рп родная русская лит 5-9

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
начальных классов и филологии
МКОУ «Александровская СОШ»
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
Матюхова А.В. ____________

СОГЛАСОВАНО
Заседание методсовета
МКОУ
«Александровская
СОШ»
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.
Зам директора по УР
Астапова И.Л._____________

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 53
от «30» августа 2023 г.
Директор
МКОУ
«Александровская СОШ»
МО «Братский район»
Астапова Л.Н. _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родная (русская) литература»
(базовый уровень)
для учащихся 8 – 9 классов
срок реализации 5 лет
Предметная область: «Родной язык и родная литература»

Разработала:
Лыткина Е.С., учитель русского языка и
литературы, первой квалификационной
категории.

с. Александровка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету
«Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и
духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы
русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной
языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области
«Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)»
тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная
литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой
культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный
предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие
его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык
и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена: — отбором
произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национальнокультурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции
русского народа, духовные основы русской культуры; — более подробным освещением
историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений,
расширенным историко-культурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная
литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении
русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные
литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы,
входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы
по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе
литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся
за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и
современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности
русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной
русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемнотематических блока): — Русский характер; — Русская судьба; — Русская земля Каждая
содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса
родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает
обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально2

специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике.
Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в
литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России
и др. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов
основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и
хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает
произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие
вечные проблемы и ценности. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова,
которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как
важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на
протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа,
доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся
литературные
произведения,
включающие
в
сферу
выделяемых
национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других
видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи
между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
• воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и
национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
• формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского
народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение
к его культурному наследию;
• осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности
к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
• развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих
задач:
• приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
• осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
• выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений
о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;

3

• получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;
• выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
• формирование опыта общения с произведениями
родной
русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
• накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной
русской литературы;
• формирование
потребности в
систематическом
чтении произведений
родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
• развитие
умений
работы
с
источниками информации,
осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных
источников, включая Интернет, и др.
В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную
связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в
сознании школьников.
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе
основного общего образования отводится 85 часов. В 5–9 классах выделяется по 17 часов
в год (из расчёта 0,5 учебный час в неделю).
Класс

Количество часов в неделю

8
9

1
0,5
1,5

Итого

Количество
часов в год
34
17
51

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план МОУ СШ № 1 предусматривает обязательное изучение родной
русской литературы на этапе основного общего образования.
Классы
Количество часов в неделю
Количество часов в год
8 класс

1 час

34 часов

9 класс

0,5 час

17 часа

Итого
1,5 часа
51 час
Форма организации образовательного процесса – классно-урочная: традиционные
уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий
урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные
уроки: зачёт, семинар.
 Виды и формы контроля:
 письменный ответ на вопрос;
 сочинение на литературоведческую тему;
 проект.
4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература»
направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1. Умение совместно с педагогом и сверстниками определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности.
5

Обучающийся сможет:
вующие и планировать будущие образовательные результаты;
конечный результат;
основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
деятельности;
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение совместно с педагогом и сверстниками планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
димые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных
вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
ть средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
задачи и находить средства для их устранения;
решения практических задач определенного класса;
траекторию.
3. Умение совместно с педагогом и сверстниками соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
деятельности;
результатов и оценки своей деятельности;
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
анализа изменений
продукта/результата;

ситуации

для

получения

запланированных

характеристик

характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
6

изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
самостоятельно.
4. Умение совместно с педагогом и сверстниками оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
выполнения учебной задачи;
енки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
5. Владение основами самооценки.
Обучающийся сможет:
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации. Обучающийся
сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
• выделять общий признак двух или нескольких
предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
логические связи с помощью знаков в схеме;
ть модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
деятельности);
смысл
текста, структурировать текст;
7

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
12. Умение при сопровождении
учителя использовать речевые средства речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
тва в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
деятельности;
ис
коммуникативной задачей;
рамках диалога;
«клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых
средств;
смысловых блоков своего выступления;
иалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Умение совместно с педагогом и сверстниками формировать и развивать
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов)
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
написание писем, сочинений, докладов.

8

для

решения

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Выпускник научится:
•
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию
средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
•
выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития
представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о
русском национальном характере;
•
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
•
учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного
чтения;
•
выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок
устного рассказывания;
•
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок
художественные приёмы;
•
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
•
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
•
определять тему и основную мысль произведения;
•
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
•
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи
между ними;
•
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
•
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
•
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
•
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению;
•
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
•
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для
чтения;
•
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
•
определять с помощью учителя для себя актуальную цель чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
•
выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
•
создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на
вопрос;
•
сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию;
•
работать с книгой как источником информации.
•
владеть различными видами пересказа
Выпускник получит возможность научиться:
•
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом
русского и своего народов);
•
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,
•
сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии.
9

•
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
•
оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;
•
создавать собственную иллюстрацию изученного текста;
•
сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством
учителя;
•
представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (3 ч)
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (3 ч)
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль
высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (5 ч)
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (4 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

11

9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (3 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарикисударики»).
Родные просторы (3 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня). П. А. Вяземский.
«Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (4 ч)
Великая Отечественная война Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (2 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (2 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№/п

Тема урока

8 класс
Кол-во часов
всего Контрольные Практические
работы
работы

РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
2
С. Н. Марков.
«Сусанин»
О. А. Ильина. «Во
время грозного и
злого поединка…»
2
2
П. Н. Полевой.
«Избранник
Божий»
(главы из романа)
ГОРОДА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
3
2
Ф. К. Сологуб.
«Сквозь туман
едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я
знаю
вас
не
понаслышке…»
4
2
И. И. Кобзев.
«Поездка в
Суздаль»
В. А. Степанов.
«Золотое кольцо»
5
2
Уж ты, Волгарека, Волгаматушка!..»
(русская народная
песня).
Н. А. Некрасов.
«Люблю я краткой
той поры…» (из
поэмы
«Горе
старого Наума»)
6
2
В. С. Высоцкий.
«Песня о Волге»
В. В. Розанов.
«Русский Нил»
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
7
2
И. А. Бунин.
«Троица»

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
13

8

9

10

11

12
13

14

15

16

17

С. А. Есенин.
«Троицыно утро,
утренний
канон…»
2
Н. И. Рыленков.
«Возможно ль
высказать без
слов…»
И. А. Новиков.
«Троицкая
кукушка»
2
Ф. А. Абрамов.
«Валенки»
Т. В. Михеева.
«Не
предавай
меня!» (главы из
повести)
2
А. В. Жвалевский,
Е. Б. Пастернак.
«Радость жизни»
РУССКИЙ ХАРАКТЕР –
РУССКАЯ ДУША
Э. Н. Веркин.
2
«Облачный полк»
(главы)
2
И. С. Тургенев.
«Сфинкс»
2
Ф.
М.
Достоевский.
«Мужик Марей»
2
Б. Л. Васильев.
«Завтра была
война»
(главы)
2
Г. Н. Щербакова.
«Вам
и
не
снилось» (главы)
2
Дон
Аминадо.
«Наука
стихосложения»
2
И. Ф. Анненский.
«Третий
мучительный
сонет»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

14

9 класс
№/п
Тема урока
Кол-во часов
Электронные
(цифровые)
Всего
Контроль Проверочн
образовательные
ные
ые работы
ресурсы
работы
РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1
1
Библиотека ЦОК
Песня «Как не две
https://m.edsoo.ru/7f413034
тученьки не две
грозныя…» (русская
народная песня) В. А.
Жуковский. «Певец во
стане русских воинов»
(в сокращении)
2
1
Библиотека ЦОК
А. С. Пушкин.
https://m.edsoo.ru/7f413034
«Полководец»,
«Бородинская
годовщина»
(фрагмент)
М. И. Цветаева.
«Генералам
двенадцатого года»
3
1
Библиотека ЦОК
И. И. Лажечников.
https://m.edsoo.ru/7f413034
«Новобранец
1812
года» (фрагмент)
ГОРОДА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
4
1
Библиотека ЦОК
А. С. Пушкин. «Город
https://m.edsoo.ru/7f413034
пышный, город
бедный…»
О. Э. Мандельштам.
«Петербургские
строфы»
5
1
Библиотека ЦОК
А. А. Ахматова.
https://m.edsoo.ru/7f413034
«Стихи о Петербурге»
(«Вновь Исакий в
облаченьи…»)
6
1
Библиотека ЦОК
Д. С. Самойлов. «Над
https://m.edsoo.ru/7f413034
Невой» («Весь город в
плавных
разворотах…»)
7
1
Библиотека ЦОК
Л.
В.
Успенский.
https://m.edsoo.ru/7f413034
«Записки
старого
петербуржца» (глава
«Фонарикисударики»)
8
1
Библиотека ЦОК
«Уж ты, степь ли моя,
15

9

степь Моздокская…»
(русская народная
песня) П. А.
Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В
степи» А. П. Чехов.
«Степь» (фрагмент)

https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
1

К.
Д.
Бальмонт.
«Первый спас» Б. А.
Ахмадулина.
«Ночь
упаданья яблок»
11
1
Е. А. Евтушенко.
«Само упало яблоко с
небес…»
Е.
И.
Носов.
«Яблочный спас»
12
1
А. П. Платонов. «На
заре
туманной
юности» (главы)
13
1
В. П. Астафьев.
«Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из
повести «Последний
поклон»)
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
14
1
Н. П. Майоров. «Мы»
М. В. Кульчицкий.
«Мечтатель, фантазёр,
лентяй-завистник!..»
15
1
Ю. М. Нагибин.
«Ваганов» Е. И.
Носов. «Переправа»
16
1
Б. К. Зайцев. «Лёгкое
бремя» А. Т.
Аверченко. «Русское
искусство» Ю. И.
Коваль. «От Красных
ворот» (фрагмент)
17
1
И. А. Бродский. «Мой
народ»
С. А. Каргашин. «Я –
русский!
Спасибо,
Господи!..»
10

16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».