основные
орфоэпические
нормы современного
русского
литературного
языка. Типичные
орфоэпические и
акцентологические
ошибки в
современной речи.
Основные
лексические нормы
современного
русского
литературного
языка. Терминология
и точность речи.
Нормы
употребления
терминов в научном
стиле речи.
Основные
грамматические
нормы современного
русского
литературного
языка. Типичные
грамматические
ошибки. Нормы
построения

8 класс
Кол-во часов
Электронные
всего Контрольные Практические (цифровые)
образовательные
работы
работы
ресурсы
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

6

7

8

9

10

11

12

13

14

словосочетаний по
типу согласования.
Речевой этикет.
2
Активные процессы
в речевом этикете.
Новые варианты
приветствия и
прощания,
возникшие в СМИ.
Речевой этикет.
2
Речевая агрессия.
Этикетные речевые
тактики и приёмы в
коммуникации‚
помогающие
противостоять
речевой агрессии.
Р/Р Синонимия
2
речевых формул.
Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Речь. Язык и речь.
2
Виды речевой
деятельности.
Эффективные
приёмы слушания.
Причины
2
неэффективной
аргументации в
учебно-научном
общении.
Доказательство и его
2
структура. Прямые и
косвенные
доказательства.
Виды косвенных
доказательств.
Способы
2
опровержения
доводов оппонента:
критика тезиса,
критика аргументов,
критика
демонстрации.
Функциональные
разновидности
языка.
Разговорная речь.
2
Самохарактеристика,
самопрезентация,
поздравление.
Научный стиль речи.
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034
Библиотека ЦОК

15

16

17

Специфика
оформления текста
как результата
проектной
(исследовательской)
деятельности.
Реферат. Слово на
защите реферата.
Учебно-научная
дискуссия.
Стандартные
обороты речи для
участия в учебнонаучной дискуссии.
Правила корректной
дискуссии.
Язык
художественной
литературы.
Сочинение в жанре
письма другу (в том
числе электронного),
страницы дневника.
Р/Р Сочинение в
жанре письма другу
(в том числе
электронного)

https://m.edsoo.ru/7f4
13034

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13034

N п\п

1

2

Тема урока

9 класс
Кол-во часов
Электронные
всего
Практические (цифровые)
образовательные
Контрольные работы
ресурсы
работы

Язык и культура(2ч.)
Русский язык как
1
зеркало
национальной
культуры и
истории народа.
Крылатые слова и
выражения из
произведений
художественной
литературы,
кинофильмов,
песен, рекламных
текстов и т.п.
Развитие языка как 1
объективный
процесс.
Стремительный
рост словарного
состава языка.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
3034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
3034

Культура речи. (7 ч.)
3

4

Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Нарушение
орфоэпической
нормы как
художественный
приём.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Лексическая
сочетаемость
слова и точность.
Речевая
избыточность и
точность.
Тавтология.
Плеоназм.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
3034

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
3034

5

6

7

8

9

Основные
1
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Типичные
ошибки,
связанные с
речевой
избыточностью.
Основные
1
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Типичные
грамматические
ошибки.
Правильное
построение
словосочетаний.
Нормы
1
употребления
причастных и
деепричастных
оборотов‚
предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки
в построении
сложных
предложений.
Речевой этикет.
1
Этика и этикет в
электронной среде
общения. Этикет
Интернетпереписки,
интернетполемики,
интернетдискуссии.
Проверочная
1
работа
(представление
проектов,
результатов
исследовательской
работы)
Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
3034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
3034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
3034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
3034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
3034

10

11

12

13

14

15

16

17

Виды речевой
деятельности. Русский
язык в Интернете.
Правила
информационной
безопасности при
общении в
социальных сетях.
Текст как единица
языка и речи. Виды
преобразования
текстов: аннотация,
конспект.
Использование
графиков, диаграмм,
схем для
представления
информации.
Функциональные
разновидности языка
Разговорная речь.
Анекдот, шутка.
Официально-деловой
стиль. Деловое
письмо, его
структурные элементы
и языковые
особенности.
Учебно-научный
стиль. Доклад,
сообщение.
Речь оппонента на
защите проекта.
Публицистический
стиль. Проблемный
очерк.
Текст и интертекст.
Афоризмы.
Прецедентные тексты.
Проверочная работа
(представление
проектов, результатов
исследовательской
работы)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».