Основная образовательная программа начального общего образования по ФОП
Описание образовательной программы
В соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» начальное
общее образование относится
к основным образовательным программам (наряду с образовательной программой дошкольного образования и образовательной программой основного общего образования, статья 12 Закона) и характеризует первый этап школьного
обучения. Образовательная программа
понимается в Законе «Об образовании в Российской Федерации» как комплекс
основных характеристик образования (объём,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,
реализация которых обеспечивает успешность выполнения ФГОС каждого уровня
образования.
Программа начального
общего образования МКОУ
«Александровская СОШ» является
основным документом, регламентирующим образовательную
деятельность образовательной организации в единстве урочной и внеурочной деятельности, при учёте
правильного соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целями реализации программы
начального общего образования являются:
·
обеспечение
реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение
качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого
обучающегося;
·
организация
учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов
начального общего образования, отраженных в ФГОС НОО;
·
создание условий
для свободного развития
каждого обучающегося с учетом его потребностей, возможностей и стремления к
самореализации;
·
организация
деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных
планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом
внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей предусматривает решение
следующих основных задач: формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
·
обеспечение планируемых результатов по освоению
обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений,
навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития
и состояния здоровья;
·
становление и развитие личности
в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
·
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
·
достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее -
обучающиеся с ОВЗ);
·
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
·
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему
клубов, секций, студий и других,
организацию общественно полезной
деятельности;
·
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
·
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
Программа начального общего образования МКОУ «Александровская СОШ» учитывает следующие принципы её формирования.
1) принцип учета ФГОС НОО: ФОП НОО базируется на
требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной школе;
2) принцип учета языка обучения: с учетом условий
функционирования образовательной организации
ФОП НОО характеризует право получения
образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы
реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
3) принцип учета ведущей деятельности обучающегося:
программа обеспечивает конструирование учебного
процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной
деятельности (мотив, цель,
учебная задача, учебные
операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения:
программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и
учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа
обеспечивает связь и динамику в формировании
знаний, умений и способов деятельности между этапами начального общего
образования, а также успешную
адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования, единые подходы между их
обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения
и воспитания: программа
предусматривает связь урочной
и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний,
воспитание чувств и познавательных интересов
обучающихся, нравственно-ценностного отношения
к действительности;
7) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые
могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем
учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
санитарными правилами и нормами СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее
- Гигиенические нормативы), и санитарными правилами
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный
N 61573), действующими до 1 января
2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).